Жизнь Людмилы Вербицкой – пример невероятной силы характера, мужества и, конечно, любви к своему делу. Даже те из нас, кто далёк от академической работы и тонких вопросов русского языка, прекрасно помнят один из важных её проектов – «Давайте говорить как петербуржцы», стартовавший в 2011 году. Именно её лицо украсило плакаты, появившиеся 8 лет назад в метро – и под её укоризненным взглядом правильные варианты и нормы русского языка, напечатанные на бумаге, отпечатывались в памяти навсегда.
Ректор СПбГУ на протяжении 14 лет, президент университета Российской Академии образования, зампредседателя Совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ, советник губернатора Петербурга по образованию – перечислять должности и важнейшие общественные посты, которые занимала Людмила Алексеевна, можно долго. Как и ордена, премии и награды, которыми она обладала. Но главной наградой, без сомнения, останется любовь сотен её студентов и плоды её труда в науке.
Людмила Вербицкая была почётным доктором целого ряда зарубежных вузов: от Болонского университета до Университета Сока (Япония). Она очень много работала над популяризацией русского языка по всему миру. Но главное – Людмила Вербицкая была уверена, что говорить по-русски правильно должно быть престижно для каждого россиянина. И в борьбу за это она вложила немало сил.
Режим её жизни кажется порой невероятным. В интервью Людмила Вербицкая не раз признавалась, что спит лишь 4-5 часов в сутки. Каждое утро, кроме одного дня в неделю, профессор вставала ровно в 7 часов, а вот ложилась ближе к трём ночи, чтобы успеть изучить, написать, сделать в жизни как можно больше – для родного университета и российской науки.
Удивительная женщина, Вербицкая рассказывала, что старается с пользой проводить каждую минуту. При этом, очень много времени она находилась в дороге. В поездах, самолётах и машинах для неё не было понятия «коротать время». Всё время, что имелось в её распоряжении, было рассчитано по секундам, и каждую секунду она работала.
Ректор СПбГУ отмечала, что ей такая жизнь очень нравится. Даже несмотря на то, что из-за загруженности многим приходилось жертвовать. А энергию, по её собственным словам, она черпала у собственных студентов. Преподавать в родном вузе и давать знания петербургской молодёжи было одним из её важнейших дел – несмотря на море других обязанностей.
Оставаться бодрой долгое время Людмиле Алексеевне помогали ледяной душ по утрам и, как это ни удивительно, йога. Причём заниматься йогой Вербицкая начала не одно десятилетие назад – в Советском Союзе, когда это было строго запрещено. Уже в XXI веке Людмила Вербицкая признавалась в интервью, что каждое утро тратит 40 минут на дыхательные упражнения и йогу, чтобы весь день провести с максимальной пользой, не потеряв ни мгновения.
Между тем, юность её была очень непростой. Уже в 13 лет Людмиле Вербицкой пришлось пережить очень страшные события, полностью перевернувшие её жизнь. Будущий ректор СПбГУ родилась в Ленинграде, в семье секретаря Ленинградского исполкома Алексея Бубнова. Который, как и многие ни в чём не повинные люди, попал под колёса машины репрессий.
Алексея Бубнова арестовали в 1949 году в рамках «Ленинградского дела». Уже в 1950 его расстреляли. Семью репрессированного в те времена ждала очень непростая судьба. По рассказам самой Людмилы Вербицкой, арестованы были все: и мама, и бабушка с уже незрячим дедушкой, а позже – и дядя с тётей. Осталась на свободе лишь пятилетняя младшая сестра Людмилы Наталья.
Мать Вербицкой, а тогда ещё Людмилы Бубновой, отправили Тайшетский лагерь (на территории современной Иркутской области). Сама Людмила оказалась в трудовой колонии во Львове. То время она вспоминала одновременной с тяжестью и теплотой. Во Львовской колонии были собраны все «сливки» женской части криминального мира: воровки, проститутки, девочки из банд.
Все они говорили она одном и том же «неформальном» языке. Но, как рассказывала сама Вербицкая, заместитель начальника колонии Виктория Николаевна сумела настроить «лагерных» девушек положительно в отношении девочки из Ленинграда – настолько, что в присутствии Людмилы они даже не допускали мата.
А сама Людмила, прекрасно знакомая с классической русской литературой, пересказывала им романы Толстого и Достоевского, читала стихи Пушкина – каждый вечер! Ей самой замначальника колонии смогла выбить два важнейших в жизни Людмилы права: посещать обычную школу и поступить затем на общих основаниях во Львовский университет.
Самым сложным экзаменом в жизни Людмилы Вербицкой, по её собственному признанию, был вступительный экзамен в вуз по украинскому языку. Девочка из интеллигентной ленинградской семьи, никогда не слышавшая украинской речи, вдруг попала в совершенно другую языковую среду – в первом же школьном диктанте она, по собственным воспоминаниям, допустила 88 ошибок.
Но шанс поступить в университет был у Людмилы лишь один, и нужны были только пятёрки. И, брошенная в чужую языковую среду, учившаяся всему сама, Людмила смогла сдать этот экзамен на твёрдую «пять».
Позже Вербицкая вспоминала, что сначала мечтала стать врачом, потом хотела поступить на западное отделение филологического факультета – но все эти дороги были для неё закрыты. Открыт был путь только на русское отделение филфака Львовского университета. И Людмила Алексеевна, по её собственным признаниям, ни разу в жизни не пожалела о выбранной стезе русиста.
В 1954 году отец Людмилы Алексеевны был реабилитирован, и она вернулась в родной город. Девушка перевелась в Ленинградский университет, с которым навсегда связала свою жизнь.
В родном университете Людмила Вербицкая прошла путь от лаборантки и аспирантки до профессора кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков филфака, в 1980-х стала первым проректором. А в мае 1993 года, после скоропостижной смерти ректора Станислава Меркурьева – стала и.о. ректора, а позже была избрана ректором СПбГУ.
И эта новая роль тоже далась ей непросто. Людмила Вербицкая стала первой женщиной-ректором главного университета Петербурга. Как рассказывала она в начале 2000-х журналистам, именно тогда, в 1994 году в вузе состоялись первые демократические выборы – преподавателям дали возможность реально выбрать своего «капитана», а не формально проголосовать за уже назначенного.
На должность ректора претендовали, кроме Вербицкой, ещё два преподавателя: оба мужчины, физики. Далеко не все, по её собственным воспоминаниям, были готовы «отдать университет женщине». И, тем не менее, за её кандидатуру проголосовало большинство. И ещё дважды после этого переизбирали на эту ответственную должность. А значит, с выбором преподаватели не ошиблись.
Людмила Вербицкая – автор трёх сотен научных работ в области русского языка и языкознания. Она – единственный человек, который не боялся поправить речь любого, сколь угодно важного чиновника. И даже Владимир Путин советовался с ней по вопросам речи и языка.
Истинная петербурженка, Вербицкая была уверена: нет ничего неудобного в том, чтобы указать человеку на его ошибки. Она признавалась, что не любит критику – но подчёркивала, что критику в глубине души на самом-то деле не любит никто. Но только с её помощью можно работать над собой.
Как рассказывала Вербицкая в одном из интервью, каждую ночь, засыпая, она «сама себя критиковала»: вспоминала, что сделала правильно за день, а что – неправильно. И только предельная честность и постоянная работа над своими ошибками дают возможность каждый день немного расти и делать ещё один шаг на сложном пути просвещения. Который Людмила Вербицкая прошла до самых вершин, несмотря ни на какие трудности жизни.