В свои восемь Егор Шарко опробовал уже много всего. Играет на ударных и басе, занимается горными лыжами, виндсёрфингом, большим теннисом и плаванием, пробует силы в тележурналистике. О выборе будущей профессии они с мамой пока не думают. Мир слишком стремительно меняется, и что востребовано сегодня — через 10 лет — может уйти в прошлое. Да и попросту — рано.
— Перед нами не стоит задача сделать из него профессионального спортсмена. Или музыканта, и мне кажется, что он сам должен будет определиться с выбором. Поэтому наша задача — сейчас предоставить ему возможность попробовать всё, расширить кругозор. Мы много читаем, много общаемся, — поделилась мама мальчика Ольга.
Опасений лишить ребёнка детства, слишком сильно перегрузив его дополнительными занятиями, в семье не возникает. Общения со сверстниками с лихвой хватает, например, на спортивных сборах. И при грамотном графике — времени мальчику хватает на всё.
Свою первую победу в художественном конкурсе Дарья одержала в ещё дошкольном возрасте. Хорошо запомнила и первый диплом, и первое в жизни интервью. С тех пор перепробовала много занятий — занималась фигурным катанием, даже участвовала в соревнованиях. Но когда пришло время выбирать — отдала предпочтение холсту и краскам.
— Наверное, жизнь всё-таки поставила нас перед выбором. Потому что всё-таки нужно уже определяться по времени, невозможно совмещать и то, и то. Просто физически не хватает часов, и времени, — рассказала мама девочки Наталья.
В 13 лет Дарья уже серьезно думает связать с изобразительным искусством свою жизнь, сделать его своей профессией. Она хочет стать графическим дизайнером.
— Смотрим, определяемся. В художественной школе много направлений. У неё и скульптура есть, и графика, и композиция, и живопись, — поделилась Наталья.
Сегодня о выборе не конкретной профессии, а направления в целом — говорят и специалисты на рынке труда.
— Здесь, наверное, правильно сказать про индустрии, которые сейчас активно развиваются. Это производственные индустрии, айти, безусловно. Строительство, экология, медицина, фармацевтика. И в этих областях огромное количество профессий, — заявила HR консультант Ольга Копылова.
В Петербурге уже три года работает уникальная академия цифровых технологий, единственное подобное нетиповое образовательное учреждение в стране. Здесь дети с 6 до 18 лет в прямом смысле создают будущее, осваивают профессии, для которых ещё даже не разработаны образовательные нормативы и профессиональные стандарты.
— Сколько я этим занимаюсь, участвую в чемпионатах, соревнованиях, образовательная программа так и родилась. Фактически ребёнок готовится как олимпиаде — так и получает проф.навыки. То есть образовательная программа была написана с нуля. Выбирал лучшее, что можно в неё внести, — поделился педагог «Академии цифровых технологий» Даниил Иванов.
Приложение с дополненной реальностью дети с преподавателем сделали в честь открытия академии всего за полтора месяца.
Они полностью воссоздали 3D-модель всего здания. И теперь, чтобы найти путь в любой кабинет образовательного учреждения, достаточно всего нескольких нажатий на экран, и дорогу будет показывать специальный виртуальный сопровождающий.
В группе у преподавателя занимаются ребята постарше, от 15 до 18 лет. Практически все приходят сюда уже осознанно, более менее понимая, чем хотят заниматься в жизни.
— Сейчас я вижу в этом много перспектив, много профессий, например, моделер для игр, для приложений. Многие крупные компании хотят 3D модели для представления своих продуктов, — отметил ученик академии Дмитрий Лосев.
Алиса всегда хорошо рисовала. С выбором будущей профессии ей помог определиться друг семьи. В академию цифровых технологий пришла сама, осознанно. Про виар и эйар- реальность узнала, как и многие, из игр.
— Я интересовалась тем, как люди создают такое. Все эти идеи, локации, эффекты, как они это создают. Это интересно, поэтому решила прийти сюда, — заявила ученица академии Алиса Ромашко.
— Мы хотели и ставили своей целью — дать возможность ребятам заглянуть в будущее. Просто напросто заглянуть в будущее — экономика меняется, уклад жизненный очень сильно меняется, — отметил директор академии Дмитрий Ковалёв.
Что касается профориентации, то психологи советуют не торопиться с выбором пути. Но и не относиться к этому слишком легкомысленно. Всему должно быть своё время.
— Вот с 12 до 15 лет ребенку очень важно выстраивать отношения со сверстниками. У него главная ключевая задача этого промежутка возрастного — это не учёба, не овладение новыми знаниями, ни какие-то победы и заслуги — ему важно узнавать мир через других людей, — отметил психолог Сергей Коротков.
Специалисты говорят, обычный возраст для выбора будущей профессии от 15 до 18 лет. Когда заканчивается школьная жизнь, ребёнок уже начинает ощущать себя взрослым, но пока никак не может подтвердить это в реальности.