В мире существуют несколько организаций, которые занимаются проверкой безопасности тех или иных моделей автомобилей. Они находятся в Европе (Euro NCAP), США (IIHS, Страховой институт дорожной безопасности), Австралии (ANCAP), Малайзии (ASEAN NCAP). И, конечно, в самом Китае, где таких структур даже две — С-NCAP и C-IASI (Китайский страховой институт дорожной безопасности).
Для проверки они закупают через дилеров (не напрямую у производителей — это важное условие) автомобили требуемых марок и проводят различные тесты, которые представляют собой имитацию различных дорожных ситуаций. Набор тестов отличается в зависимости от организации, но наиболее частые из них:
Китайский С-NCAP «прославился» в Интернете и на страницах СМИ тем, что «раздаёт» высокие оценки безопасности своим автомобилям — якобы из-за этого ему нет веры. Однако если сравнить его стандарты со стандартами Euro NCAP, они окажутся схожи, а некоторые тесты в С-NCAP даже жёстче европейского аналога. Да и с «завышенными» оценками отечественных автомобилей китайские власти не переусердствуют: так, согласно тестам 2014 года, седан FAW V5 получил крайне жёсткие оценки — 30 баллов из 62, и спасли его только неплохие результаты после фронтального удара со 100% перекрытием, DongFeng Joyear — 42,3 балла. Lifan Brees получил всего 16 баллов в 2008 году, хотя тогда методика применялась более щадящая, Lifan Solano в 2010-м — 33,4 балла.
Модели начала 2000-х годов и правда не радуют высокой безопасностью: в Сети можно найти много записей краш-тестов, которые проводились различными организациями, в том числе китайскими.
К примеру, есть показательный краш-тест Chery Amulet, проведённый журналом Autoreview.ru в 2011 году: на нём видно, что при столкновении на скорости 60 км/ч с жёстким препятствием шансов выжить у водителя практически нет.
Однако в 2010 году в России (компанией ИРИТО по евростандарту) и в Австралии (по местной программе ANCAP) проверялись автомобили Great Wall Hover H3 и показали хороший результат: в России — 11,7 балла из 16, в Австралии — 4 звезды из 5.
Таким образом, стоит отметить, что и раньше китайский автопром с точки зрения безопасности был крайне неоднороден — как и автопром любой другой страны. К тому же он шёл вполне в ногу со временем.
— Раньше китайские автомобили были настолько безопасны, насколько была безопасна Toyota Mitsubishi 90-х годов — не больше и не меньше. Поэтому тут как-то комментировать бесполезно. В своё время было веяние китайской партии, что на экспорт автомобили должны предоставляться безопасные, потому что опасные автомобили роняли престиж страны, скажем так, и после этого стали закупать массово европейских инженеров, ну и полностью европейские платформы, — рассказал Павел Лаздин.
С начала 2000-х и даже 2010-х годов китайский автопром сделал огромный шаг вперёд в части безопасности: достаточно сказать, что в 2019 году сразу два автомобиля марки MG, принадлежащей китайскому концерну SAIC, заработали на испытаниях Euro NCAP по пять звёзд — это максимальное значение.
Дальше такие новости начали появляться регулярно: в 2021 году пять звёзд в сфере безопасности по европейскому стандарту получили гибридный кроссовер Lynk & Co 01 и электромобиль Nio ES8, в 2022 году — WEY Coffee 01, ORA Funky Cat и BYD Atto 3, а в конце 2022 года европейская организация проверила более знакомую российскому потребителю Omoda C5 от концерна Chery — и она тоже получила максимальные пять звёзд.
Тем не менее скепсис в отношении китайских автомобилей и достоверности проведённых в Поднебесной краш-тестов существует по сей день. С чем это связано?
По мнению Павла Лаздина, причина — в неправильной оценке безопасности автомобилей обычными потребителями и журналистами.
— Самая основная большая ошибка, которую допускают многие журналисты, блогеры и так далее, — это когда они бездумно тыкают в (тонкий. — Прим. ред.) металл и говорят, что машина не безопасна. Наружный металл, а именно оперение, не имеет ни малейшего влияния на безопасность. Тонкий он, потому что машине сейчас надо вписаться в евронорму по бензину и максимально её облегчить. Да, тонкий металл — это плохо, потому что отскочит камушек от какой-нибудь посыпальной машины у нас зимой в Питере, и всё, будет вмятина. Да, это печально. Ну что поделать? Таковы реалии. По стандартам Европы и США тоже автомобили проходят без каких-либо проблем, — констатировал автоблогер.
— В принципе, сейчас практически все «китайцы» безопасны, потому что небезопасные «китайцы» просто сюда не поставляются, — отметил Павел Лаздин.
Он обратил внимание, что на внутреннем китайском рынке действительно есть «смешные» машинки вроде микролитражки Chery QQ, безопасность которых крайне сомнительна. Однако на экспорт в связи с «политикой партии» сегодня поставляются только прошедшие проверку безопасности модели.
Какие же китайские автомобили на российском рынке можно назвать самыми безопасными?
Geely
Топовой по безопасности автоблогер назвал продукцию марки Geely — в России одна из самых популярных модель Coolray. В 2020 году её испытывали в Австралии, где она показала лучший результат в пять звёзд, и Павел Лаздин объяснил, почему.
— Потому что в Geely никто не отрицает, что та же самая Geely Tugella — это Volvo, Geely Monjaro — это Volvo. Они отличаются только внешним оперением, всё остальное Volvo. Уже доходит до того на самом деле, что многие на форумах Geely ввиду того, что не всегда хорошо с китайскими запчастями, заказывают просто запчасти от Volvo, потому что они есть в наличии и некоторые местами дешевле, — рассказал автоблогер.
О том, почему китайские машины зачастую «очень похожи» на западные и как Volvo перешла в собственность Geely, Павел Лаздин рассказывал 78.ru ранее.
Chery
Chery — ещё один топовый по безопасности китайский производитель на российском рынке. Она известна в России по семейству Tiggo, её проверяли по стандарту C-NCAP — 8 Pro в 2019 году получила оценку безопасности в 84,8% и пять звёзд. А новую Omoda 5C проверяли уже по европейскому стандарту в 2022 году — и с тем же результатом.
— Пионер с точки зрения популяризации китайской безопасности — это, безусловно, концерн Chery, который и разбивает свои машины по американским стандартам, и делает краш-тесты автомобиля с автомобилем непосредственно, и автомобиль, который даже баллов набрал на аттестационном краш-тесте, который проводился в Китае, больше, чем тот же самый Toyota RAV4 и большинство аналогов. Опять же, они всегда щедро делятся результатами этих краш-тестов. К примеру, та же самая платформа, на которой сейчас выпускаются Omoda, Tiggo 8 и большинство моделей Chery, в Европе на Euro NCAP набрала пять звёзд, — отметил Павел Лаздин.
Haval
Haval — одна из самых популярных марок в России, и не просто так: безопасность у неё также на уровне. Это подтверждается и оценкой C-NCAP (в 2020 году Haval F7 получил оценку в 97,28% и пять звёзд), и зарубежными испытаниями — например, в 2021 году в Австралии испытали Haval Jolion, который также набрал пять звёзд. Haval H9 испытывали в Австралии ещё в 2015 году с тем же результатом.
Представление о китайских автомобилях как о небезопасных является ещё одним мифом — наряду с «копированием» западного дизайна. Современные модели, которые продаются на зарубежных рынках, в отличие от продукции 20-летней давности, успешно проходят и внутренние китайские, и западные краш-тесты, обеспечивая достойный уровень безопасности.