Согласно материалам Россельхознадзора, икра неустановленного происхождения поступила к таким маститым игрокам, как «Лента», «О’Кей», «ВкусВилл», «Перекрёсток».
Подозрительный продукт обнаружили в 50 регионах, в том числе, и в Петербурге. Сейчас к вопросу уже подключены МВД, Следственный комитет и прокуратура. Икру должны изъять, но сети пока предписаний и предостережений не получали.
Безопасен ли такой неопознанный деликатес, в Россельхознадзоре не уточняют. Но эксперты подчёркивают: в условиях всеобщего роста фальсификата шутить с такими вещами нельзя.
Между тем, на одном из маркетплейсов для непродовольственных товаров уже появилась пометка «оригинал». Стоит ли теперь такого же ждать и в продуктовых магазинах, задаются ироничным вопросом аналитики.
«Неопознанную» икру выявляли в течение 2022—2023 годов, всего речь идёт о 191 тонне.
Больше всех такого продукта произвело ООО «Альфа-Т» «родом» из Воронежской области. Без указаний источников происхождения сырья она продала 60 тонн продукции ООО «Дальневосточная компания». Затем ООО «Пеккони» расфасовала её, а дальше она попала в торговые сети «О’Кей», «ВкусВилл», ТД «Перекрёсток», «Лента» и «Тандер» (бренд «Магнит»).
Другие организации, уставной капитал которых в большинстве составлял менее 10 тыс. рублей и там трудился один сотрудник, работали по примерно аналогичным схемам.
— Указанные компании направляли продукцию в крупные сетевые магазины. В отношении каждой приняты меры в соответствии с полномочиями Россельхознадзора. Во всех случаях аннулирована регистрация уполномоченных лиц предприятий, которые оформляли документы на икру неизвестного происхождения, во ФГИС «ВетИС», — пояснили в пресс-службе Россельхознадзора.
Как заявили в ООО «Дальневосточная компания», по запросу ведомства они дали разъяснение с выписками из «Меркурия», чек-листами по приходу партий и отгрузкам товара на реализацию.
— Также была предоставлена полная прослеживаемость — от получения нами партии сырья до готовой продукции с точностью до банки. По данному инциденту вопрос закрыт в нашей организации, — отметили там.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков поясняет, что это бизнес, который живёт по законам выгоды, и ничего с этим не поделаешь.
— Возможно, были допущены ошибки какими-то отдельными сотрудниками, возможно, это была осознанная стратегия поведения, нацеленная на то, чтобы торговать продукцией на грани фола. В любом случае у торговых сетей есть свои лаборатории, штат для всех надлежащих проверок.
Хорошо, что мы сейчас рассуждаем о том, что такую икру выявили, а не кто-то уже отравился, попал в больницу и т. д., потому что очевидно, при таком раскладе её непонятно как и где хранили, — рассуждает он.
По словам Ивана Федякова, сети находятся в заложниках у покупателей, которые теперь хотят всё покупать по так называемой «первой цене», не понимая, что за этим на самом деле стоит. Хотя, может, кто-то и понимает, но выхода нет.
— В сетях вообще происходит много чего странно, и иногда это кажется даже безобидным, не как в случае с икрой. Но это опять же только на первый взгляд.
Например, все знают, что Coca-cola ушла из России. Но на полках она есть. Нам объясняют, что её привезли по параллельному импорту, который разрешило правительство из Казахстана, Армении и т. д. Но где гарантия, что её там действительно произвели именно на заводе, а не в местной «разливухе» и взяли похожие бутылки? Ведь распечатать ту же этикетку сейчас можно достаточно просто. И вот здесь тоже встаёт вопрос, как долго её везли в фурах, как хранили и т. д., — отмечает он.
Как подчёркивает Иван Федяков, то, что фальсификата и подделок становится больше, тоже очевидный тренд. Так, Ozon даже ввёл пометку на непродовольственных товарах «оригинал».
— То есть, выходит по такой логике, что всё остальное это по умолчанию «реплики» или как? Похоже, скоро мы и в торговых сетях увидим такие пометки «оригинал» на ценниках, — иронизирует он.
В пресс-службе Ozon поясняют: плашка «оригинал» доступна на ограниченном числе карточек товара — она обозначает, что продавец подтвердил оригинальность товара с помощью документов. Она доступная только для товаров из ограниченного числа брендов, которые подделывают чаще всего.
Как делятся собеседники на условиях анонимности, в своё время с камчатских крабом, например, поступали следующим образом: создавали несколько компаний, одна поставляла другой 1 условный килограмм продукции. Затем оформлялся возврат.
— Но вот там уже фигурировала цифра в условные 100 кг. Вот так это всё и легализовывалось. «Меркурий» поставил на этом точку. Потому здесь что-то должно быть аналогичное. При этом такой «бизнес» всегда готов придумывать что-то новое, — рассуждают они.
Участники рынка также на условиях анонимности рассказывают, что есть официальные и неофициальные поставки в сети. Даже от одного и того же производителя. Второй вариант, естественно, дешевле. Это не значит, что икра там плохая и опасная для здоровья, на неё может быть не уплачена часть акцизов.
А потом всё мешается и выставляется по средней цене.
Как вспоминает Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля) Антон Вересов, около четырёх лет назад Роспотребнадзор начал проверять компании, занимающиеся продажей икры, на наличие разрешительной документации по фасовке продукта. В итоге закрылось 30% таких организаций.
— Это уже говорит о многом. А теперь мы снова видим в торговых центрах точки, где продают икру. Тут поневоле задумаешься, как, где, в каких условиях они её фасуют. Я бы это покупать не стал, — констатирует он.
По его данным, цены на икру кеты и горбуши, поставляемой с Камчатки, к концу года вырастут на 1500—2000 рублей до 6000—7000 за 1 кг. Так что лучше к Новому году её закупать уже сейчас, и «правильно замораживать».
— Сейчас идёт переход на икру форели. Производство в искусственных условиях форели у нас налажено. Она будет стабильна в цене. Это 4500 за 1 кг.
Цены на красную рыбу тоже поднимутся на 20%. Лосося в принципе не хватает, поэтому цены так и растут, — отмечает он.
Как полагает Иван Федяков, цены могут вырасти на 15—30%. Дело в том, что это сезонный товар, пользующийся спросом в преддверии Нового года, а едят его россияне в основном на новогодних праздниках.
— Чем больше будет спрос, тем выше цена, это тоже законы бизнеса, — поясняет он.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский даёт противоположенный совет: максимальные скидки на икру сети выставляют в декабре, тогда проходят массовые акции и она дешевле, чем в ноябре. Вот тогда в декабре её и стоит купить к праздничному столу.
— В нашей сети это будет примерно 399 рублей за 100 граммовую банку. Предпосылок к удорожанию икры я не вижу, — отмечает он.
Как добавляют собеседники: в Мурманске любой рыбы хватает. Там она дёшева. Другой вопрос в том, что получить всю разрешительную документацию на перевозку и хранение у Роспотребнадзора крайне сложно и муторно. Поэтому никто и не хочет связываться с товаром, работать с которым встанет в итоге себе в убыток.
Статья подготовлена с использованием материалов «Известий».