Экономика
16:4028 мая 2020

Мимо кассы, но с работой: как карантин изменил жизнь рынков Петербурга?

Из-за пандемии рынки Петербурга потеряли треть покупателей, которые вовсе не спешат приобретать дорогие продукты on-line. Держась из последних сил, торговцы, тем не менее, не отказываются от реконцепций и создания фуд-холлов на будущее.
Фото: пресс-служба Торжковского рынка

В условиях карантина многие петербургские рынки продолжили работу. Под закрытие попали лишь корпуса с одеждой и точки, продающие промтовары не первой необходимости. Однако рынки всё равно серьёзно опустели не в пример продуктовым сетям. В борьбе за покупателей торговцы ринулись было осваивать интернет-площадки, но те не оправдали возложенных на них надежд из-за высоких цен на фоне давно раскрученных маркет-плейсов с их гибкими скидками. Между тем, последние несколько лет Северная столица переживала моду на создание фуд-кортов и общественных пространств. Ею веянью поддались и многие городские рынки, руководство которых заявило на будущее соответствующие планы.

Без бума закупок

Согласно информации, размещённой на сайте Торжковского рынка, в условиях карантина он работает с 8:00 до 19:00. При этом предлагается там и услуга по сбору продуктов к моменту приезда покупателя и доставке к машине. Есть вариант и с доставкой на дом. Однако найти на сайте конкретные расценки на товары крайне трудно. Есть лишь отрывочная информация в разделе «новости». У рынка создана группа в «ВКонтакте», но там тоже нет записей.

Фото: пресс-служба Торжковского рынка
Фото: пресс-служба Торжковского рынка

Как рассказал 78.ru генеральный директор ООО «Приморский сельскохозяйственный рынок» (компания-оператор Торжковского рынка) Леонид Яцук, продажи в условиях карантина и количество посетителей снизилось примерно на треть. При этом, в отличие от продуктовых ретейлеров, у рынков не было бума покупок перед самоизоляцией.

— У нас были и промышленные товары, кафе, парикмахерская. Сейчас, естественно, такие объекты закрыты. Поэтому падение по аренде мест можно тоже оценить в 30%. Важно и то на будущее, что нам не приходится ждать помощи от государства. Мы продолжаем работать, поэтому для нас нет налоговых льгот, — пояснил он и отметил, что, конечно, интернет-торговля для рынков спасением не стала.

Пока без массовых расторжений

На сайте Полюстровского (Кондратьевского) рынка сообщается о том, что «продуктовые корпуса, зоотовары и аквариумный двор» работают в обычном режиме. Однако закрыты промтовары, парикмахерские, кафе, точки общепита, рыболовный и меховой дворы, объекты уличной торговли. На сайте представлен каталог продавцов, но тоже нет никаких конкретных расценок, зато представлены номера телефонов для контактов.

По словам заместителя директора рынка Артура Кадиева, работают те, кто торгует продуктами питания. Естественно, что, например, одежду никто не продаёт.

Фото: пресс-служба Полюстровского рынка
Фото: пресс-служба Полюстровского рынка
— Мы согласны с оценкой по падению в 30% по посетителям, покупкам и арендаторам. Мы держимся из последних сил. Однако отмечаем, что массовых расторжений договоров нет. Уходят те, кто это и планировал. Мы предложили нашим арендаторам гибкие условия, чтобы те могли сохранить сотрудников, — поясняет он.

25% от того, что было

Согласно информации на сайте Василеостровского рынка, в комплексе закрыты все рестораны, однако предлагается приходить за продуктами с 5-й линии или со двора. Продукты готовы доставить и на дом. Потратив время на сайте в разделе доставка здесь, впрочем, уже можно найти и цены. Например, стоимость килограмма бананов начинается от 100 рублей, грейпфрутов — от 200, имбиря — 3000, говядины — от 660, свинины — 440, яиц — от 180.

Как напомнила директор по развитию Василеостровского рынка Ольга Никифирова, после реконцепции, проведённой в 2019 году, комплекс стал городским общественным пространством.

— Соответственно, сейчас мы закрыты, а продукция реализуется только на условиях доставки. Сейчас мы имеем 25%-ный оборот от того, что было за аналогичный период прошлого года. Однако ни один арендный договор пока не расторгнут, так как нашим арендаторам мы предложили специальные условия на время карантина, чтобы пережить трудный период. И, насколько нам известно, увольнений персонала арендаторы пока не проводили. Естественно, как только карантин будет снят, мы готовы приступить к работе, — пояснила Ольга Никифорова.
Фото: пресс-служба Василеостровского рынка
Фото: пресс-служба Василеостровского рынка

Опоздали в Интернет

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков готов объяснить, почему рынки не смогли «выйти в Интернет». По его словам, с самого начала не стоило испытывать иллюзии, что on-line продажи спасут всех и вся. Они могли вытянуть только те компании и сферы, которые уже давно осваивали виртуальную торговлю. Попытки же в карантин развить on-line сектор изначальны были обречены на провал, что и произошло с рынками. При этом самоизоляция вовсе не изменила тот факт, что две трети россиян Интернетом для покупок не пользуются, они отложили приобретение товаров на потом: кто-то в силу того, что может без чего-то обойтись, а деликатесы — это как раз тот случай, кто-то — из-за отсутствия денег.

— Есть, конечно, и обратные примеры. Например, продажи на самоизоляции хорошо пошли у DIY-ретейлеров. Но тут есть два момента. Во-первых, строительные сети и раньше хорошо осваивали Интернет. А, во-вторых, у них совсем другая продукция, которая как раз подходит для продажи в сети и для таких товаров есть своя аудитория. Совсем другое дело товары на рынках, куда и так ходили далеко не все, — поясняет Иван Федяков.

Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что, несмотря на снижение оборотов ввиду сокращения потока покупателей, на рынках иначе выстроена система снабжения и логистики — она более гибкая, чем у продуктовых сетей. При этом меньше и товарная матрица. Арендаторы быстрее реагируют на спрос: если он сегодня сократился, то завтра продавец будет делать меньшую оптовую закупку.

Фото: Panoramic/globallookpress.com
Фото: Panoramic/globallookpress.com

Шанс на выживание или погибель?

Как считает Иван Федяков, единственный шанс рынков выжить — это приспособиться под современные тренды коллаборации в торговли. До пандемии это были фуд-корты и фуд-холлы. Затраты операторов на такие проекты оценивались как незначительные, а эффект синергии всегда позволял вернуть вложенные деньги. После окончания карантина через какое-то время интерес к таким проектам у населения восстановиться. Поэтому от них не стоит отказываться.

Валерий Трушин также припоминает планы реконцепции рынков в формат гастромаркетов, который стал набирать популярность. Однако с Иваном Федяковым эксперт не согласен.

— Учитывая текущие эпидемиологические условия и возможные изменения модели поведения покупателей, рекомендаций Роспотребнадзора, в ближайшие два года нам не стоит ждать каких-то крупных проектов и изменений формата рынка, — заявляет Валерий Трушин.

Между тем, и в Торжсковском рынке, и в Полюстровском планы по реконцепции подтвердили, отметив лишь возможный перенос сроков.

Напомним, к концу 2020 года на Торжковском рынке должны были появиться фуд-холл, музей и отель.

Продукты
Новости партнеров