Московский районный суд Петербурга обязал компанию такси выплатить компенсацию за моральный вред инвалиду-колясочнику Ксении Ивановой. Поход в театр для неё обернулся закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением мозга. При выгрузке с электроподъёмника она упала с коляски на тротуар. Почему это произошло, и кто несёт ответственность в таких случаях за особенных пассажиров?
Социальное такси для инвалидов-колясочников — едва ли не единственно возможное средство передвижения по городу. Несмотря на свой отрицательный опыт, в суд Ксения тоже приезжает на нём. Электроподъёмник движется вниз, опускается платформа — по ней, как и положено спиной, женщина съезжает на асфальт с помощью таксиста.
Уже четвёртый раз Ксения штурмует здание Московского районного суда. Препятствия на своём пути она встречает даже там, где, казалось бы, есть пандус и специальное оборудование для маломобильных групп населения. После злополучного падения в январе прошлого года она подала иск о компенсации морального вреда к компании-перевозчику.
Попасть на известный масштабный мюзикл по мотивам знаменитого фильма Романа Полански «Бал вампиров» Ксения мечтала давно. Свободных мест у театра музыкальной комедии не было, и таксист припарковался правее от входа. В январе прошлого года в Петербурге был снег, он скопился на брусчатке — в месте спуска электроподъёмника, в результате чего платформа опустилась к земле не горизонтально, а под уклоном. Когда Ксения съезжала с неё — упала и ударилась головой.
Вместо положительных эмоций — испорченная парадная одежда, закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга. Водитель предложил вызвать скорую, но Ксения всё-таки хотела посмотреть долгожданный спектакль.
— У меня было состояние шоковое, потому что я не ожидала этого падения. Во-вторых, была дикая головная боль, я попросила помощи в театре у врача, мне нашли таблетку. Я досидела до конца. Вечером я позвонила в транспортную компанию — объяснила случай, — вспоминает пострадавшая, инвалид первой группы Ксения Иванова.
На следующий день состояние ухудшилось, резко подскочило давление, пришлось ехать в больницу. Пока выясняла отношения с перевозчиком, писала в прокуратуру, обращалась в администрацию — прошло время. Иск в суд Ксения подала только в августе. Адвокаты нашли норму в законодательстве, по которой выгрузка или высадка пассажира из такси — это тоже зона ответственности перевозчика.
— Ответственность перевозчика, она происходит в тех случаях, в какой период времени — с момента посадки, во время посадки, во время пребывания пассажира в автомобиле и во время высадки. То есть, совершенно чётко, ясно и понятно написано, — объясняет адвокат потерпевшей Евгений Кузнецов.
Впрочем, бизнесмены этого факта вроде бы и не отрицают. Говорят, компания на рынке Петербурга 22 года, водитель был опытный, с приличным стажем, особенных пассажиров возил много лет и в этом случае действовал чётко по инструкциям, которые в социальное такси спускают из казённого учреждения — городского информационно-расчётного центра.
— Есть перевозчики очень-очень ответственные, которые очень хорошо работают со своим персоналом. Не буду называть, но они есть. Я очень хотела бы — ГИРСу даже предлагала вести рейтинг этих компаний, — отметил вице-президент петербургской общественной правозащитной организации инвалидов «На коляске без барьеров» Светлана Быстрова.
Светлана несколько лет назад пострадала от действий этой же компании — водитель в машине не закрепил её в коляске ремнём безопасности, и при резком торможении она вылетела из неё и сломала ногу.
— Потом эти все документы уходят на судебно-медицинскую экспертизу, а там уже определяют тяжесть здоровья, причинённый вред, и естественно страховая компания оплатила это. Перевозчик отделался, можно сказать, лёгким испугом, — вспоминает Светлана.
Отделаться лёгким испугом на этот раз у компании такси не получилось. Ксения требовала взыскать с перевозчика 300 тысяч рублей — компенсация морального вреда. Суд присудил 200 тысяч рублей. В свою очередь в компании считают, что в этом случае виноваты коммунальщики — плохо убирали город, а водитель якобы предлагал пострадавшей помощь, но та отказалась.
— Владельцы колясок всегда в один голос утверждают на наших собраниях общих, мы часто собираемся, чтобы понимать чаяния друг друга, пожелания выполнять, — говорят, это наше личное пространство, друзья, и вы не имеете права в него вклиниваться. В один голос. На всех совещаниях, — возмущается генеральный директор компании «Такси-Блюз» Иван Вартанов.
В такси намерены обжаловать решение районного суда. А благодаря запросу, который Ксения отправляла в прокуратуру, правоохранители вместе с комитетом по транспорту инициировали поправки, теперь каждый электроподъёмник в социальном такси должен быть оборудован ремнём безопасности. Вот только сами инвалиды-колясочники говорят, что это правило практически никем не соблюдается.