Отзывная кампания — это мероприятие, которое проводит автопроизводитель для устранения выявленного брака или недочёта в партии своих машин. В её рамках фирма объявляет об отзыве этой партии и приглашает покупателей отдать автомобили для ремонта официальному дилеру. Устранение неисправностей происходит за счёт производителя.
— Как правило, отзывные кампании становятся следствием каких-то повторяющихся жалоб людей в сервисе. Гораздо реже отзывные кампании являются следствием выявленных технологических, конструктивных ошибок в результате дорожно-транспортного происшествия. Часто повторяющееся замечание требует какого-то устранения. При этом в 99% случаев производитель не обязывает через дилерскую сеть обязательно все автомобили отозвать, — пояснил в беседе с 78.ru автоэксперт Дмитрий Попов.
Из-за развернувшейся против России санкционной войны страну покинуло большинство западных автопроизводителей. Это вызвало серьёзные проблемы у владельцев иномарок, начиная от сложностей с запчастями и заканчивая угрозой хакерских атак. Теперь стало известно, что и отзывные кампании в России в основном работать больше не будут: так, АО «МБ РУС», которая обслуживает автомобили Mercedes-Benz, устраняет дефекты только на официально проданных до марта 2022 года машинах. Volkswagen вовсе прекратил отзывную деятельность по всем своим брендам (Skoda, Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley), как и японские и корейские компании (Honda, Kia, Hyundai и другие).
Впрочем, как отметил Дмитрий Попов, и раньше те водители, которые не обслуживались в дилерских центрах, могли вовсе не знать про отзывные кампании. В основном в их рамках речь идёт о мелких дефектах: например, поставлен не тот разъём или нога задевает какую-то резинку в салоне.
— Если обслуживаете автомобиль сами или у каких-то частников, то вы эту замену, этот мелкий ремонт или этот конструктивный дефект своими творческими усилиями и усилиями творческих «ремонтёров» устраните сами. Очень редко когда отзыв является следствием дорожно-транспортного происшествия и вызванного дефекта, — констатировал автоэксперт.
Дмитрий Попов считает, что серьёзных проблем отсутствие официальных отзывных кампаний западных автомобилей в России не принесёт, поскольку процент действительно опасного брака, который при них устраняют, невелик. Главное — чтобы российские автосервисы «подхватили знамя» ушедших фирм и завозили запчасти.
— Если они будут завозить (детали. — Прим. ред.) и заменять тем, кто будет обращаться за помощью, серьёзной проблемы, в общем-то, как таковой не будет. Я понимаю, что для людей, которые являются, что называется, исключительными пользователями автомобиля — именно пользователями, которые самое большее, что делают, это заливают бензин и жидкость в бачок омывателя, стучат по колесу и протирают лобовое стекло — для них это может показаться очень, так скажем, проблемной историей. Но на самом деле ничего страшного, мне кажется, это не тащит за собой, — считает Дмитрий Попов.
В том, что касается отзывных кампаний, связанных с механическими поломками, его поддерживает автоэксперт Сергей Клоков. В беседе с 78.ru он обратил внимание, что в России работает множество поставщиков, которые везут запчасти по параллельному импорту, поэтому с ними проблем нет. Самое большое неудобство — необходимость производить такой ремонт за свой счёт, в то время как его стоимость растёт. Однако уже в 2022 году эксперты отмечали, что водители всё чаще выбирают обслуживание на сторонних СТО, а не у официальных дилеров, в 2023 году этот тренд продолжился.
Однако кампании затрагивают не только механические поломки, отметил Сергей Клоков.
— Если это какая-то глобальная отзывная акция, то есть разница — речь о механических проблемах вроде отваливающихся педалей или проблемах с софтом, — указал он.
И если проблемы с механикой устранимы, то с электронной «начинкой» автомобиля их гораздо больше.
Сергей Клоков обратил внимание, что современный автомобиль из транспортного средства по сути превращается в гаджет. Большое количество электроники отвечает за разные дополнительные приятные функции — парктроники, проигрывание музыки и другие. Однако проблемы начинаются там, где электроника вмешивается в работу двигателя, трансмиссии, подвески или других частей автомобиля.
— В моей практике был случай: на шведском автомобиле аварийный сигнал включает поворотники, а при повороте налево или направо поворотник не работал. Оказалось, что поворотники надо прописывать через отправку письма в Швецию и оплаты софта. Софт присылают обратным письмом, его нужно загрузить, и тогда авто будет функционировать, — рассказал эксперт.
Как любой софт, автомобильная электроника может «барахлить» — накапливаются системные ошибки, в него прокрадываются вирусы. Кроме того, ему требуются обновления, а в условиях санкций установить их бывает проблематично.
— Софт нужно обновлять, что сложно в условиях глобальных санкций против нашего государства. Таким образом, мы попросту не можем платить. В теории какое-то обновление может превратить автомобиль в «кирпич», — предупредил Сергей Клоков.
Российские водители уже с подобным сталкивались: так, в августе 2023 года стало известно, что Mercedes-Benz отключил российских дилеров и водителей от своего программного обеспечения, его примеру последовал и BMW. Тогда серьёзных проблем это не вызвало, поскольку специалисты СТО продолжили работать на основе своих знаний и опыта, однако что будет дальше, предсказать сложно.
Выходы, по словам Сергея Клокова, есть: российские IT-специалисты уже занимаются ремонтом, что называется, кустарными методами. Для этого существуют специальные сервисы, которые самостоятельно работают с кодом зарубежных производителей, «лечат» электронные системы. Однако это грозит риском несоответствия кода для разных компонентов авто.
— Наверное, либо нам грозит полностью обездвиживание этого автотранспорта на каком-то этапе, либо наши светлые умы в плане ИТ-разработок нам помогут, и мы сможем эксплуатировать и спокойно вскрывать эти автомобили, погружаться в их внутренний мир и ремонтировать, — констатировал эксперт.
Впрочем, сам Сергей Клоков надеется на позитивный исход и верит, что отечественные специалисты справятся и без помощи зарубежных заводов и производителей.
— В моей практике было множество ситуаций, когда зарубежные производители не могут нам помочь в той или иной степени, а наш умный специалист, электрик, диагност две недели думал, читал форумы и в итоге устранил проблему, — отметил он.
Поэтому сильно тревожиться не стоит, однако быть готовым к проблемам нужно — и, конечно, присматриваться к наиболее умелым специалистам в этом сегменте.
По понятным причинам самыми уязвимыми к трудностям с отзывными кампаниями стали автомобили западных марок, поскольку их представительства из России ушли. Однако ими список проблемных машин не исчерпывается.
— Отзывные кампании, если обратить внимание, чаще связаны с регионами, где эксплуатируются автомобили. То есть если отзывная кампания по какому-то Mercedes производится в Европе, то по этому же Mercedes в Америке нет отзывной кампании. Это связано с разной комплектацией, разной насыщенностью автомобиля электронными устройствами и прочими факторами, — указал Сергей Клоков.
По этой же причине — привязке к региону — проблемы отзывных кампаний затрагивают и автомобили, которые за последние два года стали практически спасением для российского рынка, — произведённые в Китае. Как отметил в беседе с 78.ru автоблогер Павел Лаздин, у китайских машин, с одной стороны, всё просто: официально поставленные в Россию китайскими импортёрами автомобили обслуживаются у официальных дилеров и подпадают под отзывные кампании. Так, в ноябре 2023 и январе 2024 года две отзывные кампании в РФ провёл Haval: в первом случае устанавливали устройство для вызова экстренных служб, во втором — устраняли проблемы с электропроводкой.
Однако «китайцы» «китайцам» рознь, предупредил Павел Лаздин.
— Официальные дилеры по требованию официальных дистрибьюторов, по требованию китайской стороны делают всё без проблем, но если китайский автомобиль ввезён по параллельному импорту, то есть не через дистрибьютеров, и он предназначался изначально не для рынка России, а, к примеру, для рынка Австралии с более щадящим климатом, то, естественно, ни о каких сервисных манипуляциях речи быть не может, — пояснил он.
Ввезённых по параллельному импорту китайских автомобилей касаются и проблемы электроники, о которых рассказывал Сергей Клоков.
— Некоторая часть китайских брендов из-за того, что программное обеспечение для России кардинально отличается от программного обеспечения для других стран, запретили вообще дилерам как-либо подсоединяться, скажем так, к автомобилям, ввезённым по параллельному импорту, — рассказал Павел Лаздин.
Однако китайских дистрибьютеров можно понять, добавил он: если автомобиль не предназначался для России и её климатических условий, то и в обслуживании по отзывным кампаниям будет отказано. Если же автомобиль ввезён в Россию официальным дистрибьютером, то проблем можно не опасаться.
В целом же, как отметили все эксперты, большой катастрофы из отсутствия ремонта по отзывным кампаниям зарубежных автомобилей в России не будет — как правило, в их рамках не устраняют никаких опасных неполадок. Тем не менее интересоваться информацией о них стоит, и если возникают действительно серьёзные проблемы, лучше обратиться в СТО — правда, за свой счёт.