На этой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает городам федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) на три года отстрочить «мусорную реформу». Напомним, суть ее в том, что в каждом регионе начинает работать оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Он несет ответственность за весь мусор в регионе. К нему предъявляются требования по увеличению переработки мусора, введению раздельного сбора, ликвидации несанкционированных свалок и т.д.
Региональный оператор должен был начать работу с 1 января 2019 года. Если закон примут, то Петербург получит отсрочку до 1 января 2022 года. Авторы законопроекта объясняют свою инициативу бедственной ситуацией с полигонами для захоронения отходов. В границах городов их открывать нельзя, в соседних регионах они переполнены.
— Единственным выходом из сложившейся ситуации является создание современных высокотехнологичных объектов обращения с отходами (мусороперерабатывающих заводов — ред.). Однако на реализацию данной задачи от стадии оформления подходящих земельных участков для указанных объектов до ввода их в эксплуатацию требуется время до трех лет, — пишут депутаты.
Правда, о том, что все эти три года мусор тоже надо куда-то вывозить, они умалчивают.
Готовность Петербурга к началу работу по новым правилам можно оценивать по-разному. С одной стороны, все делается в последний момент. Только осенью региональный оператор (им стало ГУП МПБО-2, управляющее единственным в Петербурге мусороперерабатывающим заводом) начал заключать соглашения с управляющими компаниями на вывоз мусора. Конкурсы по выбору субподрядчиков должны были пройти в ноябре, но они до сих пор не объявлены. Между тем, МПБО-2 не имеет собственного автопарка для вывоза мусора, он должен взять на субподряд существующие спецтрансы. И это за месяц до начала работы.
С другой стороны, замглавы Комитета по благоустройству (курирует МПБО-2) Кирилл Пащенко не так давно уверял депутатов и участников рынка на слушаниях в ЗакСе, что в любом случае ничего страшного не произойдет. Те, кто не успеет подписать договор с региональным оператором, в 2019 году продолжат работу по-старому.
Нет у регионального оператора и достаточных мощностей для переработки отходов. Зато есть пятилетняя программа их строительства. Планировалось, что сначала он начнет работу, а потом будет постепенно их вводить.
Наконец, на днях суд в кассационной инстанции отменил конкурс по выбору регионального оператора в южной части города. Шансы обжалось это решение в Верховном суде до конца года невелики.
В Петербурге инициатива расколола тех, кто принимает решения, на сторонников и противников отсрочки. Среди авторов законопроекта оказалось два петербургских депутата: Сергей Боярский и Игорь Дивинский. Глава Комиссии по экологии Законодательного собрания Петербурга Мария Щербакова, узнав об инициативе, не скрывала облегчения.
— Ситуация предсказуема для нас. Это какой-то глоток воздуха для тех, кто сегодня этой темой занимается, — сказала она.
Однако ее заместитель в комиссии Надежда Тихонова придерживается другой точки зрения.
— Очень плохо, что мы не готовы к реформе, потому что реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами назрела. Например, Ленинградская область справилась с этой задачей, и у них уже начнет работу региональный оператор. Это такой показатель, что мы не справились, что город не готов. И все равно мы просто откладываем решение проблемы. У меня нет уверенности, что за это время что-то действительно кардинально поменяется. Мы опять потом будем пытаться бегом-бегом уже к новому сроку что-то делать. Лично мое мнение, что это плохое решение. Лучше бы мы сегодня побарахтались с этой проблемой, но решили ее, в конце концов. Иногда, мне кажется, надо принимать какие-то такие решения, может быть, острые, — заявила она 78.ru.
Региональный оператор предпринял все необходимое, чтобы начать работу в сроки, предусмотренные законом, говорят в Комитете по благоустройству, отмечая, что отсрочка позволит ему продолжить плановую работу. Известно, что Кирилл Пащенко уже после принятия законопроекта в первом чтении приезжал на парламентские слушания в Госдуму и рассказывал о ситуации в Петербурге. Но поддерживал ли он отсрочку, из сообщения Комитета по благоустройству не ясно.
Зато резко против выступил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
— Мы категорически против отсрочки начала введения новых схем обращения с отходами, в частности для Санкт-Петербурга. Обсуждение законопроекта об отсрочке для городов федерального значения без учета мнения граничащих с ними регионов является серьезной угрозой и нарушает право жителей области на экологическую безопасность, — заявил он.
Опасения главы соседнего региона понятны. В этом году он договорился с Петербургом, на каких условиях единый оператор будет вывозить отходы в Ленобласть. В случае отсрочки множество разных компаний, как и прежде, повезут мусор на полигоны, договариваясь непосредственно с их владельцами, а то и вовсе на нелегальные свалки. Между тем, взять под контроль мусорную сферу – давняя мечта Александра Дрозденко.
Наконец, в поддержку законопроекта выступает общественная организация ЭКОС, объединяющая действующих игроков мусорного бизнеса.
— Да, действительно, большие сомнения, что город готов, - считает заместитель председателя организации Сергей Санне. — Руководство МПБО-2 почти не общается с мусорным сообществом.
Интересно, что авторы законопроекта заложили в него «пряник» для обычных жителей. На время отсрочки плата с жителей продолжает взиматься в составе жилищных тарифов, говорится в документе.
Между тем, предполагалось, что строка «вывоз отходов» «переедет» в раздел коммунальных услуг. Это значит, что платить придется не с квадратных метров, как сейчас, а с количества прописанных в квартире людей. В Комитете по тарифам не скрывали, что для больших семей в маленьких квартирах плата вырастет в несколько раз.
Какой тариф будет применяться в Петербурге с 2019 года, если законопроект все-таки примут, Комитет по тарифам прокомментировать не смог.