Петербуржцам рассказали, как работает ритуальный бизнес и по какой схеме действуют мошенники, вводящие людей в заблуждение и вытряхивающие у людей убитых горем огромные деньги.
Потеря близкого — страшное горе, которое выбивает из колеи даже самых сильных духом. В этот момент человек пребывает в крайне уязвимом психологическом состоянии. Он не способен сопротивляться напору и уловкам циничных мошенников. Так, например, у петербурженки Галины Загузиной недавно умер сын. Единственное, что запомнила женщина — агент-ритуальщик был высокого роста.
— Мы пошли в морг. И там был по-моему человек, который сказал, что офис находится недалеко. Мы проехали на машине туда. Перечень услуг и товаров я не сохранила. Только чек. У нас получилось 98 или 96 тыс. за могилу, гроб и крест, — рассказала пострадавшая Галина Загузина.
Жертва мошенников поделилась, внутреннее убранство в точности повторяло ритуальное агентство. Внутри были развешены венки, стояли гробы. Услужливый персонал быстро составил смету похорон и настоял на немедленной оплате.
Похороны состоялись через три дня. Агент-ритуальщик быстро исчез. Это был так называемый «бегунок», посредник между клиентов и администрацией погоста. Работал у хорошо известного здесь предпринимателя Владислава Ефимова. Погребение сына женщины стоило чуть больше 8 тыс. рублей, но бизнесмен взял с неё 28 тысяч. Разницу он положил себе в карман.
— Так называемые агентские услуги. Туда он мог вписать и 10 и 20 и 30 тысяч. Это такое дело, рыночное, — пояснил директор Северного кладбища Александр Горбут.
Выяснилось, что администрация кладбища не может отказать таким посредникам. Они приезжают к родственникам умершего с доверенностью или паспортами. На Северном кладбище каждое третье захоронение проходит с участием предприимчивых посредников.
— К нам перешёл горький московский опыт. ИП появились у них намного раньше. Там было безобразие. На одном кладбище могли собираться до 44 таких предприимчивых бизнесменов. Эти посредники хоронили умерших вдоль и поперёк, — рассказал директор Северного кладбища.
Паразитирующие на ритуальном бизнесе ИП из Москвы перебрались в Петербург. С каждым месяцем их становится все больше. В союзе похоронных организаций России отмечают всплеск активности со стороны мошенников.
— Люди потребители. Им всё равно на чём зарабатывать. Это чёрные агенты, которые работают чисто на себя, обирают государство, не платят налоги с настоящих сумм и наживаются на горе людей, чего допустить нельзя, — подчеркнул президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Колдыш.
С родственниками умерших ведут себя бестактно и навязчиво. Оперативно получают информацию о скончавшихся и тут же пытаются ей воспользоваться.
— Родственники ещё не знают, что у них кто-то умер, а людям уже поступают звонки от мошенников, которые сообщают о горе. Они даже могут ходить по квартирам в любое время, — отметил Павел Кодыш.
Видео: 78.ru
Основные рабочие места «чёрных агентов» — возле моргов или официальных ритуальных бюро. Там проще всего подловить и убедить доверить свои деньги убитых горем людей.
— Родственники усопшего в чём виноваты? Ни в чем. Случилось так что они попали на крючок к самим ипешникам. А люди ни в чем не виноваты — в своём горе они не знали куда обратиться. Кто подвернулся к тому и пошли, — отметил Александр Горбут.
Психологи понимают, почему мошенникам легко удаётся обманывать убитых горем людей. Они пользуются беззащитным, растерянным состоянием, нередко играют на чувствах и эмоциях, но при этом действуют быстро.
— Думать ему [человеку — прим.] не дают. Принимать решение приходится здесь и сейчас. Потом будет дороже, опять погружаться в это состояние. [Ритуальный агент — прим.] предложил решить проблему не отходя от кассы, только принесите деньги, — утверждает психолог Дмитрий Панасюк.
Специалисты официальных ритуальных служб не звонят по телефонам и не караулят потенциальных клиентов у моргов. Мошенники же действуют с точностью наоборот. Стоит отказаться от такого общения, и действовать по инструкции.
После обысков предпринимателя Владислава Ефимова и шестерых его сотрудников задержали. Они не могли оказывать ритуальные услуги по закону. Основной вид деятельности ИП — аренда транспорта. Силовики возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество» и арестовали троих фигурантов, включая и самого организатора. Мошенники заработали с трёх потерпевших более 300 тыс. рублей.
Очевидно, что за несколько лет такой деятельности, список потерпевших может составлять не один десяток человек. Удивительно как предпринимателю удавалось находить свободные места на закрытых кладбищах, где подхоранивают только в родственные могилы и официально новых погребений не проводят. Этот миф развеял зам директора обслуживающей организации Серафимовского кладбища. Выяснилось, что за деньги здесь возможно всё.
Новые захоронения стоят в районе 300 тыс. рублей за место. В эту сумму входят облагораживание, место и копка. Агент-ритуальщик утверждал, что такие деньги просит администрация Серафимовского кладбища. Оператор call-центра предложила встречу с сотрудником компании. Дескать, приедет сам, бесплатно, расскажет подробности и покажет презентацию. Через час корреспондент телеканала 78 встретился с агентом.
— По Петербургу открытых кладбищ не осталось. Все считаются закрытыми — Серафимовское, Большеохтинское, Богословское. Там остались только платные места. Вообще, насколько я знаю, там вроде бы от 300 тыс. рублей. Эта организация к нам никакого отношения не имеет. Мы только помогаем в организации похорон, — отметил агент ритуального агентства Владислав Шаховнин.
По словам сотрудника ритуальной организации, им чужого не надо. Они зарабатывают сугубо на похоронных атрибутах: гробах, аренде катафалков, одежде покойников, венках своего производства.
— А не любят нас потому что мы приходим и ломаем ценники. Людям называют 250 тыс. рублей. Тут приходим мы и говорим, а за что такие деньги. Мы те люди, которые опускают кладбище в цене наоборот, а не завышают. Например, зашёл человек на сайт. Звонок уже поступил на мобильный телефон. Мы удивились, каким образом это происходит. Выяснилось, что сайт автоматически подгружает номер телефона, — заверил Владислав Шаховнин.
Чёрных агентов становится все больше, велик соблазн больших денег. В 2021 году по данным правительства города, оборот агентских услуг составила 8 млрд рублей. Около трети из них оказались в тени.
— Сегодня, к сожалению, государство в лице уполномоченных органов не имеет рычагов управления над этими структурами, не могут контролировать эти действия. Это открытый рынок. Услуги предоставляются как государственными, так и не государственными, — подчеркнул депутат Законодательного Собрания Александр Ржаненков.
На федеральном уровне готовится законопроект, который должен наделить исполнительную власть контролем над этим рынком.
— Должен быть создан некий реестр, либо надо лицензировать дополнительно эту деятельность для того чтобы можно было контролировать. По другому управлять этим процессом невозможно, —подытожил депутат Законодательного Собрания.
Будет ли достаточно такого фильтра, чтобы отсечь паразитирующих посредников и навести порядок в сфере ритуальных услуг? Возможно нет. Город планирует ввести свои меры — например, ограничить верхнее значение тарифа на погребение, после чего мошенники не смогут накручивать цены.