Одно из самых известных яиц Фаберже – без сомнения, «Коронационное». Этот шедевр ювелирного искусства был создан в 1897 году как напоминание о состоявшейся за год до этого коронации императора Николая II. Как и над многими другими шедеврами ювелирного дома Фаберже, над этим пасхальным яйцом работала целая плеяда ювелиров: самородок из крестьян Михаил Перхин, известнейший финский мастер Генрик Вигстрём и миниатюрист Георг Штейн.
Внутри этого золотисто-жёлтого яйца, украшенного решёткой и двуглавыми орлами, скрывается шедевр ювелирного искусства – точная миниатюрная копия кареты императрицы Екатерины II 1793 года. Такой выбор сюрприза связан с тем, что именно в этой карете монарх и его супруга приехали в Успенский собор на коронацию.
Длина миниатюры всего 9,4 см, но сюрприз повторяет оригинал в мельчайших подробностях (за исключением материалов). Точная копия кабинки подвешена на золотых рессорах, вращающиеся колёса также сделаны из золота и обуты в платиновые шины.
Дверцы крошечной кареты легко открываются, и при открытии из кабинки выпадает микроскопическая подножка. Сама карета покрыта красной эмалью с золотой решёткой. Такой же эмалью покрыты подушки и сиденье внутри кареты, а также сиденье кучера. Даже потолок в карете украшен рисунками, изображающими виноградную лозу и медальоны в золотых венках. Крышу кареты венчает императорская корона в алмазах, а по сторонам её украшают двуглавые орлы.
Саму модель кареты создал Георг Штейн, полностью скопировавший все части конструкции кареты. Благодаря этому драгоценная карета прекрасно выполняет свои функции: легко катится по всем направлениям. Говорят, что над этим чудом молодой 23-летний мастер трудился пятнадцать месяцев по шестнадцать часов в сутки.
Внутри кареты есть также золотой крюк, предназначавшийся для потерянной на сегодняшний день подвески. Подвеска была сделана из драгоценного камня грушевидной формы – бриллианта или изумруда. Позже, по некоторым данным, первоначальная подвеска была заменена жёлтым бриллиантом, но и он был утерян.
Сюрприз в этом яйце по-настоящему поражает воображение. «Транссибирская магистраль» была подарена Николаем II императрице на рубеже веков, в 1900 году. Как нетрудно догадаться, этот подарок посвящён одному из главных достижений России того времени – строительству железной дороги через всю страну.
Крупное серебряное яйцо украшено гравировкой, изображающей карту Российской империи с ниткой Транссибирской магистрали. Само яйцо поддерживают великолепно выполненные мифические звери – грифоны из позолоченного серебра.
А внутри подарка скрывается почти 40-сантиметровая миниатюрная копия поезда, состоящего из паровоза и пяти вагонов. Крошечные колёса, дверцы, окошки и трубы выполнены с невероятной точностью и изяществом. Паровоз украшен фарами из алмазов, а фонарь на нём сделан из рубина. Сам же состав изготовлен из золота и платины.
Среди пяти вагонов есть «вагон для дам», «вагон для курящих», «вагон для некурящих» и даже вагон-церковь с крестом. Всё это подписано на крошечном поезде, как и количество мест – от 18 до 24. Самое удивительное скрыто внутри паровоза – там располагается двухсантиметровый двигатель, приводящийся в действие крошечным ключиком. Таким образом сюрприз является действующей механической моделью настоящего поезда.
Ряд пасхальных яиц Фаберже в качестве сюрпризов содержали различных птиц, многие из которых оживали при нажатии кнопок или повороте ключа. Одним из таких шедевров является яйцо «Петушок», в некоторых документах ошибочно называвшееся «Кукушкой». Такая ошибка появилась неслучайно – ведь само подношение выполнено в виде часов с птицей, появляющейся из яйца каждый час.
Собственно часы располагаются на внешней части яйца. А вот на верхушке изделия есть ажурная крышечка, за которой и скрывается сюрприз. Золотая решётка поднимается при нажатии секретной кнопки, после чего из недр яйца появляется крошечный механический петушок. Птичка, раскрашенная яркой эмалью, умеет махать крыльями и открывать клюв. И самое главное – петушок умеет петь.
Поёт драгоценная птичка каждый час (в случае, если часы заведены), кроме того, заставить петушка выйти на свет можно с помощью той самой секретной кнопки. Сам петушок может также похвастаться рубиновыми глазами. Это яйцо в том же 1900 году Николай II подарил своей матери – вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Другое яйцо с механической птицей было изготовлено к Пасхе 1908 года, и также для подарка матери императора. «Скорлупки» яйца сделаны из горного хрусталя – так, что удивительный сюрприз внутри можно увидеть, не открывая подарок. Сам же секрет представляет собой великолепного механического павлина, прототипом которого стал другой шедевр, находящийся в «Эрмитаже» и известный практически каждому в нашей стране.
Вдохновением для мастеров фирмы Фаберже послужили механические часы «Павлин» XVIII века, созданные по заказу Потёмкина для Екатерины II. Прототип размером с небольшую комнату вмещает поющего павлина, петуха и сову. А вот в ювелирное яйцо поместился только павлин.
В отличие от своего «старшего брата», павлин Фаберже не поёт, зато умеет поворачивать голову и распускать хвост, состоящий из отдельных роскошный пластин, раскрашенных эмалью. Сама птица изготовлена из золота. По некоторым данным, над созданием этого ювелирно-механического шедевра мастер фирмы Фаберже Дорофеев работал почти три года.
Есть в пасхальных изделиях Фаберже и сюрпризы, которые не извлекаются, но представляют собой просто поразительные примеры тонкой работы отечественных мастеров-«Левшей». Одним из таких сюрпризов является миниатюра Гатчинского дворца в пасхальном подношении Николая II своей матери Марии Фёдоровне 1901 года. Этот дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы за пределами города.
Миниатюра внутри яйца повторяет очертания реального дворца в мельчайших деталях. Все окошки, башенки, фонари, пушки и другие элементы архитектуры создают ощущение, что в крошечном здании вот-вот мелькнут силуэты живых придворных. Воссоздана также часть двора с деревьями, кустами и статуей Павла Первого. Этот удивительный шедевр создал мастер Михаил Перхин.
Всего для императора дом Фаберже создал 51 пасхальное яйцо. Впрочем, до сих пор ведутся споры об их количестве и находятся неизвестные до того экземпляры, вокруг которых разворачиваются скандалы. Так, например, совсем недавно, в январе 2021 года коллекционер из Лондона Андрей Ружников заявил, что часть выставки работ Фаберже в Эрмитаже, включая императорское пасхальное яйцо «Юбилейное свадебное на подставке с сюрпризом в виде подставки с полевыми цветами» 1904 года, является подделкой.
Однако коллекционер и эксперт по изделиям Фаберже Александр Иванов представил в ответ на эти обвинения документы, которые должны подтверждать подлинность этих изделий ювелира. Но конфликты подобного рода вспыхивали уже не раз – ведь из-за революции часть наследия Фаберже была утеряна, а часть неизвестна.