Экономика
14:0617 апреля 2024

Переходим на чаёк? Почему кофе снова подорожал и как нас обманывают его производители

До конца 2024 года цены на кофе, относительно стабилизировавшиеся после скачков в пандемийные годы, могут опять существенно вырасти. Пока потребление бодрящего напитка ещё растёт, но уже скоро ситуация рискует серьёзно измениться, предупреждают некоторые участники рынка. Разбираемся, из-за чего корректируется стоимость и как меняется качество кофе.
Коллаж 78.ru: freepik.com, Petrov Sergey/globallookpress.com, unsplash.com, flaticon.com/DinosoftLabs

Международный день кофе отмечается 17 апреля. В последний раз производители уведомляли о росте цен на него на 15—20% в марте 2024-го, рассказывают участники рынка, но по итогам года стоимость может вырасти ещё, как минимум, на треть.

Дело в том, что кроме природных катаклизмов, таких как засуха в Бразилии и Вьетнаме, обострилась и обстановка в Красном море.

Дорожает даже относительно дешёвый сорт робуста, используемый, в том числе, для создания растворимого продукта.

При этом, как отмечают рестораторы, пока в их заведениях потребление кофе год от года росло, это был высокомаржинальный бизнес с низким инвестиционным порогом входа, но скоро ситуация может существенно измениться.

Кофе без переплат и в рассрочку

Как рассказывает генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов, последний раз уведомления поставщиков о росте цен на кофе на 15—20% с апреля приходили в марте.

— Мы поставляем кофе для персонала гостиниц и имеем дело не с элитными, но качественными сортами, — пояснил он.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

В апреле хотя цены и выросли, но, как ни странно, они снизились по сравнению с концом 2023-го.

— Дело в том, что наибольший и резкий рост цен практически в два раза произошёл в пандемийные года, когда поломалась вся логистика. С тех пор ситуация стала постепенно налаживаться, стоимость начала корректироваться. Но отката к ценам 2019-го всё-таки не случилось. Сейчас нам опять начали пачками и практически каждый день приходить письма от поставщиков об увеличении стоимости той или иной продукции. Пока о кофе речь не идёт, но кто теперь знает, что будет дальше,— поделился Антон Вересов.

Примечательно, что в сети «Лента», например, указывается два вид цен на кофе: обычная и по карте. Во втором варианте, ценник в два раза ниже. Хорошие скидки предлагает по карте и ретейлер «Ашан», причём в этой сети для этого вида товара даже есть система «сплит» (оплата частями).

Подорожал на 70%

Как стало известно 78.ru, поставщик MacCoffe аргументировал рост стоимости с 1 апреля увеличением цен на сорта арабика и робуста на 14,4 и 34,2% соответственно. Подорожали и сливки на 11,2%. Ещё один поставщик, предложивший поднять цены в начале 2024-го, ссылается на увеличение стоимости сырья на 23 % (зелёный кофе) и бобов (более 30%).

Стоит отметить, что в 2023-м робуста на биржах и вовсе скакнула в цене на 70%. Теперь это начинает сказываться, хотя пока и есть старые запасы.

Генеральный директор компании по производству кофе Андрей Гуляев предупреждает, что любителей бодрящего напитка в ближайшее время ждёт неприятный сюрприз.

— На полках вырастет цена существенно, потому что растворимый кофе в основном делается из робусты. Меняется не только цена, но также качество и состав продукта. Распространённая уловка: смешивать два сорта в одной упаковке. Вкус похуже, зато цена та же, — констатирует он.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Ресторатор, создатель кофейного бренда Игорь Мартиросян отмечает, что на ту же робусту вместо более дорогой арабики теперь приходится до 40% содержимого напитка.

Кофейни не заметили?

Увеличение стоимости чашки кофе по сравнению с аналогичным периодом 2023-го в общепите оценивают в 15—20%. Но там поясняют: бизнес до сих пор был высокомаржинальным, потому рост и не стал шоковым. А вот что будет дальше, это другой вопрос.

Соучредитель гастрономического пространства Balagan и ресторана Ognivo Андрей Перцев рассказывает, потребление кофе в ресторанах, особенно в концептуальных заведениях, там, где есть завтраки, пока растёт от года к году. Речь идёт примерно о 10—12%. Логично увеличивается и стоимость, если есть спрос.

— Вы же видите, как у нас активно появляются те же пекарни, где также торгуют кофе на вынос. Каких-то резких скачков цен я в последнее время не заметил. Но, очевидно, что хуже всего ситуация складывается, когда в странах-поставщиках происходит неурожай или засухи, что мы и имеем сейчас, — делится он.

По словам Андрея Перцева, купить кофе можно даже в самых экзотических сортах. Но это опять вопрос денег. Часто выходит так, что от самых дорогих сортов всё-таки рестораны сейчас вынуждены отказаться, хотя это не значит, что они не выбирают эксклюзивные и качественные.

Бизнес схлопнется?

Основатель управляющей компании Evdokimov group (ресторанная группа «Паруса») Владислав Евдокимов готов добавить к природным явлениям усиление напряженности в Красном море и на Суэцком канале, «когда всё наслоилось друг на друга».

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

По его словам, у рестораторов и владельцев кофеен до этого был хороший запас прочности. Бизнес считался высокорентабельным и предполагал низкий порог инвестиций для запуска.

По существу, необходимо было лишь приобрести оборудование и нанять сотрудников. Его поставщики всегда предоставляли хорошие условия и делали щедрые скидки.

— Здесь есть только один момент. Такие компании всегда обязывали закупать кофе только у себя, а не у сторонних организаций. Для поставщиков оборудования цены тоже растут не только на него, но и на сырьё, — уточняет Антон Вересов.

Как считает Владислав Евдокимов, при дальнейшем серьёзном росте цен на кофе возможны два сценария развития. При первом люди начнут постепенно отказываться от потребления этого бодрящего напитка и перейдут на чёрные, зелёные травяные чаи.

Культура употребления кофе для россиян никогда не была многовековой и массово появилась лишь в конце прошлого века.

Второй сценарий заключается в том, что в отрасли начнется серьёзный демпинг в борьбе за клиента. А закончится всё это закрытием точек и разорением бизнеса.

ТорговляОбщепитПродукты
Новости партнеров