Экономика
16:052 ноября 2018

«Мусорная революция» по-петербургски: все останется по-прежнему?

Через два месяца вывоз мусора в Петербурге должен производиться по новым правилам. Участники рынка до сих пор не понимают, как. Смольный успокаивает: мусорного коллапса не будет, ведь все можно будет оставить как есть.
Фото: globallookpress.com/ Pravda Komsomolskaya

Как будет организован вывоз мусора в Петербурге, начиная с 1 января, то есть ровно через два месяца, пытались понять накануне депутаты Законодательного собрания города.

Реформа мусорной отрасли происходит по всей стране. Регионы выбирают операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которые должны отвечать за вывоз всего мусора на своей территории. В Петербурге региональным оператором стало СПБ ГУП «Завод МПБО-2». Его выбрали еще в прошлом году, но до сих пор его руководство ни разу не выступило публично с разъяснениями новых правил.

На заседании Комиссии ЗакСа по благоустройству, где проходило обсуждение, выступление представителей МПБО-2 поначалу тоже не планировалось. На вопросы отвечал замглавы Комитета по благоустройству Кирилл Пащенко, курирующий «мусорную» реформу. С другой стороны, МПБО-2 — подведомственное учреждение этого комитета, так что можно было считать, что выступает его куратор.

По словам чиновника выходило, что региональный оператор развил бурную деятельность: встречается с представителями управляющих организаций и перевозчиков, заключает договоры. Однако, сколько уже договоров заключено, он не сообщил. Между тем, такой договор должен быть у каждой организации, генерирующей коммунальные отходы, коих в Петербурге тысячи.

— На настоящее время региональному оператору поступила информация от 1728 управляющих организаций из 4 тысяч, — озадачил присутствующих Кирилл Пащенко.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Видимо, шла речь о тех организациях, с которыми оператор начал вести переговоры, ведь контракты с ним хоть и типовые, но ряд условий может обсуждаться. Впрочем, по словам чиновника, эти 1728 управляющих организаций обслуживают 4,3 млн человек, то есть большую часть населения города.

Непосредственно заниматься вывозом мусора региональный оператор видимо не будет. В ноябре он проведет конкурсы среди компаний-перевозчиков, пояснил Кирилл Пащенко. Пользуясь случаем, он обратился к представителям этих компаний, сидевшим в зале.

— Мы хотели бы еще раз обратиться к профессиональным игрокам для того, чтобы в ближайшее время они продолжили свои консультации, которые они ведут, мы знаем это, для того, чтобы бизнес-сообщество добросовестное все-таки смогло выставить тех участников , которые смогут в первую очередь обеспечить вывоз (мусора — ред.), — сказал чиновник.

Означало ли это, что участники торгов должны вступить в сговор, который преследуется по закону, осталось неизвестным, благо, представителя ФАС в зале не было. Впрочем, по словам чиновника выходило, что в Смольном действительно опасаются прихода на торги недобросовестных участников, которые могут победить за счет демпинга, а потом не выполнить взятые обязательства.

Фото: globallookpress.com/ Boris Babanov
Фото: globallookpress.com/ Boris Babanov

Давай оставим все как есть

Учитывая, что оператору осталось на всю подготовку два месяца, депутаты резонно забеспокоились, успеет ли МПБО-2 все вышеперечисленное.

— Что касается частного сектора, я вас уверяю, что на сегодняшний день никто даже пока не думал о том, чтобы с кем-то перезаключать или заключать какой-то договор… И как за два месяца можно провести эту работу, я пока слабо себе представляю, — заявил Александр Ходосок.

Кирилл Панченко в ответ поинтересовался, сколько частников имеют договоры на вывоз мусора сейчас. Оказалось, что, например, в Курортном районе всего 17%.

— В настоящее время как отходы вывозятся? — спросил чиновник.
— Да никак. За счет муниципального образования в результате оплаты за ликвидацию несанкционированных свалок, — ответил депутат.

Как выяснилось, у Комитета по благоустройству есть веский повод не беспокоиться о грядущих проблемах.

— Никакого коллапса 1 января не будет. И об этом позаботился даже не регион. Об этом позаботилась Российская Федерация, которая при разработке 458-го закона прямо установила нормы, которые предотвращают так называемый мусорный коллапс… Те договоры, которые заключены до момента начала реализации региональным оператором своих прав и обязанностей, продолжают действовать, — сказал зампред Комитета по благоустройству.
Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

Он отметил, что с точки зрения обычного человека, ничего не изменится. За мусорным контейнером будет также приезжать мусоровоз, с высокой долей вероятности, той же самой компании.

В ходе своего выступления Кирилл Пащенко дезавуировал один из тезисов, который любили повторять адепты «мусорной реформы» на ее старте, о том, что мусорный оператор будет отвечать за каждую бумажку, выкинутую в неположенном месте.

— Федеральный законодатель установил обязанность регионального оператора при обнаружении несанкционированной свалки ее ликвидировать. Точнее так: вначале предъявлять требования владельцу земельного участка, на котором обнаружена эта свалка. И если он понимает при этом, что владелец, а зачастую этим владельцем является Санкт-Петербург в лице администраций районов, не справится (30 дней дается на ликвидацию), то тогда он ликвидирует своими силами и предъявляет эти затраты к возмещению, потому что каждый собственник земельного участка отвечает за свою территорию в части образования несанкционированных свалок, — объяснил чиновник.

Другими словами, как районы отвечали за несанкционированные свалки, так и будут отвечать.

Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky
Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

Впрочем, некоторое новшество все-таки запланировано. Ожидается, что МПБО-2 будет развивать переработку мусора. В 2019 году из 1,7 млн т мусора, который образуется в городе, переработано должно быть 0,5 млн. В последующем доля переработки должна увеличиваться.

Если машины встанут

Участников рынка заявления чиновника не успокоили. К микрофону вышел генеральный директор АО «Автопарк №6 Спецтранс» Сергей Глухов — работодатель 700 человек. По его словам, мусорщики совершенно не понимают, какими будут условия конкурса.

— Как она (конкурсная документация — ред.) будет составлена, на каких принципах? Не дадут ли нам опять три дня, и скажут: подайте документацию? — вопрошал он. — Мы готовы работать. У нас есть опыт, у нас есть кадры, но мы пока не знаем правил игры.

Еще жестче выступил заместитель председателя общественной организации ЭКОС Сергей Санне. По его словам, руководство МПБО-2 попросту игнорирует все попытки участников рынка как-то с ним связаться. Это не доведет до добра, предупредил Сергей Санне.

— Ребята-то - операторы мусорные, полигоны, перевозчики — они же конкретные. Они могут вообще встать. Машины поставить, шлагбаум закрыть, опа! Это будет, скажем так, неприятная ситуация. Потому что с ними не разговаривают, — заявил он.



Разговор стал принимать нешуточный оборот и представитель МПБО-2 наконец «вышел к народу». Оказалось, что в зале присутствует заместитель директора предприятия по связям с органами исполнительной власти Сергей Орлов, не проронивший за два часа ни слова. Когда он наконец начал говорить, выяснилось, что сказать ему особо нечего.

— Вот сейчас, проводя встречи в районах… мы общаемся, принимаем вопросы, которые еще нам где-то неизвестны, непонятны. Выстраиваем ту модель, которая на сегодня только строится. Можно говорить: почему только сегодня? Это дорога, которая еще не начиналась, это начало пути для всех, — сказал Сергей Орлов.


ЭкологияСмольныйБизнесМусор
Новости партнеров