Сегодня во всём мире отмечается День борьбы с раковыми заболеваниями – а значит, самое время взглянуть на городскую статистику и спросить у петербургских врачей, что нас ждёт в ближайшее время.
Прошедший 2020 год не лучшим образом сказался на статистике онкологических заболеваний. Медицинские учреждения приостановили плановую госпитализацию, из-за чего многие больные не получили вовремя необходимого лечения. Из-за приостановки диспансеризации с 5 апреля по 25 июня прошлого года количество выявленных случаев рака упало у на 15%.
Как рассказал журналистам Дмитрий Гладышев, заместитель главного врача по хирургии Городской больницы №40 Курортного района, именно в ходе диспансеризации выявляется огромное количество случаев рака на ранних стадиях. В отсутствие этой возможности 3,5 тысячи петербуржцев потеряли драгоценное время, когда рак можно было выявить на первой и второй стадии – а значит, с большой вероятностью вылечить.
Если в 2019 году в нашем городе было выявлено 23 732 новых случая заболеваний онкологического характера, то в 2020 – только 20 224. Это не значит, что болеть стали меньше.
– У нас уменьшилось количество заболевших – это говорит о том, что большинство не дошли до нашей диагностики, – отметила на пресс-конференции, посвящённой проблемам рака, Рашида Орлова, главный специалист по клинической онкологии петербургского онкодиспансера. – Их мы ожидаем в этом году, но уже на более поздних стадиях. Естественно, мы ожидаем повышение количества пациентов третьей, четвёртой стадии.
По словам Гладышева, в уменьшении выявляемости рака виновата и самоизоляция:
– Когда я веду с пациентами диалог, то часто слышу: «Вот, мы весной с мужем сидели на даче, прятались, боялись выйти…» И вот результат. Достаточно типичный случай влияния пандемии на поведение наших потенциальных пациентов, какое-то поверхностное отношение к своим симптомам. Люди игнорируют их, не сразу обращаются. Хотя вся информация по симптомам, при которых нужно обращаться к врачу, доступна и в интернете, и в СМИ!
Если говорить об отдельных видах рака – ситуация выглядит иначе. Где-то она резко ухудшилась, а где-то, напротив, стала лучше.
– В 2020 году очень повысились по количеству поздние стадии рака шейки матки, – отметила Рашида Орлова. – Это катастрофа. Ведь на ранней стадии он очень легко лечится, пролечила и забыла!
Зато усиленное внимание медиков к органам дыхания горожан на фоне распространения коронавируса позволило намного чаще выявлять рак лёгких.
– Тем, кто болел ковидом, делали компьютерную томографию лёгких, и при определении вирусной пневмонии у некоторых пациентов определяли ранние стадии рака лёгкого, – рассказала Рашида Орлова. – Примерно 50% пациентов поступают сейчас по этому типа рака на ранней стадии.
Есть и другая, совершенно пугающая статистика. По официальным данным, заявленным в распоряжении правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении региональной программы Санкт-Петербурга «Борьба с онкологическими заболеваниями» на 2019-2024 годы», в 2017 году абсолютное число пациентов, умерших от злокачественных новообразований, составило 13516. Из них 2255 человек никогда не состояли на учёте у врача и не лечились!
Более того, у 2211 человек диагноз «рак» был установлен только после смерти. Выходит, что более чем десятая часть людей, причиной смерти которых послужила злокачественная раковая опухоль, даже не знали о своём заболевании – не обращали внимания на симптомы, игнорировали боли и совершенно не спешили к врачу. В такой ситуации, к сожалению, доктора бессильны.
Причины возникновения онкологических заболеваний у совершенно разных групп населения до сих пор окончательно не выяснены. Да, курение увеличивает риск развития рака лёгких, а ожирение и вовсе является онкологической «русской рулеткой». Но что является спусковым механизмом?
Гениальную в своей простоте и глубине мысли теорию, объясняющую причины возникновения опухолей с совершенно неожиданной точки зрения, предложил петербургский учёный, профессор СПбПУ Андрей Козлов.
– Онкология – это страшная проблема. Я был аспирантом в Институте онкологии и диссертацию защищал по онкологии, я воочию наблюдал эти трагедии в семьях больных. Мы росли и учились под эгидой теории онкогена: считалось, что мы сейчас откроем онкоген, и проблема решится, – рассказал журналистам Андрей Козлов. – С тех пор открыли десятки, сотни онкогенов, а проблема не решилась.
Этот факт привёл ученого к мысли о том, что на проблему нужно взглянуть с совершенно другой точки зрения, через иную парадигму. И такой подход, действительно, помог ему прийти к крайне интересным и полезным выводам:
– Мы обратили внимание на то, что опухоли сильно распространены не только у человека, но и у других млекопитающих. Многие опухоли наследуются, многие опухоли не убивают своих хозяев. И тогда мы уходим от парадигмы, что опухоль – только патология. Тогда зачем они нужны?.. Мы рассмотрели опухоли с точки зрения эволюции. И вдруг оказалось, что опухоли принимают самое активное участие в эволюции.
Так возникла теория неофункционализации опухолей. Суть её описал директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Александр Кудрявцев:
– В процессе развития организма сначала появляется некая опухоль, потом из этой группы клеток появляется новый полезный орган.
Грубо говоря, каждый молодой орган, которого ранее не было у вида, начинает появляться сначала просто как масса ткани – опухоль, и уже из этой массы клеток формируется нечто функциональное, отвечающее новым потребностям приспособления организма к изменившейся среде обитания. Эту идею подтверждает, например, тот открытый профессором Козловым факт, что многие опухоли могут «похвастаться» работой сотен генов, не функционирующих в нормальных тканях.
Если смотреть на новообразования через призму этой идеи, становится понятно, почему особенно часто онкология возникает у относительно эволюционно «молодых» органов человека: молочной железы, простаты и т.п., отметил профессор Козлов в беседе с журналистами. Так как сами эти органы произошли из опухолей позже других, они чаще проявляют признаки своей «праматери».
– Способность органов болеть разными видами рака – это следствие того, что они из этих опухолей произошли, – пояснил автор теории. – Получается, что опухоли повторяют свойства предковых структур, из которых они происходили в эволюции. И молодые органы страдают большей частотой опухолей. Это обнаружил доктор Дэвис из Шотландии, я беседовал с ним, и он никак не мог понять: как же так?
Из этого можно сделать и ещё более удивительные выводы, отметил Андрей Козлов:
– Оказалось, что жировые ткани человека также составляют эволюционно новый орган. Он обладает признаками опухоли. Получается, что ожирение – это онкологическая проблема. Понимаете, какая удивительная вещь, оказывается, что подходы, которые мы применяем для борьбы с ожирением, можно будет применять для борьбы с опухолями, и наоборот!
Именно из-за этой особенности жировой ткани широко распространено такое явление как липома – безопасная доброкачественная опухоль под кожей, состоящая из жировых клеток. В народе липома именуется жировиком, и мало кто задумывается, что это опухоль.
На базе Института общей генетики им. Вавилова работает сейчас лаборатория неофункционализации генов, которой руководит профессор Козловский. Учёные-генетики тесно сотрудничают с Политехническим университетом. Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Суперкомпьютерные технологии и машинное обучение» Политеха профессор Владимир Заборовский отметил:
– Существует глубокая междисциплинарная связь между технологиями, которые делают люди, и тем, что сделала природа, создав живые организмы. Информационные аспекты существования опухолей имеют то, что в физике называется «принцип дополнительности»: ничто не делается в природе только плохо или хорошо. Патологии, которые мы называем опухолями, тоже несут двойственную природу: с одной стороны, они создают пространство и возможности для нового, с другой, они могу привести к смерти носителя.
Новая теория могла получить развитие только благодаря тесному сотрудничеству биологов с математиками и программистами, ведь гены любой опухоли – это информация, огромный пласт данных, которые необходимо проанализировать. А для этого требуются огромные вычислительные мощности, подчеркнул Александр Кудрявцев. Так родилась новая наука биоинформатика на стыке молекулярной биологии и программирования. Именно поэтому генетики и биологи, изучая происхождение раковых опухолей, сотрудничают с учёными политехнического университета.
Профессор Андрей Козлов отметил: мы живём в такое время, когда воплощаются сложные, фантастические идеи. И эволюционная теория опухолей не только меняет наше понимание происхождения онкологических заболеваний, но и, в конечном счёте, помогает найти новые способы лечения разных видов рака.
Если проблема в найденных в опухолях генах, не задействованных в здоровых тканях, то, возможно, вылечить онкологию станет реально, перепрограммировав эти гены. И так мы приходим к революционному заключению, которое высказал в беседе с журналистами Владимир Заборовский:
– Не надо убивать опухоль, надо её просто перепрограммировать!