Прямой эфир
+2
Пробки
1
$80.03
94.25
СКА ОДОЛЕЛ «АК БАРС» СО СЧЁТОМ 3:2

Мечта перенести столицу России и три автопарка: интересные факты об императоре Николае II

Анна Федорова
17 июля 2023, 14:41
В этот день, 105 лет назад, в Екатеринбурге расстреляли последнего российского императора Николая II и членов его семьи. Лишь через 80 лет остатки царя и его близких были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Поэтому давайте сегодня вспомним о том, каким был последний император.
Коллаж 78.ru: wikimedia.org, flaticon.com

Редакция Cat_Cat — лучшего исторического сообщества «ВКонтакте» подготовила несколько интересных фактов из жизни Николая и его семьи.

1. Николай мечтал перенести столицу в Крым — в Ялту. Этот город был особенно им любим, так как это было тихое, уютное место. В царской резиденции в Ливадии Николай проводил недели и месяца вместе со своей семьёй.

Русский дипломат Александр Мослов писал, что после посещения водопада Учан-Су, близ Ялты, царь разоткровенничался и сказал, что хотел бы остаться здесь навсегда. На вопрос о переносе столицы Николай честно сказал, что его посещают подобные мысли. Но, к его сожалению, это навряд ли возможно. Ведь тогда вся суета столицы переедет в Крым, и он разлюбит это место.

Семья Романовых в Крыму/ Фото: ливадийский-дворец.рф
Семья Романовых в Крыму/ Фото: ливадийский-дворец.рф

Самодержца можно понять! Солнечный, тихий и в тоже время дышащий жизнью Крым был куда привлекательнее унылого, сырого и шумного Петербурга, где царь по долгу службы вынужден был проводить большую часть времени. Экономически русский полуостров также был не менее привлекательным Петербурга — развивающиеся державы Балкан и Средиземноморья могли сделать Крым не менее значимым центром мировой торговли, чем тот же Константинополь.

Но всё же, эти мечты так и оставались мечтами. Для императора Ялта продолжала оставаться местом для отдыха.

2. Царь был физически развитым и выносливым человеком. Скачки, бег на десятки километров, бадминтон, сплавление на байдарках — всем этим Николай активно занимался. А ещё он любил турники, другой десяток раз подтянуться, да что там — самодержец мог крутить «солнышко», крайне непростой трюк. Известно, что даже во время ссылки в Тобольске он сделал себе турник, на котором старался поддерживать свою форму.

Сохранилось несколько фотографий императора, на которых видно его очень хорошее физическое развитие. Так что даже несмотря на невысокий рост (около 170 см — едва ли выше Бонапарта) царь был очень крепким мужчиной. Правда, назвать его поборником ЗОЖа не получится. Император любил портвейн, а также курил как паровоз.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Свою любовь к спорту он распространил на свою семью и дальше. Самодержец лично провожал делегацию своей страны на Олимпийские игры 1912 года. Тогда от Империи поехало почти 200 человек! Кто знает, быть может, сохранись царская Россия во главе с Николаем, наша страна смогла бы не раз выиграть олимпиады.

3. Татуированный монарх. Да, Николай не был первым, кто «разукрашивал» своё тело. До него это делал Пётр I и Екатерина II. Последний император нанёс себе первую татуировку во время своего визита в Японию, тогда ещё 23-летний юноша из дома Романовых. Японские мастера нанесли на правую руку наследнику разноцветного дракона — Николай родился именно в год этого мифического существа. Сохранилось множество фотографий августейшей особы, где он демонстрировал восточную рептилию объективу фотографа.

Любопытный факт, в 1906 году в России открылся первый тату-салон. Он располагался в Петербурге в Казачьем переулке, 9-3.

4. Автолюбитель. Коллекционирование автомобилей высшими политиками традиционно относят к Леониду Брежневу. И действительно, у генсека был шикарный парк дорогих автомобилей, как отечественного производства, так и западного. Но первым руководителем страны, обзаведшимся дорогим автомобильным парком, являлся последний царь России.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

К марту 1917 года Николай обладал 56 (!) автомобилями разных марок. Автопарк делился на три группы: императорский разряд, свитские автомобили и автопарк дворцового коменданта.

На императорском разряде перемещался сам царь и члены его семьи. К 1916 году в него входило девять автомобилей: Роллс-Ройсы, Мерседесы, Пежо, Рено, Лесснеры, Паккарды — все они покупались на протяжении многих лет.

Свитские автомобили предназначались для свиты (неожиданно, да?) — всего они насчитывали порядка 19 машин иностранных и отечественных марок.

Автопарк дворцового коменданта предназначался для охраны безопасности государя.

Конечно, подобная коллекция влетала в копеечку государству. На него было потрачено сотни тысяч тогдашних рублей — огромные деньги на те времена.