В течение ближайших одной-двух недель городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) ждёт ответов от ГУ МВД и Следственного комитета на заявления организации с требованием расследовать обстоятельства трёх июльских пожаров в доме Басевича на Петроградской стороне. Градозащитники не исключают, что возгорания могли быть организованы специально и, якобы, в этом имеется интерес Академии театра балета Бориса Эйфмана. Дело в том, что другой структуре этой организации здание передали в 2016 году под создания жилья для артистов. Тогда речь шла исключительно о реконструкции дома. Но с тех пор скандалы с памятником в городе не утихали. В доме Басевича не раз происходили пожары, а начале этого года стало известно о подготовленной Академией документации по сносу здания.
Обращение в правоохранительные органы петербургское отделение ВООПИК направило 13 июля. Как пояснила 78.ru член президиума организации Анна Капитонова, выгодны пожары могут быть главному интересанту академии.
— Мы обратились в ГУ СК в Москву и главное управление МВД, чтобы они возбудили уголовное дело, — сказала, в частности, она.
По словам Анны Капитоновой, формально на ответ у правоохранителей есть месяц, однако обычно дело происходит быстрее, и уже через одну-две недели в ВООПИК рассчитывают на реакцию ГУ СК и ГУ МВД.
По оценкам экспертов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, пока что дом пострадал не сильно. Так, площадь второго в июне пожара составила более 120 кв. м, на следующий день возгорание было менее обширным.
Впрочем, градозащитников настораживает то обстоятельство, что возможные поджоги произошли сразу после того, как стало известно, что судьбу дома Басевича обсудят с общественностью.
Отметим, что в начале, когда стало известно о планах академии по сносу памятника, в Северной столице разгорелся крупный скандал. 78.ru об этом подробно рассказывал. Тогда ответить на вопрос о перспективах демонтажа здания должна была рабочая группа КГИОП, известная у экспертов также, как «сносная». Её заседания неоднократно переносились.
Как сообщила Анна Капитонова, мероприятие всё же состоялось в разгар карантинных ограничений в режиме on-line. Чиновники планы по сносу зарубили, так как в проекте не были учтены замечания градозащитников. Теперь должно состояться новое заседание, но когда оно пройдёт, неизвестно.
Академия танца Бориса Эйфмана заработала на Большой Пушкарской, 14Б в августе 2013 года. В составе комплекса, спроектированного архитектором Никитой Явейном, появились зал-трансформер, бассейн с тренажёрным залом, 14 балетных залов, столовая и пансионат. Объект появился на месте бывшего памятника — кинематографа «Ассамблея», построенного в 1913 году и имевшего охранный статус до 2011 года.
О расширении комплекса заговорили уже через несколько лет. В 2017 году Академии досталось здание бывшей школы №91 на Введенской улице, 3А. Изначально предполагалось, что часть помещений этого объекта будет использоваться для обучения детей жителей Петроградской стороны.
Реконструкцию школы и строительство нового учебного театра танца на Введенской завершили в феврале 2019, потратив на эти цели из городской казны 2,2 млрд рублей. Местные жители утверждали: из-за проекта их дома пошли трещинами.
В марте 2019 года вновь всплыло новое распоряжение. Чиновники передавали Академии танца здания по Большой Пушкарской, 7 и бывшего детского сада по близости по договору ответственного управления. Это вновь вызвало недовольство активистов.
Как отмечает местная жительница Татьяна Лепёшкина, все соседи хотели бы оставить здесь зелёную зону и детсад, который был лучшим среди коррекционных на Петроградской стороне. По её словам, в настоящее время в доме Басевича никакой охраны нет.
— В разбитых окнах корпусов время от времени можно увидеть силуэты подростков, которые с удовольствием расписывают чистые до недавнего времени стены яркими граффити, — описывает состояние памятника Татьяна Лепёшкина.
Вице-президент Российской гильдии риэлторов Валерий Виноградов напоминает, что дом Басевича — это уникальный объект. При этом крайне важно то, что на Петроградской стороне участков под застройку почти не осталось.
— Там рядом находится театр Бориса Эйфмана, и для него этот участок является наиболее привлекательным, так как будет находиться рядом с этой студией. И думаю, что речь идёт не об одном доме, а целом квартале, — считает эксперт.
Как рассказали в МЧС по Петербург, пока дом Басевича является объектом юридически бесхозным, крупного материального ущерба из-за возгораний не отмечается. Поэтому пожар юридически не зафиксирован, хотя его причина — это горение мусора.
— Кто его поджёг, ответа не будет, так как и ущерба нет. Расследование проведено. Оно показало, что это место облюбовала неформальная молодёжь. Там молодые люди часто курят кальян. Сначала мы думали, что это бомжи или поджоги, но с точки зрения умышленных возгораний здание никому не интересно. Сейчас город передал объект Академии танца, но есть вопросы по проектированию и финансированию. А пока здание не приняли, его нельзя взять под охрану. Всё, что там происходит, это молодёжь, которая занимается непонятно чем, — пояснили в ведомстве.
Там добавили, что в настоящее время совместно с полицией в доме проводятся рейды по выявлению тех, кто в объекте находится, и привлечению к ответственности за разведение огня.
Как заявили 78.ru в пресс-службе Академии танца, дом Басевича не принадлежит и не находится в оперативном управлении Академии танца Бориса Эйфмана, Детского театра Бориса Эйфмана или Театра балета Бориса Эйфмана.
— Изданное в 2016 году распоряжение о передаче здания Академии было аннулировано, передача не была произведена. По этой причине организация не может нести ответственность за состояние памятника, — пояснили там.
В пресс-службе напомнили также, Академия танца — это государственное образовательное учреждение.
— Здесь учатся дети, обладающие уникальными способностями к занятию балетом, большая часть которых — иногородние. Академия не вправе отказывать в зачислении успешно сдавшим экзамены талантам только из-за отсутствия места в интернате — это противоречит государственной политике в области поддержки одарённых детей. При строительстве Академии интернат был рассчитан на 135 человек, но на данный момент в нём живут около 180 детей. Чтобы разместить всех, детей «уплотнили», в комнаты интерната поставили вместо обычных двухъярусные кровати. Нехватка места ощущается уже сейчас, хотя Академия ещё не заполнена на полную мощность, — заверяют в пресс-службе.
Там подчеркивают: у Академии танца Бориса Эйфмана нет заинтересованности в здании по улице Большая Пушкарская, 7. Однако для иногородних воспитанников Академии принципиально важно, чтобы интернат находился в шаговой доступности от школы и балетных залов, чтобы им не приходилось самостоятельно передвигаться по незнакомому городу.
Стоит добавить также, что в 2014 году дом Басевича попал в программу «Молодёжи — доступное жильё». Но руки до памятника у чиновников так и не дошли.