Прямой эфир

Без права на ремонт: владельцы каких автомобилей останутся без запчастей

26 янв, 13:01
Лилия Батршина
Дефицит автозапчастей в России в основном преодолён, однако проблемы по-прежнему существуют: так, для некоторых марок поставки могут затягиваться на годы. Почему так происходит и какие марки автомобилей стали самыми уязвимыми, разбирался вместе с автоэкспертами 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com/peoplecreations, flaticon.com/Kiranshastry

Плохо стало всем

Введение санкций против России со стороны зарубежных стран сильно ударило по автомобильному рынку: компании-производители машин ушли из страны одними из первых. Они запрещали продажи, останавливали техобслуживание, прекращали гарантийные ремонты и даже блокировали электронную начинку своей продукции, чтобы ею не могли пользоваться на территории России. В том числе возникли проблемы с запчастями, заказать которые из страны-производителя стало невозможно.

— Разумеется, с последними санкциями стало всем плохо, потому что, элементарно, всё это значительно ударило по большей части логистики: нет больше Maersk (крупная логистическая компания, которая также прекратила работу с Россией. — Прим. ред.), собственного торгового флота как такового раз-два и обчёлся, а для тех же братьев из Китая наша страна — это капля в море. Поэтому да, такая проблема на самом деле есть, но это по большей части проблемы для крупноузловой сборки автомобилей непосредственно в России, — рассказал 78.ru автоблогер Павел Лаздин.

С течением времени и дилеры, и владельцы автомобилей в России адаптировались: на полную мощность заработал параллельный импорт, а российские автолюбители частично перешли на более доступные модели, к примеру, из Китая. Однако к концу 2023 года стало ясно, что проблемы с запчастями остались, только теперь они выражаются не в самой возможности заказа, а в сроках доставки: так, по данным «Известий», импортные запчасти можно ждать по полтора года.

Фото: freepik.com/senivpetro
Фото: freepik.com/senivpetro

Тем не менее эксперты в беседе с 78.ru уверили, что не всё так однозначно и нюансы, как часто бывает, важнее общей картины.

Сроки и цены важнее всего

— Дефицит запасных частей, наблюдавшийся в 2022 году, преодолён уже в прошлом году. Запасные части практически для всех автомобильных марок премиум-класса поставляются по налаженным логистическим каналам, — рассказали в пресс-службе ГК «Автодом».

Как сообщил 78.ru вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов, сроки поставок оригинальных запчастей автопроизводителей, которые ушли с российского рынка, составляют чаще всего 25–90 дней.

— Основное влияние на сроки поставки оказывает стоимость запчастей. Чем стоимость выше, тем сроки меньше, и наоборот, — уточнил он.

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев обратил внимание, что за 2023 год до 20% подорожали детали, которые привозят под заказ, и запчасти для марок из Европы и США. Кроме того, выросла и стоимость ремонтных работ — на 15–30%.

— Цена запчастей зависит от того, какой марки пострадавшая машина, какого она года выпуска. Пример: у Volkswagen 2015 года обычная фара, и она будет стоить 12 тыс., а у Volkswagen 2020 года светодиодная фара стоимостью 70 тыс. рублей. Вижу тенденцию повышения цен на запчасти и по отдельным маркам. Например, год назад фара для Datsun mi-DO стоила 17 тыс. рублей, а сейчас 79. И это закупочная цена — в магазинах ещё дороже. Очень неожиданно и печально, — рассказал он.
Фото: freepik.com/peoplecreations
Фото: freepik.com/peoplecreations

В ГК «Автодом», напротив, заверили, что, несмотря на санкции, есть возможности для удержания цен, хотя для их снижения предпосылок не просматривается.

— Санкции влияют на логистику, удлиняя цепочки поставок. При этом хорошо отработанные каналы поставок позволяют удерживать цены на комплектующие и избегать резкого увеличения их стоимости. Однако предпосылок для снижения цен на автозапчасти в России нет. В перспективе стоимость расходных материалов продолжит увеличиваться в пределах инфляции, — констатировали в пресс-службе.

Самые проблемные запчасти — кузовные и сложные узлы, такие как агрегаты трансмиссии, головки блока цилиндров, двигатели в сборке. Сроки их поставки могут составлять до 6 месяцев, отметили в ГК «Автодом».

— Очень сложно привезти крупногабаритные запчасти, которые не помещаются в контейнер или которые не позволяют контейнер заполнить полностью. Их поставщики везут неохотно и, как следствие, это отражается на сроках поставки. Естественно, каждая ремонтная организация сначала пытается решить вопросы с заказами официальным путём, через представительство, но, как показывает практика, процесс может затянуться. Самостоятельно наладить трафик поставки запчастей очень трудно, и это потребует колоссальных финансовых затрат, — рассказал 78.ru автоэксперт Сергей Клоков
.

Гарантия vs ДТП

Автоблогер Павел Лаздин пояснил в беседе с 78.ru, что сроки ремонта и поставок деталей также зависят от того, по какой причине обращается за ними автовладелец: пытаться отремонтировать автомобиль после ДТП по КАСКО или ОСАГО существенно сложнее, в то время как гарантийный ремонт выполняется в нормальный срок. Причина — в экономике и инфляции.

Фото: freepik.com/Drazen Zigic
Фото: freepik.com/Drazen Zigic
— При ДТП они (дилеры. — Прим. ред.) спокойно получали деньги от страховой компании. Например, машина стоила 2,8 млн рублей. Устранить повреждения капота, фары, бампера обходилось где-то 700–800 тыс. Дилер эти деньги получал, запчасти заказывал, но до последнего не оплачивал, потому что, по сути, имея в ремонте данную сумму миллионов, скажем, на 10–15, он каждый месяц, используя эти деньги в производстве беспроцентно, сам себя кредитовал, закупал машины и экономил по полмиллиона примерно в пиковые дни инфляции. Это было у всех. С гарантией, естественно, так не поступить, потому что сразу же прилетает от представительства, сразу же у всех возникают вопросы, — рассказал эксперт.

Кроме того, как отметил Павел Лаздин, для гарантийного ремонта на территории России у дилеров, как правило, есть склады с деталями, именно поэтому он производится достаточно быстро.

— Расходные материалы, такие как фильтры, колёсные диски, тормозные колодки, лобовые стёкла, фары, бамперы и многое другое, всегда есть в наличии у официальных дилеров, — подтвердили в ГК «Автодом».

Но касается это только тех компаний, которые не ушли с российского рынка, либо тех, чья продукция поставляется по параллельному импорту — однако и с ними есть нюанс.

Параллельный импорт решает все проблемы?

К сожалению, все проблемы параллельный импорт решить не может. Во-первых, он существенно влияет на стоимость деталей, а следовательно — на их доступность.

— Купить оригинальные запчасти можно в проверенных автомастерских или по заказу у логистов. Основные поставки идут через Турцию, Казахстан, ОАЭ, ЮАР. Из-за логистических сложностей привычная деталь может вырасти в цене до 30%, — констатировал в беседе с 78.ru директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.
Фото: freepik.com/ArtPhoto_studio
Фото: freepik.com/ArtPhoto_studio

Во-вторых, не всегда через параллельный импорт поступают действительно оригинальные детали — за последние полтора года количество контрафакта также существенно выросло.

— Возьмём бренд Lemförder. Он всегда оставлял гравировку в виде птички на своих изделиях. Что мы видим на сегодня на российском рынке? Гравировка отсутствует, есть минимум два вида одной и той же детали, которая имеет разные каталожные номера и существенно отличается по стоимости — в обоих случаях гравировка отсутствует. Качество также оставляет желать лучшего, — отметил Дмитрий Матвеев.

Чаще всего, по данным Александра Приходько, подделывают моторные масла, антифризы, колёсные диски, фары, подушки безопасности и комплектующие карданных валов. Контрафакт привлекает покупателей низкой ценой, зачастую он дешевле оригиналов в полтора-два раза и подойдёт для тех автомобилей, запчасти к которым не продаются в России. Однако контрафакт — это всегда лотерея.

— Качество таких комплектующих существенно хуже. Как правило, контрафактные запчасти изготавливаются из низкосортного сырья с нарушением технологий. Например, поддельные подвесные подшипники будут создавать избыточную вибрацию, а дефектная крестовина карданного вала может заклинить во время движения, — предупредил Александр Приходько.

О том, что установка несертифицированных комплектующих может привести к поломке, предупредили также в ГК «Автодом»: по их данным, подобная попытка «сэкономить» может привести к дорогостоящему ремонту.

Остаться без запчастей: самые опасные марки

Самыми проблемными с точки зрения запчастей очевидно являются автомобильные марки, которые больше официально не продаются в России — к ним относится большая часть европейских, американских, японских и южнокорейских компаний. Однако и здесь есть нюанс, отмечает Павел Лаздин.

— Те, кто успел купить какого-нибудь праворульного японца, вообще молодцы, потому что японских, европейских запчастей на самом деле неистощаемый запас накопился уже как новых, так и на разборках, так и ввезённых через Беларусь. Были даже такие моменты, что, к примеру, на BMW F10 подвеску было найти быстрее, чем на «Ладу Весту», — указал он.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Сергей Демидов согласился, что иномарки в основном сталкиваются с проблемой не наличия запчастей, а их стоимости, которая сильно превышает рекомендованные розничные цены. Однако в большей степени это касается относительно старых моделей, чем новее автомобиль, тем сложнее «достать» деталь и тем выше риск встретиться с контрафактом или аналогом неадекватного качества.

Больше всего споров сейчас вызывают китайские марки — эксперты разошлись во мнениях, есть или нет проблемы с поставками запчастей для них. Так, Сергей Демидов отметил, что с поставками запчастей нет проблем у Haval, Chery, Omoda, EXEED — лидеров продаж в России, у них ситуация стабильна. В то же время, по словам Сергея Клокова, напротив, именно с китайскими брендами есть наибольшие проблемы.

— Там есть целый комплекс проблем, которые, на мой взгляд, решать никто пока не торопится. О причинах можно только догадываться. Если говорить конкретно о проблемном бренде, то лидирует, наверное, FAW. Проблемы, связанные с другими брендами, можно объяснить их недавним присутствием на рынке, — отметил он.

По его сведениям, проблемы у «китайцев» есть и со сроками — они могут составлять от месяца, если запчасть есть на складе, до года, если её везти непосредственно из Китая, — и с параллельным импортом, и даже с б/у запчастями, которых на китайские бренды пока не хватает.

Почему возник такой спор между экспертами, объяснил Павел Лаздин. Он отметил, что проблемы действительно есть, но только у тех, кто покупал машины в Китае по параллельному импорту или кто решил сэкономить и купить редкую марку.

— Сейчас проблема очень актуальна для тех, кто купил машину по параллельному импорту, чьего представительства нет в России. Самому заказывать запчасти из Китая тяжело и сложно, особенно если автомобиль не массовый. Тут люди сэкономили 1 млн рублей, но потратили нервов на 2–3 млн в поисках запчастей. <…> Те, кто покупал машину не по параллельному импорту, а через официальных дилеров, и те, кто покупал машины, которые аналогичны тем, которые здесь у нас официально продаются, — у тех особых проблем не будет. Те, кто покупал «электрички» (электромобили. — Прим. ред.), гибриды и то, что у нас редкое из Китая, — с этим очень, очень, очень сложно, — рассказал он.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Соответственно, тем, кто решил сэкономить на редкой марке, лучше ездить как можно аккуратнее и не рассчитывать на скорый гарантийный ремонт: по словам Павла Лаздина, «если что-то сломается, то будет печально, если что-то разобьётся в ДТП, то будет печально вдвойне».

При этом проблем с запчастями для «китайцев», которые давно зашли на российский рынок, нет — прежде всего потому, что у них налажена сеть складов и поставок с них для ремонта. В качестве примера он привёл Chery, которая развивала свои склады на территории России, когда ещё было принято «ругать» китайские автомобили за ненадёжность.

— У меня была Chery EXEED. Я как обычный клиент направил запрос: мне надо поменять переднюю левую дверь. EXEED на тот момент было продано в России что-то около 100 штук, то есть была не самая популярная модель. Давайте рассчитаем, через сколько эта запчасть будет в Питере. Мне вечером ответили: послезавтра уже будет здесь, в Питере, готовая к покраске. То есть не самая популярная запчасть, кузовная, на не самую популярную машину была в наличии, её не надо было заказывать из Китая, — указал он.

Сегодня китайские производители активно развивают свою сеть складов по России вслед за предшественниками, поэтому опасаться «китайцев» не стоит .

Что делать?

Хотя тотальный дефицит запчастей в России в целом преодолён, всё же проблемы и с доступностью, и со сроками остаются. Есть разные пути, чтобы их решить, от развития отечественного автомобилестроения до ожиданий, что рано или поздно отношения с европейскими странами нормализуются.

— Какие-то прогнозы по возврату на рынок западных автопроизводителей делать невозможно, пока ситуация сохраняется на уровне весны 2023 года — сроки поставок отдельных запчастей составляют до 3 месяцев, скорость поставки напрямую влияет на стоимость запчастей, — констатировал Сергей Демидов.
Фото: freepik.com/standret
Фото: freepik.com/standret

По словам Сергея Клокова, помимо параллельного импорта есть также возможности восстановления повреждённых деталей и, конечно, собственного производства. Однако чтобы их использовать, нужно определиться, на что именно делать ставку.

— Если мы берём за основу полный переход на китайских и отечественных производителей, то необходимо развивать именно этот вектор, не нужно распыляться на европейские бренды, — считает он.

Кроме того, по его мнению, в части китайских автомобилей лучше, чтобы за поставку деталей взялись не сами китайцы — тогда «у проблемы появятся осязаемые формы, и поиск решения ускорится». Однако для этого необходима серьёзная мотивация, поскольку поставка деталей требует колоссальных затрат. Сейчас же понимания по долгосрочному сотрудничеству нет, и все ждут, как будет складываться ситуация в дальнейшем.

А пока ждать придётся и россиянам — от 25 до 90 дней минимум на поставку оригинальных деталей. Главное — при выборе нового автомобиля ориентироваться на популярные марки и с осторожностью относиться к тем, кто ушёл с рынка, чтобы опять не остаться без права на запчасти.

СМИ 2