В последнее время активизировались разговоры о грядущем реформировании местного самоуправления. В Петербурге муниципалитетам достаётся и от оппозиции, и от Смольного. Корреспондент 78.ru собрал основные претензии и обратился к председателю Совета муниципальных образований и новому главе комитета по законодательству в городском парламенте Всеволоду Беликову. Именно он теперь курирует работу по подготовке новых городских инициатив в ЗакСе. Правда, несмотря на все горькие муниципальные скандалы последних лет, парламентарий считает, что существенных перемен не требуется, а «система показала свою жизнеспособность».
Петербург постепенно меняется, но кое-что уже десятилетиями остается стабильным — крупные снегопады оборачиваются коллапсом, а люди вынуждены пробираться через сугробы и ломать коленки на скользких тротуарах, уворачиваясь от падающих сосулек. Очередная работа над вечными ошибками обернулась резкой критикой в адрес муниципалитетов. Профильный вице-губернатор Анатолий Повелий пожаловался депутатам ЗакСа: на ряде детских площадок встречаются следы только детских лопаток. Куда же пропали дворники? Чиновник не ограничился демонстрацией остроумия и заявил, что если так пойдёт и дальше, то у муниципалов придётся отобрать часть полномочий.
— У них останется только выдача разрешений на брак между несовершеннолетними и зелёные насаждения, — заявил Повелий.
Всеволод Беликов поспешил заметить, что из 4500 детских и спортивных площадок на попечении муниципальных образований находятся не более 1000.
— Надо ещё разобраться, где чьи площадки, — считает депутат.
По его мнению, системные проблемы с уборкой снега в Петербурге действительно есть, но у журналистов, почему-то именно у них, «стало нормой, исследуя любую проблему, искать виноватого», а «найдя виноватого или назначив такового, все успокаиваются», в то время как на самом деле муниципальные образования в этом смысле мало чем отличаются от других органов, которые несут свою долю полномочий. Системные проблемы одни на всех, муниципалитеты и районные администрации подчас обращаются к тем же самым подрядчикам, а на портале «Наш Санкт-Петербург» жалобы на территории, за которые несут ответственность муниципальные и государственные органы власти, распределяются примерно в одинаковой пропорции, во всяком случае по подсчётам Беликова.
Итак, у вечной беды, как рассказал депутат, на этот раз есть объективные и субъективные причины. Объективные — это самый крупный за последние 12 лет снегопад, а также коронавирус, обернувшийся многочисленными больничными и перекрытием границ с сокращением рынка иностранной рабочей силы. Субъективные — это «слабый контроль за исполнением контрактов со стороны должностных лиц всех уровней, и органы местного самоуправления не являются исключением». В пример народный избранник привёл соседнюю Ригу, где вместо петербургской 1000 единиц техники на улицы выходит всего 67. При этом территория латвийской столицы всего в пять раз меньше.
— Этим обусловлены проверки в управляющих компаниях и у некоторых заказчиков, которые сейчас проходят, — добавил Беликов.
Впрочем, не всё так плохо, уверен депутат.
— Если сравнивать, я езжу к тёще в Сертолово, всё ведь познаётся в сравнении, понимаю, что это действительно не убирается, — отметил парламентарий.
Он уверен, что дальше будет только лучше, так как COVID-19 скоро уйдёт, и «стабилизируется рынок труда», а также «уточнятся методики и алгоритмы всех органов и организаций ЖКХ».
В прошлом году одна из петербургских новостей о муниципалах пробилась в федеральный эфир и взорвала даже популярный портал pikabu. Депутаты МО «Лиговка-Ямская» подсчитали, что округ за первые семь месяцев потратил на собственные нужды 86% бюджета — 20,5 из 23,8 млн рублей. В основном, они ушли на зарплаты. Для сравнения, на благоустройство было пущено 1,2 млн, а на развлекательные мероприятия для местных жителей — 1,5 млн.
Конечно, 86% выглядят курьёзом, но в целом муниципалитеты действительно тратят на самих себя заметную долю своих бюджетов. Наверное, излишне драматизировать ситуацию не стоит. В конце концов муниципальные служащие, получающие зарплаты, исполняют конкретные обязанности, а текущие пропорции связаны с небольшим размером самих бюджетов.
По мнению Всеволода Беликова, денег, конечно, действительно не хватает. В частности, выделяемых средств на уборку зелёных зон явно недостаточно на обслуживаемые муниципалами 17 млн кв. м, особенно в условиях «такой снежной зимы», да и «уборка внутриквартальных территорий тоже на грани». Хотя к «дорогам местного значения, которых 1300, особых претензий нет», хоть на них, по словам депутата, и выделяется вдвое меньше средств, чем в те времена, когда они были на попечении Смольного.
И всё же, по словам главы Совета МО, механическим увеличением бюджета те же снежные проблемы не решить, так как «нет компаний с техникой, нет людей, готовых идти в ученики».
— Техника и так вся привлечена. Надо платить 70-80 тыс., чтобы люди пошли, на сегодняшний день зарплата 30 тыс. рублей, — посетовал Беликов.
По его словам, 12 лет назад, когда выпало 3,6 м снега, Петербург привлекал рабочую силу из соседних регионов, в частности, из Псковской области, но сейчас эта опция недоступна, так как псковские механизаторы тоже болеют.
Ещё одна тема, которая постоянно находится в фокусе — грядущее укрупнение петербургских муниципалитетов. Есть мнение, что 111 местных администраций — это слишком много. Разговоры активизировались в конце прошлого года, когда появилась конспирологическая версия о планах Смольного по проведению досрочных выборов в советы муниципальных образований, чтобы выбить оттуда оппозиционеров. Согласно этой теории, официальным объяснением досрочных выборов будет именно изменение границ МО, хотя не очень понятно, как одно связано с другим и почему с этим нельзя потерпеть до следующей даты голосования.
Всеволод Беликов считает, что Петербургу вряд ли нужны муниципалитеты с численностью населения свыше 100 тыс. человек, так как следует соблюдать принцип пешей доступности, да и депутатам будет проблематично «работать с активным гражданским населением», если границы будут включать по 300-500 тыс. человек, как сейчас районы. Плюс необходимо учитывать естественные границы, чтобы Нева или железная дорога не делили муниципалитет пополам.
— Сотрудники муниципальных образований постоянно на земле — акты обследования, закрытие ордеров ГАТИ, проверка качества строительства детских и спортивных площадок. Они должны ногами успеть обежать объекты на своей территории, — сказал депутат.
По его словам, вопрос нуждается в тщательном анализе, но объединить можно лишь порядка 15 МО. Существенной экономии это не даст, уверен Беликов, но укрупнение слишком маленьких территорий позволит оптимизировать административную работу.
Беликов считает, что не нужны. В частности, он раскритиковал популярную среди оппозиции идею о том, чтобы сделать выборными власти районов.
— Такая же система существует и в Москве. Там есть префектуры, как органы управления округами, и управы, как органы управления районами. Полномочия районных управ очень схожие с нами, — сказал депутат.
Вхождение районных администраций в структуру государственных органов власти, по мнению Беликова, позволяет выстраивать эффективные механизмы взаимодействия. «Единство хозяйства» превыше всего.
Сразу в нескольких петербургских муниципалитетах после выборов наступил долгий кризис. В состав советов пробились конкурирующие группы, которые не могли принять бюджет или определиться с главой — то не хватало кворума, то голосов. Курьёзная ситуация, в частности, возникла вокруг того же главы МО «Лиговка-Ямская» Вадима Войтановского. Его пытались снять, он запирал от коллег двери администрации, чтобы они не могли собраться, они голосовали на ступенях. В общем, цирк да и только.
Беликов уверен, что «проблемные муниципалитеты были, есть и будут», но «их немного, три-пять, которые везде мелькают». Он считает, что многие проблемы разрешатся в самое ближайшее время, когда будут внесены поправки в федеральное законодательство.
— Мы поставим от ЗакСа все проблемные ситуации, чтобы максимально найти все возможные решения, чтобы не было тупиковых случаев, — пообещал депутат.
Одно из таких решений на федеральном уровне уже найдено. Если в будущем депутаты опять не смог договориться, кого назначить главой, то принять решение за них сможет «высшее должностное лицо региона», то есть, в нашем случае губернатор.
— Как сейчас модно говорить, нравится — не нравится, люби моя красавица, — резюмировал Беликов.