Прямой эфир

Без одинаковых дворов: как по-новому будут убирать от снега кварталы Петербурга?

Светлана Коваленко
20 января 2022, 15:35
Власти Петербурга больше не хотят доверять уборку внутриквартальных территорий частным подрядчикам. Этим займутся новые государственные организации, в которые привлекать дворников и специалистов планируется за счёт служебного жилья от города.
Фото: пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга

Суровая зима 2021—2022 годов с её обильными снегопадами и многочисленные жалобы горожан на неубранный снег заставили чиновников Смольного пересмотреть свои подходы к уборке внутриквартальных территорий и дорог. Глава Жилищного комитета Олег Зотов в интервью 78.ru рассказал, какие новые меры предполагается предпринять для кардинального улучшения ситуации и когда это случится.

— Олег Юрьевич, вице-губернатор Анатолий Повелий анонсировал появление в Петербурге новой системы уборки внутриквартальных территорий и дорог. В чём она будет заключаться?

— Текущий зимний период создал немало вызовов для системы ЖКХ, показав, в том числе, её недостатки. Одним из них является недостаточная гибкость имеющихся механизмов для того, чтобы реагировать на погодные вызовы. Мы сталкиваемся с залповыми снегопадами, происходит недостаточно быстрая мобилизация, сказывается нехватка техники, специалистов ручного труда. И всё это заставило нас задуматься о том, чтобы изменить базовый принцип системы уборки внутриквартальных территорий в нашем городе. Напомню, на сегодняшний день они убираются целым рядом хозяйствующих субъектов. Это и муниципальные образования, администрации районов, через своих подрядчиков, которые отбираются по итогам конкурсных процедур, это управляющие организации в части придомовых территорий, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов. Всё это формирует, как мы это называем, «лоскутное одеяло» с очень сложным разграничением зон ответственности, балансовой принадлежности и, как следствие, снижением качества результатов выполненных работ.

Фото: пресс-служба Жилищного комитета Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Жилищного комитета Санкт-Петербурга

Всё это заставило нас задуматься, что нужны государственные функции, государственный заказчик. И жители Петербурга, и губернатор города возлагают ответственность на госструктуры за качество уборки. Для того, чтобы реализовать этот механизм, мы предложили схему, которая активно прорабатывается сейчас. Конечно, она будет совершенствоваться, доводиться до идеала. Суть в том, что в рамках этой схемы существующая сеть районных жилищных агентств, сейчас государственные казённые учреждения, будет преобразована в государственные бюджетные учреждения. Они будут насыщены персоналом, техникой и будут обеспечивать непосредственно выполнение работ по уборке внутриквартальных территорий. Это не новая схема, это возврат к существовавшей ранее схеме, где районные жилищные агентства отвечали за всё жилищно-коммунальное хозяйство тогда ещё в административных районах нашего города.

— Чем такая система будет лучше, чем предыдущая?

— Преимущество, которое мы предлагаем, это снижение рисков, связанных с проведением конкурсных процедур. Потому что любая конкурсная процедура может быть связана с необоснованным снижением цены, есть и риски, связанные с оспариванием результатов конкурсов в рамках конкурентной борьбы. Сейчас мы это наблюдаем в Кронштадтском районе. Существует и вероятность прихода недобросовестных подрядных организаций, которые необоснованно занизив цену, получают право на заключение контрактов, но исполнить их возможности не имеют. Это приводит к тому, что у нас формируются целые цепочки субподрядных организаций, это замедляет обновление техники.

В рамках системы государственно-бюджетных учреждений за счёт того, что они будут финансироваться непосредственно из бюджета Петербурга, мы получаем возможность гибко реагировать на любые изменения, в том числе погодные. При необходимости мы можем дофинансировать эту систему, донабрать людей, докупить техники. Кстати говоря, это одна из задач, которая стоит перед нами в рамках подготовки к следующему зимнему периоду.

— То есть город полностью уходит от частных подрядчиков?

— Да, конечно же. Именно система частных подрядчиков привела к тем недостаткам, за которые сейчас критикуют городские власти.

Фото: пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга

— Сколько надо закупить техники, какое количество персонала нанять?

— На этот вопрос пока сложно ответить. У нас нет одинаковых дворов, территорий. Петербург очень различен по своей сути и составу. Поэтому мы сейчас рассчитываем потребность, исходя не из усреднённых нормативов, а исходя из технической необходимости для уборки конкретного двора. Эта работа ведётся, она ещё не завершена. Мы будем запрашивать мнение администраций районов, мы будем общаться с экспертным сообществом. Самое главное найти правильный баланс между количеством специалистов ручного труда и количеством средств механизации, которые могут взять на себя объём работы на больших территориях.

Мы понимаем, что есть двор-колодец в Центральном районе Петербурга, и туда не загонишь трактор. Там можно использовать только такие традиционные средства, как лопата, лом и метла. В других дворах, наоборот, потребность в специалистах ручного труда гораздо меньше. Большая проблема – это уборка снега и приведение в порядок территорий, которые фактически круглосуточно запаркованы автомобилями, там без дворников не справиться. Но основной объём, конечно же, будут выполнять средства механизации, тяжёлая техника. И правильная оценка потребности, определение номенклатуры техники с учётом условий в конкретном дворе и является основной текущей задачей комитета, которую мы сейчас решаем.

— Всё-таки, уточните, за какие конкретно территории будут отвечать учреждения? Как они будут взаимодействовать с УК, ТСЖ и ЖСК?

— На первоначальном этапе мы ставим перед собой задачу решить проблему уборки земель общего пользования. Это то, что не является зоной зелёных насаждений, не имеет ведомственной принадлежности и не относится к придомовой территории. В большинстве случаев УК с уборкой придомовой территории, а зимой там остаётся очистить проходы к подъезду, особенно в домах массовых серий, справляются, там критических проблем нет. С этим можно справиться, особенно если мы высвободим ту массу дворников, которые сейчас имеются в распоряжении управляющих организаций. А вот при уборке внутриквартальных проездов, проходов, дорожек мы сталкиваемся с более серьёзными проблемами. Именно там стоят автомобили, именно там стеснённые условия, где традиционная крупногабаритная техника просто не может проехать в силу своих размеров.

Фото: пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга

Далее по мере эволюции этой системы мы будем решать проблему ликвидации того самого лоскутного одеяла. В каждом дворе должен быть один хозяин. Уборка придомовых территорий – это ответственность УК. И перед ними есть выбор: выполнять работы собственными силами или привлечь специалистов. Учитывая, что организационно-правовая форма именно бюджетного учреждения позволяет выполнять, в том числе, и подрядные работы, наверное, в некоторых случаях УК будет приглашать дворников и механизаторов из госструктуры. Но это будет всегда их право, их выбор. Но по мере насыщения людьми и техникой, такие задачи мы тоже сможем решать. Это касается также территорий школ, детских садов. Если мимо школы едет трактор ГБУ жилищного агентства, а над названием мы ещё подумаем, то почему бы ему не заехать на территорию соцобъекта и не почистить снег и там? Это снизит риски и для самой школы, которая сталкивается с такими же проблемами, как и администрации районов, и вынуждена нанимать подрядчиков по тому же конкурсу.

— Не получится ли так, что существующие сейчас агентства перестанут выполнять свои прямые функции?

— Эти организации сейчас осуществляют обеспечение материально-технической деятельности администраций районов в сфере благоустройства, координируют управление жилищным фондом. Это сейчас исключительно инженерно-технический персонал, который не участвует непосредственно в выполнении работ. Так что риски, связанные со снижением качества работы управляющих организаций здесь отсутствуют. Более того, мы освободим и уменьшим нагрузку на персонал самих управляющих организаций, которые и являются сами у себя подрядчиками, и за счёт прямого бюджетного финансирования осуществим донабор специалистов.

— А как Вы планируете мотивировать людей устраиваться в новые структуры в те же дворники?

— Все понимают, что работа дворника — это тяжелейший физический труд, особенно в зимний период. Эти люди должны получать адекватную заработную плату с учётом рыночных условий и квалификации. Она будет больше, что существующая средняя сейчас у УК. С учётом пандемийных реалий мы будем делать акцент на привлечение специалистов из ближайших регионов, и чтобы добиться этих результатов людям надо будет предоставлять временное жильё. На сегодняшний день в распоряжении Жилищного комитета уже есть почти два десятка домов, предназначенных для предоставления временных койко-мест. Порядка 2000 койко-мест уже есть. Они пока законтрактованы различными предприятиями, но к моменту запуска реформы мы подготовим всё необходимое, чтобы эти места можно было предоставить специалистам из отрасли ЖКХ. Кроме того, мы планируем развивать институт жилых помещений коммерческого найма. Это по сути аналог того служебного жилья, которое существовало ещё в Ленинграде и обеспечило тогда привлечение необходимой рабочей силы. С такими людьми будет подписываться договор найма, что они пользуются жильём, пока не увольняются.

Фото: пресс-служба Жилищного комитета Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Жилищного комитета Санкт-Петербурга

— Когда это всё заработает?

— Идеальная схема — это выход на новую систему до начала зимнего периода. Но есть ограничения, связанные с бюджетным процессом. Поэтому реалистичный срок — это 1 января следующего года. Такой масштабный переход в зимний период затруднен и сам по себе создаёт определённые риски. Поэтому будем стараться реализовать этот переход максимально плавно и поэтапно. И эта система будет запускаться в масштабах города в целом.