Прямой эфир

Китайская копия: правда ли, что автопром Поднебесной построен на плагиате

Лилия Батршина
4 октября 2023, 18:00
В отношении китайской автомобильной промышленности устоялось мнение, что все или большая часть её моделей на самом деле — плохая копия западных брендов. Насколько справедливо это обвинение, разбирался 78.ru вместе с автоблогером Павлом Лаздиным.
Коллаж 78.ru: freepik.com/msgrowth, Bulkin Sergey/globallookpress.comfreepik.com/usertrmk, flaticon.com

Копии и суды

Ещё несколько лет назад статьи отечественных СМИ пестрели обвинениями в адрес китайского автопрома в том, что он ничего не производит сам — только копирует известные бренды, при этом не заботясь об авторском праве. Сегодня также можно найти подобные претензии: например, их высказывают в адрес Changan CS75FL — по мнению владельцев и экспертов, интерьер кроссовера «слизан» с моделей BMW.

Фото: changanauto.ru
Фото: changanauto.ru

Западные бренды неоднократно судились с представителями китайского автопрома, пытаясь пресечь то, что считали плагиатом. Так, Jaguar Land Rover обращался в китайский суд на компанию Jiangling Motor из-за её кроссовера Landwind X7, который внешне очень похож на Range Rover Evoque. Суд принял сторону отечественной компании и плагиат не признал, тем не менее Jiangling Motor через некоторое время провела рестайлинг кроссовера, в результате он получил больше индивидуальности.

Похожие итоги судебных разбирательств получили концерн GM, который подавал в суд на Chery за её модель QQ, Fiat в споре с Great Wall из-за хетчбэка Great Wall Peri, BMW, предъявивший претензии к Shuanghuan из-за внедорожника Shuanghuan SCEO, и другие компании. Максимум, что им удалось — запретить продажи подобных автомобилей в европейских странах. Причина была в том, что, копируя дизайн — или, по утверждениям самих производителей, «вдохновляясь» им, — китайские фирмы вносили изменения: делали машину больше или, напротив, меньше, меняли оформление фар и решётки радиатора, ставили её на другую колёсную базу. В результате при внешнем сходстве с западными образцами модель получала достаточно отличий, чтобы отвергнуть обвинение в плагиате.

Так эту тему освещали несколько лет назад. Поменялась ли ситуация сегодня, 78.ru спросил у автоблогера Павла Лаздина.

Плагиат, которого не было

На самом деле даже изначально у китайцев не было как такового копирования, рассказал автоблогер.

— Они подстраивались под зарубежные бренды, потому что скупали лицензирование машин. То есть у них были лицензии от Mitsubishi, от Toyota и так далее на старые модели, — отметил Павел Лаздин.
Фото: freepik.com/usertrmk
Фото: freepik.com/usertrmk

Этим объясняется основная направленность претензий к внешнему виду китайских машин: часто в обзорах указывается, что они крайне похожи на западные модели старого образца — разница бывает в несколько поколений.

— Раньше, когда они (китайские фирмы. — Прим. ред.) стартовали на своём рынке, были выделены государством сумасшедшие абсолютно субсидии на развитие автомобильной индустрии. Это было не так, как у нас, в Китае было по-взрослому, весьма интересно. Естественно, все начали раскручивать свои бренды: кто чем ни занимался — бумагой, станками и так далее, — все начали выпускать автомобили. Сразу же именно своё было не создать, поэтому начальный капитал они накапливали на том, что покупали лицензии на автомобили и штамповали, грубо говоря, копии Toyota или Mitsubishi 90-х годов, — пояснил автоблогер.

Таким образом, ранний «плагиат» китайского автопрома на самом деле как таковым плагиатом не является, поскольку производство велось по лицензии западных фирм. В качестве примера Павел Лаздин привёл внедорожник Haval H9, который обвиняют в плагиате с Land Cruiser Prado. Однако в действительности Haval H9 был представлен на полгода раньше, чем внедорожник от Toyota.

— Он построен на лестничной раме, которая очень похожа на старый Toyota Cruiser 80. И, в принципе, на этом всё, всё остальное уже своё. Коробка передач, естественно, немецкая, но дизайн тоже свой, который вышел чуть раньше, чем Toyota Prado с данным дизайном. Поэтому самобытность у них определённая есть, — отметил блогер.

Получается, что обвинения в плагиате и шутки про «китайские копии» не имеют под собой оснований? Нет, история китайского автопрома не настолько чиста. Есть, например, фирма Lifan, которая без лишней застенчивости копировала дизайн других марок, в том числе той же Toyota. Однако таких брендов в Китае уже практически не осталось, поскольку упор делается на самобытность.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
— В принципе, у нас в России тоже их особо не осталось, потому что они не отличались тогда надёжностью, стойкостью к коррозии и так далее. Уже естественным путём разложились, скажем так, — резюмировал Павел Лаздин.

Самобытность там, где деньги

Есть и ещё одна причина внешней схожести моделей китайского автопрома с западными машинами, которая появилась уже сегодня, когда компании Поднебесной накопили необходимый капитал.

— Нынешние «китайцы» благодаря тому, что получили соответствующую прибыль, похожи на многие другие бренды только потому, что они купили эти бренды. То же самое сходство Geely и Volvo: Volvo принадлежит Geely. Сходство Chery и Land Rover — Land Rover в долях у Chery, фактически принадлежит ей. Вот Mercedes ещё сопротивляется, BMW и так далее, но большинство брендов уже куплены китайцами, и они могут просто копии этих машин выпускать на самом деле, но не выпускают, — объяснил Павел Лаздин.

Кроме того, несмотря на внешнюю масштабность мирового авторынка, ведущих фигур на нём не так много — недаром одни и те же топ-менеджеры работают в разных странах и разных фирмах, в том числе и в России. Та же проблема и с дизайнерами: как пояснил Павел Лаздин, ведущих мировых дизайнеров автомобилей всего 30—40 на всём рынке.

— На этом рынке у китайцев денег больше всего, поэтому у них уже успешно поработали дизайнеры и Rolls-Royce, и Kia, и BMW, и Mercedes. Потому некоторые незначительные, я бы сказал, сходства есть, — рассказал он.

Отметим, что именно к дизайну китайских машин и предъявляются основные «плагиатные» претензии — сходство экстерьера и интерьера порой заметно невооружённым глазом. Но что является в действительности плагиатом, что — просто трендом в автоиндустрии, а что — творением одного дизайнера? Скажут только глубоко погружённые в тему специалисты.

Фото: freepik.com/usertrmk
Фото: freepik.com/usertrmk

Впрочем, сегодня китайский автопром встал на путь самобытности, уходя от копирования даже подвластных ему брендов.

— Есть ошибочное мнение, что «китайцы» — это сплошь копии, что внутри Китая жители ездят исключительно на иномарках, а свои машины у них не в почёте. Это заблуждение по одной простой причине: блогеры, журналисты, которые бывали в Китае, не очень разбирались в китайских брендах, соответственно, узнавали только знакомые на улицах. На самом деле статистика продаж говорит в корне об обратном. Ну и непосредственно все Volkswagen, Honda и прочие автомобили, которые проданы в Китае, выпускаются непосредственно на китайских заводах, которые параллельно выпускают свои машины, — рассказал Павел Лаздин.

Если говорить о современном китайском автопроме, то он активно уходит от копирования не только в дизайне, но и в запчастях: в основном текущие модели строятся на своих платформах со своими двигателями, потихоньку начинают делать даже свои трансмиссии, отметил Павел Лаздин. Поэтому эпоха «китайских копий» западных моделей осталась в прошлом, и учитывая переход брендов к владельцам из Поднебесной, ещё неизвестно, кто кого будет копировать в будущем.

Топ-5 самых известных «китайских копий» западных машин

Geely GE

Geely GE — это лимузин от известной фирмы Geely, который внешне крайне напоминает Rolls Royce Phantom. Он короче и уже своего «оригинала», однако имеет схожую решётку радиатора, форму окон и багажника, а также фары. При этом цена на него в шесть раз ниже, а технические характеристики сильно отличаются: так, GE — гибридный автомобиль (Phantom — бензиновый), мощность у него 163 или 220 лошадиных сил (против 460 у «оригинала»), а привод — полный (у «оригинала» — задний).

Фото: Chinafotopress/globallookpress.com
Фото: Chinafotopress/globallookpress.com

Chery QQ

Это городской автомобиль, при производстве которого явно вдохновлялись Daewoo Matiz. Схоже всё: двери, капот, архитектура, внешний вид и даже дизайн салона. Однако китайская машина крупнее и у неё увеличенная колёсная база, что спасло от обвинений в плагиате. При этом QQ дешевле «оригинала» почти на 1000 долларов при более богатых опциях.

Dongfeng Homnee (Warrior)

Внедорожник от популярного Dongfeng внешне настолько напоминает Hummer H1, что различить их даже вблизи не всегда возможно: Warrior отличают прямоугольные фары и иероглифы на радиаторе. Однако при внешнем сходстве в технической части машины разные: так, у Dongfeng двигатель на 3,9 или 6,5 литра и на 152 или 197 лошадиных сил, в то время как у «Хаммера» — на 6,5 литра и 195 лошадиных сил мощности.

BAIC BJ80

BAIC BJ80 замахнулся на нестареющую классику — внедорожник Mercedes-Benz G-Class, в России именуемый «Гелендвагеном». Габариты у него те же, что и у «оригинала», как и колёсная база, форма кузова и стёкла. Отличается компоновка передней панели, дизайн приборов и решётка радиатора.

Однако Mercedes является держателем 12% акций BAIC, и хотя споры вокруг внедорожника между партнёрами были, всё же он относится к «легальным» копиям — при этом гибридная версия у него появилась раньше, чем у немцев.

Технически же внедорожники совсем разные: двигатель у «Гелендвагена» — бензиновый на 3, 5,5 или 6 литров либо турбодизельный на 4 литра, а у BAIC — бензиновый на 2,3 литра или турбодизельный на 2,8 литра; мощность Mercedes — от 422 до 630 лошадиных сил, а у BAIC — 163 или 250; КПП на «Гелике» — 7-ступенчатый автомат, а у «китайца» — 6-ступенчатая механика или автомат.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Lifan 320

Lifan 320 Smily — внешне полная копия Mini Cooper, причём даже расцветка у него похожая — с белой крышей, как у «оригинала». Различаются они количеством дверей и пропорциями — из-за пятидверной композиции Lifan немного длиннее. Однако по техническим характеристикам и материалам отделки он заметно уступает Cooper, что позволило сделать машину в своё время самой дешёвой на рынке, но сказалось на качестве: Smily считается одной из самых небезопасных машин.