В Северной столице продолжают обсуждать судьбу Конюшенного ведомства. На днях свои предложения по дальнейшему использованию памятника представил петербургский филиал Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Эксперты сочли необходимым рекомендовать одному из потенциальных инвесторов проекта УК «Старт Девелопмент» разместить в комплексе масштабное музейное пространство. В компании пообещали учесть замечания, а также прислушаться к мнению всех горожан. Между тем, одним петербуржцы убеждены, что в комплексе должны появиться не только исключительно музеи, а другие горожане призывают «не делить шкуру ещё не убитого медведя».
Как рассказал архитектор проекта от компании УК «Старт Девелопмент» Сергей Мишин, в результате реставрации предстоит восстановить не только само Конюшенное ведомство, но и ансамбль зданий, который захватывает также Конный двор, Конюшенный музей, Мастеровой двор, находящийся напротив храма Спаса-на Крови.
— В XVIII веке попасть в Конюшенное ведомство можно было с Невского проспекта. Их соединяла Рождественская улица, которая с одной стороны маркировалась Казанской церковью и с другой стороны — Спасом нерукотворного образа. Потом улица оказалась застроена, — рассказал Сергей Мишин и отметил, что квартал ведомства опять должен стать частью центра города.
Для этого можно использовать исторически заложенные «арки», которые предлагается «открыть».
— Есть только одна арка, которая не существовала. Это продолжение улицы Малой Конюшенной от Невского проспекта, оно упирается в памятник Городовому, а дальше тупик. Если раскрыть там арку, то мы получаем исторически существовавший ранее «прострел». А с Невского проспекта откроется путь во внутренние пространства комплекса и выйти дальше на набережную Мойки, хотя этот вопрос очень спорный, — пояснил автор концепции.
Сергей Мишин добавил, что площадь Конюшенного ведомства сопоставима с площадью Музея современного искусства в Риме и существенно больше, чем театр в Хельсинки. При этом в рамках реконструкции планируется восстановить четыре утраченных корпуса.
— Меньше всего я бы хотел, чтобы в итоге здание превратилось в новое, выхолощенное и потому мёртвое. Наш Петербург потому и ценен, что мы можем здесь читать послания из прошлого. Всё новое, чтобы в итоге появится, должно быть умышленно отделено от старого и артикулировано, — подчеркнул архитектор.
Всего предусматривается два этапа реставрации комплекса. В рамках первого и будет восстановлено ведомство, где в дальнейшем, как считает Сергей Мишин, необходимо расположить Музей современного искусства. При этом Конюшенное ведомство станет мультикультурным пространством. Там могут появиться и институции, которые могут и не относится к современному искусству. Здесь в перспективе возможно проведение фестивалей, концертов и т. д.
Как сообщил Сергей Мишин, ещё одна спорная идея, которая обсуждается — это устройство подземного музея с паркингом. Более подробно на данной теме остановился член-корреспондент РААСН, доктор технических наук, профессор завкафедрой геотехники «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» Рашид Мангушев. Он отметил, что в настоящее время проработаны две концепции одноуровневого и двухуровнего пространства. В первом случае речь идёт о глубине от 5, 5 до 7 метров. А втором — от 7 до 12 метров.
При этом в городе есть три-четыре организации, которые имеют опыт работы по созданию пространств с глубиной до 12 метров.
Как заверил эксперт, вопрос с охранением окружающей застройки можно решить при помощи превентивного усиления фундаментов зданий. Ориентировочная стоимость при глубине свай в 12 метров составит для инвестора примерно 70-80 млн рублей.
— Если создавать одноуровневое пространство площадью около 6000 «квадратов», то затраты инвестора оцениваются в сумму от 910 млн до 1 млрд. При двухуровневом пространстве речь идёт о 1,4-1,5 млрд рублей. Нам представляется, что также под землёй целесообразно сделать парковку для туристических автобусов, которые сейчас скапливаются у храма Спаса-на-Крови, — поделился Рашид Мангуров.
Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов отметил, что сейчас проект находится ещё в стадии разработки концепции. В ходе рассмотрения предложений эксперты организации не согласились с созданием в ведомстве только Музея современного искусства.
— Это классическое здание предполагает музейную, безусловно, функцию, но более широкого плана. Сюда можно было бы привлечь ведущие музеи. У нас есть экспонаты Музея история города и Русского музея, которые практически нигде не выставляются. Здесь есть возможность создать мультимузейное пространство, — отметил он.
Впрочем, напомнил эксперт и о том, что Конюшенный двор сейчас находится в частной, а не городской собственности. По мнению Александра Кононова, это может опять серьёзно усложнить реализацию второго этапа проекта.
— Надо теоретически понимать, что с Конюшенным двором в итоге что-то может не сложиться, поэтому нельзя всё завязывать исключительно на экономическую модель. При этом у проектировщиков нет данных о состоянии грунтов, — констатировал он.
Александр Кононов попенял УК «Старт Девелопмент» и за то, что концепция практически не продвинулась вперёд за два прошедших с момента её представления года.
Как подчеркнул председатель КГА Владимир Григорьев, исторический центр города остро нуждается в развитии, ему не хватает общественных зон, а организация здесь арт-пространства в виде художественных галерей или любом другом виде украсит город.
— За этим проектом я наблюдаю давно и мне очень жаль, что его реализация сопряжена с такими трудностями. Если представленный инвестором проект будет двигаться, я всячески поддержу его как гражданин, ведь «Старт Девелопмент» продемонстрировал тщательное, бережное отношение к наследию, а как чиновник — создам все условия для его скорейшей реализации, — заверил Владимир Григорьев.
Присутствующие на обсуждении петербуржцы припомнили ситуацию с реставрацией Варшавского вокзала, который тоже обещали превратить в музейное пространство, а в итоге там открылся большой торгово-развлекательный комплекс. В ответ на это Сергей Мишин заверил, что «откровенной торговли в ведомстве точно не будет».
Разгорелись и жаркие споры по поводу того, какое искусство должно быть представлено в ведомстве. В ответ на это художник-«митёк» Виктор Тихомиров напомнил, что памятник находится в плачевном состоянии и «делить шкуру неубитого медведя» лучше после реставрации.
Как отметил один из организаторов мероприятий «Гик Пикник», «Стереолето», «Живые улицы» Дмитрий Тимошин, проекту не хватает общественных пространств, которые можно было бы использовать для проведения мероприятий.
— Музеев в Петербурге и так предостаточно. А пока что единственные общественные пространства — это улицы города, которые при проведении мероприятий перекрываются, и из-за этого все испытывают неудобства. Туристический сезон в городе длится всего полгода, а потом к нам никто не приезжает, в том числе из-за отсутствия событий. В Конюшенном ведомстве их вполне можно было бы организовать круглогодично, — уверен он.
Директор конгрессно-выставочного бюро при комитете по туризму Андрей Мацарин напомнил о том, что во время Чемпионата мира по футболу здесь поблизости проходил фестиваль болельщиков.
— Однозначно, это место должно быть креативным, интерактивным, но не только исключительно за счёт музеев. Надо учитывать и на спрос на деловой туризм в Петербурге. Сегодня в центре Северной столицы нет ни одной площадки, где можно было бы разово организовать рассадку для более 1500 человек. И это создает трудности, потому что туристов, которые приехали в Петербург на два-три дня не только работать, но и увидеть город, приходиться увозить в «Экспофорум», — поделился он.
Режиссёр поп-арт театра Семён Александровский предложил организовывать в отреставрированных помещениях выступления частных театров.
Как честно признался, подводя итоги, бенефициар «Старт Девелопмента» Захар Смушкин, представленный горожанам проект действительно вряд ли можно назвать «свежим», но в этом нет вины компании.
— То, что в проекте мало что меняется, говорит о его продуманности и изначальной самодостаточности. Нехватка «мяса» вообще, на мой взгляд, не является аргументом в нашем разговоре, так как этим «мясом» ещё никто серьёзно не занимался по одной простой причине: мы ещё не знаем, как город на это будет реагировать. Наш подход заключался в том, чтобы проект был экономически самодостаточным. Поэтому мы изначально отказались от того, чтобы реконструировать только Конюшенное ведомство. Это была бы чисто затратная историю, которую бы кто бы ни делал, получил бы дефицитный бюджет.
По словам Захара Смушкина, в России есть огромная потребность в экспонировании частных коллекций, есть и много отечественных художников, которые нигде не выставляются. Вопрос заключается только в том, чтобы была объективная селекция работ. Для этого, по мнению представителя инвестора, можно было бы создать некий совет.
— Главная наша идея заключалось в том, чтобы вместо диптиха, который есть в Петербурге в виде Эрмитажа и Русского музея, создать триптих с современным направлением. Тогда это оживает и превращает центр города в нечто новое, — заключил он.
Отметим, что чиновники Петербурга уже до конца мая обещали открыть в Петербурге выставку работ, посвящённых проектам реконструкции Конюшенного ведомства. Кроме компании «Старт Девелопмент» интерес к объекту проявляли ООО «Тандем-Истейт» и ООО «Магазин Купцов Елисеевых».