Электронные ценники и отмена бумажных чеков в магазинах — какие проблемы несут покупателям

Установить 2 млн электронных ценников в супермаркетах «Перекрёсток» сеть X5 Retail Group планирует по всей стране в 100 точках. Как поясняют в руководстве компании, это позволит «улучшить покупательский опыт» и повысить операционную эффективность магазинов.
Так, в настоящее время в среднем в одном супермаркете «Перекрёсток» в день тратится около 12 часов рабочего времени на полную замену бумажных ценников и четыре часа на их верификацию. В электронном формате всё будет происходит автоматически без участия персонала.
При этом, чиновники Минприроды подготовили инициативу о массовой отмене выдачи бумажных чеков в магазинах.
Налоговики «ноу-хау» готовы поддержать, потому что оно, как считают в ФНС, не ущемляет права потребителей. Такой практикой уже пользуются X5 Retail Group, «Лента» и «Окей».
Выясняем, к чему приведут нововведения.
Псу под хвост?
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин обращает внимание на то, что электронные ценники появятся именно в «Перекрёстках», а не «Пятёрочках» сети X5 Retail Group. По его данным, произойдёт это в течение 2024 года.

В своем telegram-канале эксперт отмечает, что идея в целом здравая — это действительно упрощение работы персонала, но призывает не переоценивать ноу-хау.
— Дело в том, что пресловутый человеческий фактор и здесь играет важную роль: ведь даже при наличии ценника товар может быть не выставлен или расположен не в том месте, где висит ценник. И всё, инновации и технологии псу под хвост, как говорится...
В Петербурге есть несколько «Перекрёстков», в которых уже давно электронные ценники. Так вот, при мониторингах мы точно так же сталкиваемся там с вышеописанными проблемами. Самая частая — товар выставлен не там, где установлен ценник. Особенно это касается промовыкладок, там вообще беда, — констатирует Михаил Лачугин.
Старикам придётся уйти
Как признаёт эксперт, новое оборудование может столкнуться и со сбоями. При их возникновении узнать стоимость продуктов, причём, даже в конкретном магазине, можно будет в приложении на телефоне после сканирования штрих-кода товара. Второй вариант, это найти сканер.
— Кроме того, цены должны подсказать на кассе. Наконец, в четвёртом случае, если речь идёт о пожилых людях, которые не владеют приложениями, действительно придётся уйти из магазина. Понятно, что все эти варианты будут связаны с дополнительными телодвижениями для покупателей, но так есть, — поясняет Михаил Лачугин.
В отношении электронных чеков он отмечает, что уже сейчас они приходят практически сразу после оформления покупки на кассе. Так уже происходит в «Ленте», «Окее», «Перекрёстке». Некоторые задержки с высылкой электронного чека есть сейчас в приложениях «Азбуки вкуса».
— Но если чек не пришёл вовремя, либо по нему есть какие-то вопросы, тогда можно опять же обратится на кассу и потребовать посмотреть запись с камер, которые в кассовых зонах именно сетевых магазинов, а не небольших точках типа но-нейм продукты, всё очень подробно фиксируют вплоть до номинала и номерного знака купюр.
Да, камеры в общем зале вряд ли позволят разглядеть непосредственно электронные ценники, но именно в кассовой зоне они работают с большим разрешением, — делится Михаил Лачугин.

Презумпция вины
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков готов подтвердить: современное видеооборудование в кассовой зоне сетевиков действительно позволяет рассмотреть номинал и серийный номер купюр. Делается это для того, чтобы ретейлеры могли обезопасить себя, если в случае инкассации выясняется, что деньги были поддельными.
— В основном, речь идёт о купюрах номиналом в 5000 рублей. Потому что если всплывет фальшивка, то затем будет проводиться уголовное расследование, бухгалтеру придётся писать многочисленные объяснительные, и всё это растянется на длительное время. А человеку, который расплатился фальшивкой, затем предстоит объяснять, откуда к нему она попала.
Все это достаточно криминализированно, а банковские работники всегда исходят из презумпции виновности, — поясняет Иван Федяков.
По его словам, видеооборудование также позволяет рассмотреть и личные данные покупателя на банковской карте, а также её номер. Можно как-то исхитриться и не засветить CVV на задней стороне, но именно номер легко читается.
— Это также делается с целью обезопасить себя. Потому самые безопасные платежи — через приложения, типа Сбер РАY.
У меня у самого была история, когда я заказывал еду с доставкой и предупредил, что расплачусь наличными. Меня попросили перечислить номера купюр, чтобы избежать ситуации, когда курьер заменил бы их на фальшивые. Успокоить можно только тем, что у сетевиков профессиональные службы безопасности, которые не допускают появления мошенников среди персонала, — отмечает эксперт.
Как добавляет Иван Федяков, с электронными ценниками экспериментировала Leroy Merlin. У этой сети на табло высвечивались даже звёзды, как в интернете, для конкретного товара на основании отзывов в сетях.
Есть опыт работы с электронными чеками и у Decathlon.
С ними из продуктовых сетей работал одно время «Верный». Но затем с масштабированием точек они вернулись к бумаге.
— Понятно, что за электронными ценниками будущее, это удобно всем. Но это до сих пор дорогая история. Один аппарат может стоить от нескольких десятков до сотни долларов. Хотя 5—7 лет назад аппараты стоили ещё дороже. Для их обслуживания нужны и батарейки, либо электричество. И понятно, на чьи плечи все эти затраты в итоге переложатся, — констатирует аналитик.
И плюсы, и минусы
Руководитель экспертно-юридической службы Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова считает, что если электронные ценники будут привязаны непосредственно к кассе и смогут передавать туда актуальную информацию, помогая избежать существующей сейчас в магазинах путаницы со стоимостью товаров, то это будет плюсом для покупателей.
— Другое дело, что на тех же бумажных ценниках должна по законодательству содержаться не только информация о стоимости продукта питания, но и его полное наименование, вес. А на обратной стороне должна быть также личная подпись материально ответственного за товар работника и печать организации. Как это сделать в электронном виде, лично я себе представляю с трудом, — отмечает Татьяна Суетова.

Иван Федяков уточняет: историю с подписью и печатью несколько лет назад отменили, как раз для введения электронных ценников.
В инициативе с отменой бумажных чеков Татьяна Суетова видит как плюсы, так и минусы. Например, не секрет, что эти фискальные документы иногда печатаются так, что уже через полгода ничего не видно, остается лишь белый листок со слепым нечитаемым текстом. На электронных носителях такого не произойдёт. Но там можно самому легко и случайно данные удалить.
Как отмечают все эксперты, электронный чек, как и бумажный, является полноценным основанием для возврата.
— Я сама как-то приобретала кроссовки on-line в крупной спортивной сети. Вот там мне и прислали электронный чек. Потому у обуви обнаружился дефект. Мне без проблем перевили деньги на банковскую карту, с которой я оплачивала покупку, — вспоминает Татьяна Суетова.
По её словам юристы Общества столкнулись с ситуацией, когда женщина приобрела пальто, а вот как раз бумажный чек потеряла. Затем опять же выяснилось, что у покупки есть скрытый дефект. Она пошла в магазин за копией чека, а такое право у покупателей есть, но там выяснилось, что они данные о стоимости товара из системы уже удалили. С электронным чеком такого бы не произошло.
Хотя, конечно, если говорить о повседневных покупках, то, конечно, искать данные в электронной почте, бесконечных приложениях неудобно. Потому логичен вариант, оставить на выбор покупателя, с каким чеком ему лучше уходить из магазина.




