Никто не любит ходить в поликлинику, кроме активных бабушек. Сидеть в очереди с температурой и больным горлом — удовольствие весьма сомнительное, и многие из нас с радостью отказались бы от него в пользу «приёма» по Интернету. Но какие опасности таит в себе «интернет-медицина»?
Уже почти два года в России действует так называемый «закон о телемедицине». Речь идёт о поправках в ФЗ № 242, касающихся применения информационных технологий в сфере здравоохранения и вступивших в силу 1 января 2018 года. В этих поправках, в первую очередь, было дано определение собственно понятию «телемедицины», а также обозначен порядок получения врачебной помощи посредством интернет-связи.
Главным ожиданием населения от телемедицины (среди тех, кто вообще об этом слышал) была возможность полностью исключить визиты в поликлинику, заменив их онлайн-консультацией. Однако это не только запрещено самим законом, но и достаточно вредно — далеко не всегда врач может поставить диагноз, ориентируясь лишь на жалобы пациента.
К тому же, речь идёт не только о простудах и визитах к терапевту. Часто сделать полноценное заключение и поставить диагноз можно только на основе ряда физических манипуляций — таких, как пальпация живота или прослушивание сердца, например. Да и просто осмотреть больное горло с помощью «Скайпа» не всегда удобно.
Полноценный первичный приём возможен сейчас, как и раньше, только «оффлайн». Ставить диагноз по видеозвонку или словесным жалобам в чате категорически нельзя. Однако множество сервисов предлагает сегодня пройти у медика-специалиста «онлайн-консультацию».
Вроде бы, ничего запрещённого — но на страницах многих подобных сервисов реклама уверяет, что такая консультация значительно лучше личного визита в поликлинику. «Не нужно стоять в очередях с больными людьми», «не нужно никуда ехать»… И даже если прямого указания на замену онлайн-беседой очного визита нет, это явно подразумевается создателями многих подобных телемедицинских приложений.
Телемедицина в России должна была изначально решить две проблемы: уменьшить количество вторичных визитов к врачу и компенсировать недостаток специалистов, особенно в удалённой сельской местности. И если первая проблема — лишь вопрос удобства и загруженности поликлиник очередями, то вторая стоит в нашей стране, действительно, очень остро.
Во множестве посёлков просто нет специалистов узкого профиля, способных разобраться в реальных причинах болезни или идентифицировать нетипичные симптомы. Это уже не говоря о недостатке врачей в деревнях в целом. Предполагалось, что телемедицина свяжет посредством Сети не только пациентов с врачами, но и самих врачей друг с другом. Что клиники смогут собирать целые консилиумы, дабы удалённо рассмотреть сложный случай и дать рекомендации коллегам на месте.
Но вот тут-то и возникает главная проблема: ведь ставить диагноз по Интернету нельзя. То есть рекомендации врачей-специалистов из крупных клиник могут служить только вторым, дополнительным мнением. Только проблема-то именно в том, что поставить диагноз на месте часто невозможно — из-за недостатка или полного отсутствия нужных специалистов… Замкнутый круг.
Петербуржцев, впрочем, эта острая проблема российской глубинки не касается. У нас есть доступ практически к любым узкопрофильным и высококвалифицированным специалистам. Поэтому главный вопрос для петербуржца — в уровне медицинских услуг, оказываемых онлайн.
После того, как принятый ещё в 2017 году закон о телемедицине вступил в силу, онлайн-сервисы, предоставляющие услуги врачей по Интернету, стали плодиться довольно быстро. Не как грибы после дождя, конечно, но целый ряд таких сервисов благополучно существует и по сей день. Среди них, например, сервис «Доктор рядом», являющийся онлайн-воплощением одноимённой сети московских частных клиник.
Генеральный директор сети Денис Швецов рассказал телеканалу «78», что далеко не каждый пациент готов сейчас к такому ультра-новому формату. Но цифры явно говорят о позитивной тенденции в телемедицине: если в 2017 году врачи сервиса проводили лишь около 20 консультаций в месяц, то сейчас каждый месяц проходит по 6000-6500 консультаций.
Очевидно, залог успеха «Доктора рядом» в том, что он базируется на реальных, так сказать «оффлайн»-клиниках, и ему, в отличие от сервиса «Мегафона», можно было подождать пару годиков, а не ожидать монетизации «вот прямо сейчас».
Но сам Денис Швецов уверен, что телемедицина была бы намного популярнее в России, если бы люди в массе своей знали о такой возможности. Но многие просто не в курсе, что можно спросить совета у врача онлайн. Гендиректор сети клиник также подчеркнул, что в случае с сервисом «Доктор рядом» можно быть уверенным в компетентности специалиста, у которого просишь совет — ведь каждый онлайн-консультант также является практикующим врачом в реальной клинике и оказывает услуги онлайн в свободное от «оффлайн-работы» время. Но всегда ли можно быть уверенным в компетентности того, кто даёт тебе совет?..
— Телемедицина — это, конечно, не альтернатива очному приёму, это альтернатива «Google-лечению», — считает Денис Швецов. — Это возможность для человека обратиться с вопросом не к поисковой системе, а к квалифицированному врачу, который и направит его к специалисту. Это не о том, как поставить диагноз, а о том, как мотивировать пациента пойти к врачу.
Швецов подчеркнул, что в его сервисе ставить диагноз по интернету запрещено (как и законом РФ). По словам гендиректора сети клиник, у онлайн-консультации есть несколько целей:
Есть, конечно, и общие рекомендации по неострым состояниям. Как правило, их человек и воспринимает как диагноз. Но Денис Швецов отметил: 8% онлайн-обращений в его клинике заканчиваются настоятельной рекомендацией врача немедленно вызвать «скорую».
Позиция директора сервиса относительно «просто консультаций» перед визитом к врачу кажется логичной, но реальность всё же иная — чаще всего люди платят за онлайн-консультацию именно чтобы вовсе не идти к врачу лично. И даже если слова «диагноз» не звучит, предположения врача пациент воспринимает именно как вероятный диагноз.
Тут нужно отметить, что само явление телемедицины появилось в США в первую очередь как альтернатива очному приёму для жителей отдалённых сельских городков и деревень. В России же, как рассказал телеканалу «78» член Экспертного Совета при Правительстве РФ Александр Абдин, изначально было предложено два варианта «закона о телемедицине»: либеральный и консервативный от Минздрава.
Первый, «продвинутый» вариант как раз предлагал создание «убердокторов» (по выражению Александра Абдина), которые будут ставить диагнозы онлайн и вести пациента практически полностью удалённо.
— Но Минздрав сказал: «Нет, такому не бывать!» — подчеркнул член Экспертного Совета.
А вот Яков Накатис, главный врач Клинической больницы №122 им. Соколова, рассказал, что в данный момент 80% телемедицины — это взаимодействие врач—врач, то есть консультация одних медиков, нуждающихся в экспертной информации, у других, более узких или компетентных в данном вопросе.
Что же касается взаимодействия врач—пациент по Интернету, здесь, подчеркнул Яков Накатис, медик должен вовремя определить «острый случай» и направить человека в поликлинику либо объяснить, какую таблетку принять до приезда «скорой».
— Он должен сказать: «Стой, лежи или беги к врачу», но не давать пролонгированное лечение, — подчеркнул Накатис.
Статистика, правда, говорит о другом использовании возможностей телемедицины. Как рассказал Александр Абдин, 80% обращений к специалистам медицинских сервисов-агрегаторов — обращения с периферии, из глубинки. Люди, которые не имеют возможности лично прийти на приём к хорошему московскому (или петербургскому) специалисту, как выяснилось, с удовольствием пользуются возможностью спросить у такого специалиста совета онлайн.
Как удостовериться в том, что ваш врач компетентен? Яков Накатис подчеркнул: в наше время на сайте любого медучреждения есть все документы, касающиеся любого доктора. Это и диплом, и множество сертификатов о повышении квалификации и прохождении курсов, и всё, что только можно. Эти слова подтвердил и член Экспертного Совета при Правительстве РФ:
— Сейчас есть чёткое требование закона: всех врачей, их квалификацию, их дипломы надо отобразить на сайте. Все сайты (клиник) уже как библиотека. О каждом враче есть информация, листай и листай!
Александр Абдин отметил также, что телемедицина в нашей стране неминуемо будет развиваться. Сейчас услуги онлайн-консультаций оказывают коммерческие клиники и сервисы, но со временем все эти тенденции перейдут и в государственную медицину. И после первого очного приёма по ОМС врач будет вести пациента удалённо, уверен он.
— Я с трепетом ожидаю, когда телемедицина войдёт в ОМС, — признался Абдин. — Некоторые регионы, например, Москва и Московская область, заявляют, что они это вводят в ОМС уже со следующего года. Телемедицина сама будет настойчиво стучаться к нам в двери.
Эксперты отметили, что есть в онлайн-общении с врачами и бесспорные плюсы. Среди них — аудио- и видеофиксация приёма. Если раньше главврач не мог уследить за каждым специалистом и порой не ведал, что же «творится за закрытой дверью», то теперь запись консультации всегда будет к его услугам. Например, в сервисе Дениса Швецова записи консультаций хранятся в течение года.
Кроме того, у каждого больного формируется цифровой медицинский паспорт.
— Цифровой контур формируется уже сейчас, — отметил Александр Абдин. — Куда бы пациент ни пришёл, в маленькую сеть (клиник — прим. ред.), в большую, вся информация будет заливаться в одно «окошечко», и мы будем про него всё знать, всю историю болезни.
Есть, правда, проблема и с другой стороны. И она заключается в том, что далеко не все врачи готовы работать через Интернет, для многих это — слишком большой стресс. Гендиректор сети клиник «Доктор рядом» подтвердил, что из 350 работающих в его больницах врачей онлайн-консультации дают далеко не все.
В первую очередь, это сложно для людей старшего возраста — человек может быть прекрасным врачом в «реальной жизни», но работа по Интернету может оказаться ему не по силам. В то же время, эксперты отметили, что в институте работать онлайн будущих врачей тоже никто не учит, а дело это совсем не простое. Если же телемедицина прочно войдёт и в ОМС, у наших врачей альтернативы не останется.