Общество
09:4923 января 2019

Автовладельцам придётся платить за госномера с «пропиской»

ГИБДД возвращается к тому, что отменила шесть лет назад — привязке кода региона на автономерах к прописке автовладельца. Покупателям подержанных машин придется платить за новые номера. И цена вопроса — главная интрига нововведения.
Фото: globallookpress.com/ Sergey Kovalev

На днях завершилось публичное обсуждение проекта постановления Правительства РФ о порядке госрегистрации транспортных средств. Первое, на что все обратили внимание, это возврат «прописки» госномера.

— Присвоение государственных регистрационных номеров на транспортные средства осуществляется исходя из места регистрации владельца транспортного средства, в соответствии с которым код региона регистрации присваиваемого государственного регистрационного номера должен соответствовать перечню цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств, — говорится в документе.

Напомним, что в 2013 году жителям страны разрешили покупать машины вместе с номерами, независимо от того, в каком регионе зарегистрирован предмет покупки. К примеру, если житель Псковской области приезжает покупать автомобиль в Петербург, и продавец не против, то он уезжает к себе с питерскими номерами. Таким образом покупатель освобождается от уплаты госпошлины в размере 2 тыс. рублей и лишней волокиты. Именно упрощением регистрационных процедур и объясняли смысл реформы тогда.

Зачем понадобилось «отыгрывать» назад, в сопроводительных документах прямо не объяснено. Издание «КоммерсантЪ» получило в МВД короткий комментарий о том, что «изменения продиктованы необходимостью учета, возможностью анализа и прогнозирования развития регионов, состояния дорожно-транспортной дисциплины и законности». Кроме того, правоохранительное ведомство сослалось на мировой опыт и обращения граждан. Правда, из развитых стран привязку к регионам (штатам) практикуют лишь в США, а зачем это нужно автомобилистам, остается непонятным.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Пояснить смысл метаний взялись эксперты. К примеру, известный защитник прав автомобилистов, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил в эфире РЕН-ТВ, что для автомобилистов почти ничего не меняется, и даже нашел некоторые плюсы нововведения.

— Если вы живете в Москве, но имеете иногородний номер, то есть вероятность, что сотрудники ГАИ будут вас останавливать, проверять и так далее. Если вы ездите с московскими номерами и живете в Москве, то шансы по остановке вашего транспортного средства понижаются, — привел он пример.

Автоэксперт Игорь Моржаретто рассказал «Известиям» о выгодах, которые получит государство.

— Мы с вами вычислили, что неожиданно поток машин с брянскими номерами пошел не в соседнюю Калужскую область, а в Орловскую. Начинаем анализировать и понимаем, что он возник в связи с тем, что люди пошли туда на работу. И надо для удобства организовать движение иначе, чтобы при проезде не было пробок. Или строить новую дорогу, — привел свой пример эксперт.
Фото: globallookpress.com/ Sergey Kovalev
Фото: globallookpress.com/ Sergey Kovalev

Однако мало кто обратил внимание на несколько других важных пунктов в новом документе. Во-первых, впервые в нем впервые сделан шаг к официальной торговле «красивыми» номерами.

— Присвоение государственных регистрационных номеров осуществляется посредством специального программного обеспечения МВД России, в том числе на основании документального подтверждения права использования конкретного государственного регистрационного номера, полученного в результате проведенного в соответствии с законодательством Российской Федерации открытого аукциона, — говорится в документе.

В действующем законодательстве ни про какие аукционы не говорится, однако, если Госдума внесет соответствующие поправки, то переписывать правила выдачи госномеров уже не придется. Напомним, что во многих странах мира можно совершенно официально купить «красивый» номер, содержащий несколько одинаковых цифр подряд, имя владельца или другое сочетание символов. Нередко такие номера продают с аукционов. В России их приобретают исключительно на черном рынке. Разговоры о том, чтобы легализовать торговлю номерами ведутся уже давно.

Фото: globallookpress.com/ Andrei Kamenev
Фото: globallookpress.com/ Andrei Kamenev

Второй момент заключается в том, что ГИБДД фактически складывает с себя функцию по выдаче номеров. После вступления в силу новых правил, а также принятого недавно закона «О государственной регистрации транспортных средств» (и то и другое должно произойти в августе 2019 года), непосредственно выдачей номеров будут заниматься частные организации. Схема будет выглядеть так: покупатель автомобиля обращается в ГИБДД (можно через МФЦ) и получает регистрационный номер. Потом идет с ним к «частнику», который штампует его в металле.

Услуги последнего будут, естественно, платными. Российские власти намерены устанавливать их предельную стоимость, но о какой конкретно сумме идет речь, на данный момент неизвестно.

— Я думаю, что стоимость (получения номера — ред.) в любом случае увеличится, хотя бы по одной простой причине. Одно дело, когда завод штампует тысячи номеров, а другое дело — надо будет сотрудников в каждую область посадить и оплачивать им зарплату. Себестоимость это увеличит, — считает руководитель регионального отделения организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.

Впрочем, шанс сэкономить у автомобилистов все-таки остается, но не у тех, кто покупает машину, а у тех, кто продает. Номер можно будет сохранить за собой. Если, конечно, он соответствует прописке владельца.

АвтомобилиЗаконопроектыДеньги
Новости партнеров