«Охристая серость»: петербуржцы оспаривают решение КГИОП о перекраске Дома Бутурлиной

В продолжение темы о защите культурного и исторического наследия — о странной ситуации, которая сложилась вокруг Дома Бутурлиной на улице Чайковского, 10. Здание попало в специальную программу восстановления многоквартирных домов-памятников. Специалисты КГИОП утвердили проект реставрации, согласно которому, оно должно быть окрашено в бежево-охристый цвет — как ещё в 19 веке задумал автор Гаральд Бассе.
Видео: 78.ru
Вроде бы всё нормально: зданию хотят возвратить изначальный цвет. Однако градозащитники и некоторые жители дома № 10 выступают против и требуют оставить бирюзово-белый цвет, как у Эрмитажа. Чтобы было поярче и позаметнее. О столкновении исторического подхода к реставрации с эстетико-настроенческим — в нашем материале.
Должен ли дом сливаться в ряду серо-желтых зданий или право имеет выделиться цветом. Да не просто ярким, а стать уменьшенной копией царского дворца? Вопрос из ряда классических петербургских. Жильцы дома № 10 на улице Чайковского не хотят расставаться с ощущением, будто обитают они практически в Эрмитаже. И потому выступают против того, чтобы фасады перекрасили в песочный цвет. Уже идёт сбор подписей под соответствующей петицией.
— У нас жёлтых домов в Питере, извините, сплошняк жёлтые дома. А Пётр I сказал у каждого хозяина должно быть своё лицо. Лицо города, — отметил житель дома Константин Тарасов.
В поисках ответа — что красивее — жители Дома Бутурлиной и архитекторы-реставраторы пытаются разобраться, какая историческая правда правдивее. В бирюзово-белый фасады покрасили после Великой отечественной войны. Тогда предсказуемо не нашлось средств на расчистки и времени на то, чтобы выяснить, каким же был подлинный цвет здания. Использовали те материалы, что оказались в наличии. Однако недавно в ходе подготовки к масштабной реставрации специалисты пришли к выводу, что изначально дом был, всё-таки, бежевым.

— У меня вообще ощущение, что тот цвет, который они нашли — это был просто камень такого цвета, из которого сделали дом. Сейчас они нашли такой цвет. Это не причина сейчас его перекрашивать, — отметила одна из жительниц дома.
Однако авторы проекта современной реставрации приводят документы в доказательство своих выводов. Мол, Гаральд Боссе, возводивший этот дом для статс-дамы Елизаветы Михайловны Бутурлиной в конце 50-х гг. 19-го века, задумывал его именно в бежевых тонах.
— Это ряд фотографий, которые больше всего относятся к периоду австро-венгерского посольства. На нём мы не видим даже в чёрно-белом варианте контраста, который был бы, который мы сейчас до ремонта видели. Зелёно-белый это всё равно было бы ярко выражено. Это дало понять, что здесь именно в лёгких цветах нежных. Мы архитекторы не имея доступа изначально к проекту, нашли на правой пилястре правого ризолита цвет, — рассказал автор проекта реставрации Дома Бутурлиной Александр Белов.
Градозащитники парируют: после революции здание якобы полностью покрасили в красный. Так по какому принципу сейчас следует выбирать и на какую историческую эпоху ориентироваться?
Защитники бирюзового цвета стен считают, что советские реставраторы не нарушили замысел архитектора, а напротив уловили его идею и с помощью цвета подчеркнули сходство этого дома и Зимнего дворца. Противники бежевого недоумевают: к чему сейчас восстанавливать так называемую «историческую справедливость», если уже несколько поколений жильцов Дома Бутурлиной привыкли видеть его в бирюзово-белых цветах. А вот туристов эти эстетические споры, кажется, не волнуют. Они с удовольствием фотографировались просто на фоне необычного красивого здания.

— Эрмитаж то у нас перекрашивался много раз. Давайте в таком случае проведём архитектурную историческую экспертизу и перекрасим Эрмитаж в тот самый первоначальный цвет. Вопрос: зачем это делать, для чего. Такое ощущение, что есть некие неудачники, которые сами архитектурный сюжет создать не могут, но вот зато напакостим, — отметил житель дома Кирилл.
Архитектор Никита Явейн вспоминает, как ему несколько лет назад пришлось менять на исторический — бледно-розовый цвет — дворец Строганова, который тоже раньше был покрашен «под Эрмитаж». И предлагает посмотреть на эту историю под другим углом — петиция в защиту бирюзового цвета дома Бутурлиной могла появиться вовсе не из эстетических соображений.
— У нас был автор, он видел этот дом, так он представлял этот дом, так и давайте не поправлять творцов, не навязывать через 100-200 лет им свою точку зрения, своё желание выделиться. Это не градозащита, это борьба с городом, в которую градозащитники активно вступают. Прежде всего, выделиться, чтобы все знали, все готовятся к какой-то политической деятельности, — высказался заслуженный архитектор России, действующий член Российской академии архитектуры и строительных наук Никита Явейн.
Впрочем, в КГИОП с цветом уже определились. Под строительной сеткой проглядывает пастельный оттенок и маловероятно, что прочитав петицию, чиновники захотят все-таки добавить яркости и отступятся от утвержденного плана. Здание реставрируют в рамках специальной программы восстановления многоквартирных домов-памятников.

— В этой программе, рассчитанной на 10 лет, 255 домов-памятников со сложными и особо сложными фасадами, те объекты которые правительством города решено передать в работу КГИОП, — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.
Скорее всего, вслед за домом Бутурлиной и другие исторические здания тоже вернутся к своей исконной цветовой гамме. Интересно, сколько ещё петиций напишут по этому поводу те, кто выступает как бы «за историческую достоверность», но с исключениями.




