Граффити «Небеса» под угрозой исчезновения. На якобы неуместное изображение пожаловался анонимный пользователь портала «Наш Санкт-Петербург». Хотя сами жители дома голосовали за такую картину на брандмауэре, районным чиновникам пришлось признать, что правила благоустройства нарушены и нужно принимать меры.
В соответствии с порядком нужно было, помимо общего собрания собственников, ещё получить разрешение КГА на изменение внешнего вида фасада, рассказал начальник отдела районного хозяйства администрации Петроградского района Иван Авраменко. А так как полного пакета у управляющей компании не оказалось, администрация района направила иск в суд об обязании управляющей компании привести фасад в нормативное состояние.
Рисунок на стене появился летом 2017-го года. И инициаторами его появления выступали именно районные власти, запустившие целый проект «Краски Петроградской стороны» по росписи глухих фасадов на примере европейских городов.
Привлечены были профессиональные художники, народ созвали на голосование.
— Всего было запланировано семь брандмауэров для росписи. Мы в настоящий момент реализовали только три, понимая, что в обществе появилась неоднозначная оценка этой деятельности. Мы сняли голосование на оставшиеся четыре стены, — рассказал глава администрации Петроградского района Иван Громов.
Планы сорвались, а граффити осталось — в том числе вызывать патриотические чувства у гостей и жителей Петроградки.
Художественная роспись под условным названием «Небеса» — не выдумка художника. Советские штурмовики Ил-2 из 4-й воздушной армии, пролетающие над Берлином в мае 1945-го, срисованы с реальной серии фотографий, которую сделал неизвестный военный корреспондент.
Этот факт, кстати, малоизвестен жителям двора. Но расставаться с полюбившимися изображениями они не хотели бы.
— Мне граффити в принципе нравится, когда рисуют на стенах. Есть очень красивое около Можайки, есть скверик на Малом проспекте. Ну, наше немного мрачноватое, но, в принципе, оно меня не раздражает, — рассказала жительница Петроградки Елена Путинцева.
Другая женщина считает, что можно было бы добавить ещё стрит-арта.
— Небо, Чкалов, метро Чкаловская, проспект Чкаловский — это же всё вот, всё одно к одному.
— А какие изображения, вы считаете, должны появляться на таких стенах?
— Пусть будут знаменитые люди. Вот как Бодров, Шевчук вот был у нас. Очень даже хорошо.
К слову, берутся за такие росписи далеко не художники-самоучки. Это граффити — дело рук мастеров высшего пилотажа, выпускников монументального отделения Мухинского училища. Своё уличное творчество называют хоть и временным, но перспективным искусством.
— Мы в перспективе думали, что это есть временное предложение на этих стенах. Ну, вот к празднику мы оформили эту стену. Если не нравится, при следующем ремонте это все можно закрашивать, то есть это не ценность. Но если за это время эта картина стала ценностью, тогда надо думать о ней в монументальной технике. Ту же самую композицию можно было сделать или в рельефе, или в металле, или в мозаике. И тогда это остается уже как память для всех наших поколений, — считает руководитель проектов арт-сообщества Павел Шугуров.
За индивидуальный подход выступают и эксперты в области стрит-арта.
— Есть работы, которые значительно менее представляют художественную ценность даже в сравнении с этим. У них там менее продуманная композиция, но которые прижились и по 30 лет находятся в нашем городе. Ну, я, конечно, упоминаю известный паблик-арт работу на Васильевском острове «Вода — это жизнь», которая для кого-то ещё более спорной окажется, — отметил сооснователь института исследования стрит-арта Михаил Астахов.
Но все споры упираются в согласование таких работ с комитетом по градостроительству и архитектуре, а точнее, отказ их согласовывать. Поэтому многие художники рисуют, а там — будь что будет.
Так и в случае с брандмауэром на Большой Зелениной. По информации властей, к ним никто не обращался. Но даже если бы заявление и поступило, они твёрдо стоят на своей позиции.
В письме от КГА говорится, что взаимное совместное расположение членений лицевых фасадов с гладкими брандмауэрами является завершением уличного фронта застройки и подчёркивает стилистику и особенности их архитектурного облика. Вместе с тем росписи являются самостоятельными произведениями монументального искусства, имеющими в основе композиционные, цветовые, стилистические акценты. Таким образом, размещение росписи на гладкой поверхности брандмауэра при отсутствии архитектурных деталей нарушает архитектурный облик здания и восприятие его целостности. Следует также учитывать, что исторический центр Петербурга включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Отдать художникам безликие стены домов или трансформаторные станции, если это не объекты культурного наследия, предлагают и петербургские депутаты. Они уверены, что город мог бы извлекать из этого прибыль.
— Уже есть, выпущены специальные карты, так называемые навигации туристические по арт-объектам Петербурга. Почему мы тратим деньги большие на закрашивание, на оплату чиновникам, которые не хотят работать в конструктиве и всё-таки вместе с депутатами Законодательного собрания выработать рецепт того, как уличное искусство могло бы сосуществовать в нашем городе с теми же памятниками и прочее, — считает депутат Заксобрания Петербурга Денис Четырбок.
Пока парламентарии пытаются выстроить диалог с исполнительной властью, чтобы как-то узаконить уличное искусство, судьбу граффити на Большой Зелениной будет решать суд. Заседание состоится сразу по завершении карантина.