На 86-м году ушёл из жизни петербургский краевед Наум Синдаловский. Инженер по образованию в свободное время он занимался изучением особого пласта истории — городского фольклора. Написал более 30 книг и просил не считать их научной литературой. Ставил себе другую задачу — дополнить официальную версию и заразить интересом к истории нашего города как можно больше людей, передаёт корреспондент 78.ru.
Синдаловский не был профессиональным историком. Сбор городских легенд, слухов и анекдотов стал его хобби в годы перестройки.
— В советское время наше ленинградское краеведение было, на мой взгляд, в упадке. Это не поощрялось как и любое проявление регионализма. И вот когда началась перестройка, одним из её первых признаков было увлечение краеведением, желание узнать подлинную историю наших мест, — говорит историк русской культуры, петербургский краевед, член Санкт-Петербургского союза художников Дмитрий Северюхин.
Наум Александрович родился в Павловске 6 ноября 1935 года в семье железнодорожного рабочего. Во время Великой Отечественной войны отец погиб на фронте, а он с матерью сначала отправился в эвакуацию, а уже после Победы вернулся в Ленинград. Отслужив на Балтийском флоте, Наум Синдаловский стал инженером на Адмиралтейском заводе. Первая смена — в цехе, вторая — в библиотеке, за чтением книг об истории родного города.
Начальство, узнав об увлечении своего сотрудника, предложило читать лекции заводчанам. Однако инженеру пришлось научиться не только держать внимание аудитории, но и отвечать на каверзные вопросы, ведь он взялся за тот пласт истории, который учёные не особо жалуют.
— Это же фольклор, это же не история. К фольклору именно так относились, снисходительно. Видимо, потому, что его как такового не было, он не присутствовал в Петербурге, он «валялся под ногами» — надо было наклониться, но никому не хотелось, — говорил Синдаловский в одном из фильмов.
Город молодой, столичный — откуда здесь взяться деревенским сплетням, считалось в то время. Но Синдаловский никогда не преподносил слухи как факты, а именно дополнял официальную, подчас слишком сухую историю.
— Выступая, он всегда подчёркивал: не пользуйтесь моими книгами как научной базой, как источником. Это мифы, это неподтверждённые легенды. Для того чтобы писать какие-то работы, всерьёз заниматься исследованием, скажем, Манежной площади, берите другие книги, другую литературу. Идите в архивы, изучайте источники там, а мои книги так, для интереса, — объясняет член правления Петербургского союза краеведов Алексей Ерофеев.
К примеру, в учебниках мы прочтём, что прототипом «Пиковой дамы» была княгиня Наталья Петровна Голицына. А Наум Александрович сохранил легенду, гласящую, что литературный персонаж стал своеобразной местью Александра Пушкина.
— В лицейские годы Наталья Петровна будто бы пригласила его к себе в гости погостить и благодаря своему африканскому темпераменту Пушкин не упустил возможность поволочиться за внучками Натальи Петровны, но как только она об этом узнала, тут же показала ему на дверь, — писал в своих книгах Синдаловский.
Наум Александрович не претендовал на лавры большого ученого. Но выполнял свою задачу — делал историю Петербурга доступной и интересной широкому кругу.
— С 1930-х годов история города стала представать как такая героическая сага о трудовых и ратных подвигах, о памятниках архитектуры и эта живость из местной истории ушла. Главная заслуга Наума Синдаловского заключается в том, что в 1990-е годы он, собиратель городского фольклора, снова сделал историю не только фундированной, но и забавной, и живой, — отмечает кандидат исторических наук Лев Лурье.
Наум Синдаловский подарил Петербургу более 30 книг по истории Северной столицы, был постоянным автором журнала «Нева», издал несколько сборников своих стихов. Написав ДРУГУЮ историю города, он вписал в неё и своё имя.
Ранее 78.ru писал о том, что петербургский писатель, историк и краевед Наум Синдаловский скончался 28 марта.