Прямой эфир

Семь великих петербуржцев, ушедших от нас в 2019 году

Маргарита Звягинцева
31 декабря 2019, 14:38
Нобелевский лауреат, великий актёр, оперная дива и всемирно известный дирижёр — прошедший год, к несчастью, оказался весьма богат на утраты для нашего города. Вспомним о самых ярких и потрясающих людях, которых мы потеряли в 2019.
Фото: unsplash.com

Актёр Сергей Юрский — первый Остап Бендер Советского Союза

Именно Сергей Юрский стал первым Великим комбинатором в истории отечественного кино. Задолго до Андрея Миронова он сыграл главную роль в ещё чёрно-белом «Золотом телёнке» с Куравлёвым, Гердтом и другими звёздами советского кинематографа. Его Остап Бендер запомнился невероятной харизмой и удивительным сочетанием интеллигентности и пронырливости.

Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com
Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

Сергей Юрский родился в Ленинграде в 1935 году. Его отец Юрий Жихарев, взявший себе псевдоним Юрский, руководил Ленконцертом, а позже стал худруком Московского цирка на Цветном бульваре. Будущий народный артист окончил школу с золотой медалью, а после, как истинный сын интеллигента и дворянина, поступил на юридический факультет.

Но артистическая натура проявилась уже на первых курсах: Юрский играл в студенческих постановках ЛГУ, а после третьего курса не выдержал — и ушёл на актёрский факультет Ленинградского театрального института им. Островского. Его талант заметили быстро: уже на втором курсе Юрский был приглашён в БДТ.

В жизни актёра было много ярких ролей. Его дебютом стал яркий, взрывной и совершенно невероятный абориген Чудак из фантастического фильма Рязанова «Человек ниоткуда». Позже были гусар князь Батурин в «Крепостной актрисе», директор школы в «Республике ШКИД» и, наконец, Остап Бендер в «Золотом телёнке».

А после великолепной роли Бендера Юрский сыграл целую череду интеллигентов и аристократов — в этот типаж он вписывался идеально. Но самым ярким из них стал не аэронавт Жюль Ардан, не французский ботаник монсеньор Жарден, а несчастный Иван Груздев, бедный советский интеллигент из шедевральной картины «Место встречи изменить нельзя».

кадр фильма «Место встречи изменить нельзя»/ Фото: kino-teatr.ru
кадр фильма «Место встречи изменить нельзя»/ Фото: kino-teatr.ru

Однако ещё больше Сергей Юрский поразил зрителей в картине «Любовь и голуби», где такой тонкий актёр вдруг сыграл деревенского алкоголика дядю Митю — и оказался невероятно органичен в этой роли! Любимый многими поколениями, коренной петербуржец Сергей Юрский ушёл из жизни в возрасте 83 лет 8 февраля 2019 года.

Диктор Михаил Быков — «голос петербургского метро»

Голос этого человека совершенно точно слышал каждый петербуржец. Михаил Быков — известный ленинградский и петербургский телеведущий, диктор и тот самый человек, голос которого звучит в петербургской подземке. Большинство современных жителей города и не слышали в нашем метрополитене никогда других голосов: именно низкий уверенный баритон Быкова объявляет станции с 1970-х годов по сей день.

Михаил Быков переехал в Ленинград с родителями в детстве, а после школы, как и Сергей Юрский, поступил отнюдь не на актёрский факультет — юноша оказался в техникуме холодильной промышленности. Но даже там он чаще посещал драматический кружок, чем занятия по специальности. Позже Быков поступил в театральное училище, играл в ТЮЗе и даже снялся в короткометражном фильме.

Фото: PrScr youTube.com/leningradtv
Фото: PrScr youTube.com/leningradtv

В 1970 году, в возрасте 25 лет Быков впервые выступил на радио в качестве диктора — и уже через полтора года его пригласили на телевидение. С тех пор он озвучил огромное количество передач, популярных в советское время тележурналов и выпусков кинохроники, не раз выступал в качестве актёра дубляжа, озвучивал «Ленинградскую хронику» и «Панораму ТВ», вёл новости и концерты. Позже работал на «Пятом канале», вёл передачу «Седьмая студия».

В 70-х ему впервые предложили записать объявления для метро. И с тех пор его голос стал родным и привычным для всех петербуржцев. 21 апреля 2019 года Михаил Быков скончался на 74-м году жизни.

Физик Жорес Алфёров — лауреат Нобелевской премии

Выпускник Ленинградского электротехнического института, один из величайших физиков современности, Жорес Алфёров получил своё имя в честь французского социалиста Жана Жореса. По одной из легенд, когда в 1964 году Алфёров прибыл в Париж читать доклад на конференции по физике, ему выдали бейдж с надписью «А. Жорес» — французы решили, что это и есть фамилия учёного. Но Алфёров не растерялся: он пририсовал к напечатанной «А» символ полупроводника и ниже подписал: «Алфёров».

Фото: globallookpress.com/Dmitriy Kopylov
Фото: globallookpress.com/Dmitriy Kopylov

В молодости, чтобы не тратить многие часы на дорогу до работы и обратно, Алфёров принёс раскладушку в свою лабораторию в Ленинградском физико-техническом институте Академии наук СССР (ЛФТИ). Позже учёный рассказывал, что это были лучшие годы его жизни: можно было спокойно работать до двух-трёх часов ночи и с утра, едва проснувшись, уже быть на работе.

Физик изучал гетеропереходы в полупроводниках, и именно за свою прорывную научную деятельность в этой сфере он получил в 2000 году Нобелевскую премию. Жорес Алфёров стал одним из тех, благодаря кому мы пользуемся сегодня смартфонами, компьютерами и имеем мгновенный доступ в интернет.

В 1971 году он получил Медаль Баллантайна Института Франклина (США) за разработку гетеролазера — технологии, которая легла в основу современных оптоволоконных линий. Благодаря этой технологии в наших домах есть сегодня сверхбыстрый интернет. Лазерные диоды Алфёрова есть и во всех смартфонах, и в домашних ПК.

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Петербургский учёный многие годы был вице-президентом Российской академии наук, а также иностранным членом Национальной академии наук США и Национальной инженерной академии США, Китайской, Польской и ряда академий наук других стран. Физик скончался в Петербурге 1 марта 2019 года.

Лингвист Людмила Вербицкая — символ петербургской грамотности

Президент и ректор СПбГУ, пропагандист тотальной грамотности и просто исключительный человек, филолог-русист Людмила Вербицкая никогда не боялась поправить человека, который говорит неправильно. Именно с ней советовался Владимир Путин по поводу произношения того или иного слова, именно её фото красуется в метро на плакатах проекта «Давайте говорить как петербуржцы».

Людмила Вербицкая всю жизнь горячо любила русский язык, и косноязычие российских чиновников порой чудовищно её возмущало. В конце концов, эту проблему она решила изящно и великолепно — издав пособие для депутатов и других представителей отечественной бюрократии с простыми и запоминающимися примерами формальных речей.

Потомственная петербурженка, Людмила Вербицкая стала первой женщиной-ректором СПбГУ. Но её жизнь отнюдь не была лёгкой и простой. Ещё в детстве она познала все ужасы сталинских репрессий и даже побывала в колонии. И бороться за право заниматься наукой есть пришлось очень тяжело.

Фото: пресс-служба СПбГУ
Фото: пресс-служба СПбГУ

Когда Людмиле было всего 13 лет, её отца арестовали в рамках Ленинградского дела. Позже он был расстрелян, как и родные дядя и тётя Вербицкой. Её мать отправили в Тайшетский лагерь (на территории современной Иркутской области), а саму девочку поместили в трудовую колонию во Львове. Там она училась в украинской школе — не зная даже основ украинского языка.

Тем не менее, Людмила смогла поступить в Львовский университет на русское отделение филфака. Чтобы быть зачисленной, ей, дочери жертвы репрессий, необходимо было набрать самый высокий балл по всем экзаменам, включая украинский язык. По воспоминаниям Вербицкой, это был самый сложный экзамен в её жизни. И она сдала его с блистательным успехом.

Позже была учёба, возвращение в Ленинград, научная карьера в родном городе, реабилитация отца и сотни научных публикаций. Людмила Вербицкая ушла от нас 24 ноября 2019 года, оставив богатое научное наследие.

Дирижёр Марис Янсонс — лауреат премии «Грэмми»

Марис Янсонс руководил самыми известными и сильными оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Питтсбурга и Кливленда, Симфонический оркестр Баварского радио, Венский и Лондонский филармонические оркестры, оркестр Филармонии Осло и Дрезденская государственная капелла.

Фото: imago stock&people/globallookpress.com
Фото: imago stock&people/globallookpress.com

В 2005 году Янсонс получил премию «Грэмми» за великолепное исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича. Кроме того, петербургский дирижёр был удостоен премии Эрнста фон Сименса, которая считается «Нобелевской премией для музыкантов». Перечислять награды и титулы дирижёра можно долго. Сам Марис Янсонс не раз подчёркивал, что все его достижения — результат не только таланта, но и, в первую очередь, упорнейшего труда.

Будущий дирижёр родился в Риге, и первые годы своей жизни провёл в очень сложных условиях. Шёл 1943 год, и его мать, оперная певица Ида Блюменфельд, пряталась от немецких солдат в подпольном укрытии. Как еврейке по происхождению, ей грозила депортация в гетто и смерть. Всех её родственников постигла именно эта жуткая судьба. Но беременной диве удалось спастись, и первые полтора года жизни Марис провёл в подполье.

Отец Мариса Янсонса, Арвид Янсонс, также был дирижёром и народным артистом СССР. Позже, уже в мирное время Марис учился в школе для особо одарённых детей при Латвийской консерватории. Когда Марису было 13 лет, вся семья переехала в Ленинград, и он продолжил обучение в аналогичной школе при Ленинградской консерватории, которую позже и окончил по классам фортепиано и дирижирования.

Фото: Michel Neumeister/globallookpress.com
Фото: Michel Neumeister/globallookpress.com

Почти 30 лет Марис Янсонс преподавал в Ленинградской, а затем Санкт-Петербургской консерватории и работал в Ленинградской филармонии. Более 20 лет он руководил оркестром Филармонии Осло, не раз выступал в Карнеги-холле, а в 2007 году даже руководил оркестром и хором на концерте для Папы Римского Бенедикта XVI в Ватикане. 1 декабря 2019 года дирижёр умер от острой сердечной недостаточности в Петербурге.

Оперная певица Ирина Богачёва — солистка Мариинского театра

Оперную диву Ирину Богачёву называют одним из символов Петербурга. Она родилась в 1939 году, накануне войны, и самые нежные годы её детства пришлись на блокаду Ленинграда. Вместе с семьёй она пережила это страшное время, а после школы поступила в техническое училище — учиться ремеслу швеи.

Фото: пресс-служба Мариинского театра
Фото: пресс-служба Мариинского театра

Но от кропотливой работы девушка постоянно отвлекалась на самодеятельность, уроки вокала и кружок сольного пения. В итоге, с профессией швеи пришлось расстаться — Ирина поступила в Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова, которую благополучно окончила по классу пения в 1965 году. Но ещё раньше, уже в 1962 она стала лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки, после чего юную певицу сразу пригласили к себе два крупнейших театра СССР: Большой театр в Москве и Кировский театр оперы и балета в Ленинграде (ныне — Мариинский). Будущая дива выбрала родной Ленинград.

После учёбы Богачёва стажировалась в Милане, во всемирной известном театре La Scala. А перед этим, в 1967 году её отправили на международный конкурс в Рио-де-Жанейро — где молодая певица с блеском победила. Позже обладательница великолепного меццо-сопрано пела в самых известных театрах мира, от «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке до Opera de la Bastille в Париже. Но главной сценой, без сомнения, остался для неё родной Мариинский театр.

Фото: пресс-служба Мариинского театра
Фото: пресс-служба Мариинского театра

Лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит», народная артистка СССР и почётный гражданин Санкт-Петербурга, Ирина Богачёва ушла от нас 19 сентября 2019 года.

Скульптор Константин Симун — автор монумента «Разорванное кольцо»

На западном берегу Ладожского озера уже более полувека стоит гениальный в своей лаконичности монумент — воплощённая в самой простой форме метафора разорванного кольца блокады и Дороги жизни. Две конструкции из металла и бетона без единой лишней детали напоминают о страшном блокадном времени. Автор мемориала — скульптор Константин Симун.

Фото: flickr.com/Natasha Savvina
Фото: flickr.com/Natasha Savvina

Константин Симун родился в 1934 году в Ленинграде, и с самого детства его жизнь была сопряжена с трудностями: отец, участник сионистской организации «Гехалуц», был осуждён на ссылку в Казахстан, по позже вернулся в Ленинград. В возрасте 19 лет Симун поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, но с пятого курса его отчислили со специфической формулировкой: «за формализм».

Молодой скульптор не хотел подстраиваться под требования времени и власти, и его лаконичные, но удивительно сильные работы говорили сами за себя. Тем не менее, уже через год после отчисления из вуза он стал членом Союза художников СССР, а в 1966 году получил заказ на создание блокадного мемориала. Свою работу он выполнил с блеском — мемориал «Разорванное кольцо» стал не только самым ясным и ярким символом блокады, но и символом всего его творчества.

Фото: Литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»
Фото: Литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

Позже Симун создал первый памятник Иосифу Бродскому, также неоднозначный — сейчас он стоит во дворике филологического факультета СПбГУ. А вот его проект памятника Ломоносову так и не нашёл своё место в городе. В 1988 году скульптор уехал в США, где познакомился с поп-артом. Одна из его скульптур установлена в парке скульптур Музея Де Кордова в городе Линкольн. 4 сентября 2019 года, в возрасте 85 лет Константин Симун умер в своём доме в Бостоне.