Предыдущие два года цены на автомобили неуклонно, а временами и лавинообразно, росли — сказались уход западных компаний, проблемы с поставками как самих автомобилей, так и запчастей к ним, переориентация на других производителей, трудности собственного производства. Однако начало 2024 года отличилось стабилизацией цен на авторынке, рассказали 78.ru в пресс-службе ГК «Автодом».
— Если в прошлом году средневзвешенная стоимость нового автомобиля выросла на 24%, то в январе цена авто выросла лишь у трёх брендов — Geely, УАЗ, Livan в диапазоне 0,3–0,7%. В феврале она не повышалась. Связано это с тем, что в отличие от начала 2023 года на складах дилеров и дистрибьютеров наблюдался достаточно большой переходящий остаток авто, полностью обеспечивающий потребности рынка, — пояснили в пресс-службе.
Сложилась парадоксальная ситуация: впервые за два года на рынке машин оказалось больше, чем требовалось — возник профицит. Казалось бы, в таких условиях цены должны не только остановиться, но и, по законам экономики, пойти вниз, однако этого не случилось.
— Снижению стоимости препятствует ряд причин, как внешних, так и внутренних. Это высокая доля в цене авто утилизационного сбора, который был серьёзно повышен в 2023 году. Кроме того, китайские автоконцерны серьёзно скорректировали производственные планы в сторону понижения, чтобы предотвратить затоваривание рынка, — пояснили в ГК «Автодом».
Кроме того, сказались и курсовые проблемы рубля: если бы он укрепился примерно до 80 единиц за доллар, это снизило бы цены на автомобили. Однако сейчас он балансирует в районе 90 рублей за доллар и, вероятно, останется на этой отметке достаточно долго.
Ждать понижения цен на автомобили не стоит ещё по одной причине — с 1 апреля 2024 года вступают в силу новые правила ввоза в Россию автомобилей, растаможенных в странах Евразийского экономического союза, предупредила в беседе с 78.ru управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
— Новые правила ввоза машин исключают необоснованное преимущество одних игроков рынка перед другими, когда авто поставлялись в страну, например, через Киргизию по льготным таможенным ставкам. Растаможка некоторых автомобилей в России была в четыре раза дороже, чем в Киргизии, чем пользовались многие перекупы и мелкие брокеры, — пояснила эксперт.
Ирина Франк привела пример: если раньше китайский электромобиль Zeekr 001 стоил 5,5–6 млн рублей, то теперь, с новыми правилами растаможки, его цена вырастет до 7,5–8 млн рублей.
— После вступления в силу новых правил в России станет больше официально ввезённых автомобилей, то есть у покупателей будет меньше рисков. А вот цены на авто действительно могут взлететь в космос. По нашим подсчётам, реальная стоимость машин увеличится ориентировочно на 27–28%, — отметила эксперт.
Таким образом, авторынок сейчас находится буквально в центре ценовой бури: с одной стороны, профицит машин не позволяет ценам повыситься, с другой стороны, грядёт большое увеличение цен из-за новых правил. Как в таких условиях сэкономить на покупке автомобиля?
О главных правилах, которым стоит следовать, чтобы сэкономить при покупке автомобиля, 78.ru рассказал автоэксперт Сергей Клоков. Среди них он выделил следующие:
1. Чётко определиться с покупкой, что именно нужно.
Это правило работает с любой покупкой, работает оно и с приобретением автомобиля: чем чётче вы представляете себе, чего хотите, тем меньше шансов купить что-то дорогое и бестолковое.
2. Не принимать во внимание мнение продавца.
Задача продавца — продать товар, желательно как можно более дорогой. Поэтому опираться на его мнение, если стоит цель сэкономить, точно не стоит.
3. Взвешенно подойти к бюджету.
Завышение собственных финансовых возможностей — большая проблема, особенно при покупке дорогих вещей, к которым относится и автомобиль. На свой бюджет следует смотреть реально и покупать то, что действительно по карману.
4. Однозначно отказаться от допов — их можно установить в более дешёвом месте.
Известно, что различные дополнительные мелочи в автосалонах стоят дороже, чем в других магазинах, поэтому не стоит «вестись» на предложения установить всё и сразу — лучше поискать более дешёвые места.
5. Никаких кредитов, никаких вспомогательных программ.
Кредиты — верная дорога к переплатам, особенно в текущих условиях, когда Центробанк жёстко режет возможности их выдавать, а перспективы ключевой ставки не вызывают оптимизма. Опираться следует только на собственный бюджет.
6. Можно взять коммерческое предложение у одного дилера и поездить по другим — посмотреть, кто предложит более интересную цену.
Сравнивать и выбирать — одно из главных условий экономии на любой покупке, относится оно и к автомобилям. Тем более что в условиях профицита многие дилеры делают привлекательные предложения, как обратили внимание в пресс-службе ГК «Автодом».
— Сейчас ГК «Автодом» предлагает приобретение модельного ряда Exeed c выгодой до 35%, привилегии при покупке автомобилей Omoda достигают 49%. Ситуация на авторынке сейчас идеальна для выгодного приобретения авто, — отметили там.
По мнению Ирины Франк, главный способ сэкономить на покупке автомобиля сегодня — это не откладывать покупку.
— Единственный способ сэкономить на покупке машины в нынешних условиях — успеть приобрести автомобиль сейчас, то есть в самое ближайшее время. В обозримом будущем иномарки однозначно не будут дешеветь — для этого нет никаких предпосылок. Скорее наоборот. Поэтому если вы собирались купить машину, новую или с пробегом, то сделайте это сейчас — точно не прогадаете, — рекомендовала она.
Ещё один способ сэкономить на покупке автомобиля предложил историк экономики, управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев: он отметил, что исторически неплохим «антикризисным» решением для западной части страны стал импорт из Японии праворульных автомобилей. Среди преимуществ он назвал разнообразие моделей, качество, неплохие пробеги, строгую систему поддержки качества, позволяющую избежать «скрутки» пробега, и более низкие цены по сравнению с леворульными аналогами.
— Исторически сложилось, что на праворульные автомобили из Японии всегда смотрели больше за Уралом, учитывая близость к азиатскому рынку, широкое присутствие автозапчастей на рынке, а также специалистов, разбирающихся в данных автомобилях и умеющих их ремонтировать. Всё это присутствовало в западной части страны в меньшем количестве в связи с более удобной логистикой поставок авто из других стран. Вдобавок репутационно многие автолюбители смотрели на правый руль с определённым скептицизмом, что до сих пор порождает огромное количество интернет-войн с затёртыми до основания клавиатурами, мышками и прочими атрибутами, — пояснил эксперт.
Сегодня ситуация меняется: ввоз в страну праворульных автомобилей увеличился на порядок, их количество в городах западной части страны также выросло. Причина, по словам Сыдыпа Бальдруева, проста: экономия на правом руле составляет до полумиллиона рублей.
— К примеру, Mazda 3 2019 года с пробегом от 30 000 км в Москве стоит от 2 млн рублей, а такое же авто уже во Владивостоке — около 1,5 млн, но 2021 года и с пробегом в районе 11 000 км. А какой-нибудь «кей-кар», вы сможете приобрести по цене меньше миллиона, что в городе будет очень удобной покупкой — внутри места много, а габариты юркие, да и расход маленький, — отметил он.
Можно при этом и решить задачу «повышенной сложности» — привезти авто лично, заказав на японском аукционе. Это снижает вероятность купить «кота в мешке», поскольку на таких аукционах автомобили очень серьёзно проверяют. Однако это требует не только большого количества времени, но и, по выражению эксперта, «самурайского спокойствия».
— Как показывает практика, вдобавок к автомобилю вы получите опыт специалиста по ВЭД, а это дорогого стоит. Также к вам будет обеспечено внимание со стороны друзей, но это же хорошо — дополнительный маркетинг к вашей персоне. Главное, не продавайте авто в течение года, и будет вам счастье, — рекомендовал Сыдып Бальдруев.
Ещё один способ получить выгоду, правда, не на самой покупке, а на страховании авто и будущих выплатах, предложила Ирина Франк — для этого при покупке нужно попросить страхового агента указать в договоре более высокую стоимость авто.
— Так делать допустимо — это не противоречит закону. То есть в страховке вы прописываете цену с учётом своего видения рынка и прогноза роста цен. Это позволит вам в случае наступления страховой ситуации в будущем получить более высокие выплаты по страховке. А если вы укажете в полисе реальную цену авто на текущий момент, то потом за выплаченные деньги уже не сможете купить такой же новый автомобиль, поскольку машины сильно подорожают, — объяснила она.
В условиях постоянно дорожающего рынка на этот совет действительно стоит обратить внимание.
Эксперты также указали на способы экономии, которые применять определённо не стоит. Ирина Франк назвала среди таковых отсутствие растаможки — учитывая грядущее подорожание, искушение сэкономить на этом шаге у некоторых и впрямь может возникнуть. Эксперт предостерегла от такого желания и объяснила последствия.
— Например, без растаможки машину нельзя будет поставить на учёт, но самое страшное — без оплаченных налогов и пошлин её сможет конфисковать сотрудник ГИБДД. Поэтому рисковать не стоит — нужно привыкать к новым реалиям, — посоветовала она.
Сергей Клоков же отметил, что все озвученные им правила касаются покупки нового автомобиля, а для покупки машин с пробегом конкретных правил нет. Более того, при покупке б/у автомобиля экономия вредна.
— Там нужно смотреть с экспертами и уж точно не экономить, — констатировал он.
О том, на что нужно обратить внимание при покупке автомобилей с пробегом, 78.ru рассказывал ранее — эксперты рассказали о плюсах и минусах таких машин и дали практические советы будущим покупателям.