С 2012 по 2017 годы объём работ по государственному оборонному заказу в Петербурге вырос в 3,5 раза. Этими успехами недавно на заседании городского правительства похвастался глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Оборонно-промышленный комплекс достиг 7% в валовом региональном продукте Северной столицы. Ведущими отраслями являются судостроение, радиоэлектроника, телекоммуникационные системы и средства связи, авиационное и космическое оборудование.
— По поручению Георгия Полтавченко создан совет по конверсии — в его рамках ведётся работа по содействию диверсификации предприятий. Дополнительные возможности по продвижению своей продукции предприятия получают через систему государственного заказа, — добавил чиновник.
Однако фактически ситуация куда менее радужная, чем можно понять из официальных отчётов. В успехах вряд ли стоит искать заслуги городских властей. Десятки системообразующих предприятий ОПК достались нынешним обитателям Смольного по наследству, а рост связан исключительно с общим увеличением гособоронзаказа в последние годы. Аналогичные цифры фиксировались и в других регионах.
Но бесконечно производство промышленной продукции расти не могло. Уже в 2017 году военные расходы государства перестали увеличиваться, и эта тенденция может сохраниться на относительно долгую перспективу. В результате конкуренция в отрасли растёт, бороться за заказы Минобороны становится сложнее. Например, недавно «Балтийский завод» проиграл заказ на строительство ледокола «Лидер». Специальная правительственная группа предпочла дальневосточную «Звезду». Речь идёт о десятках миллиардов рублей, которые пройдут мимо экономики региона. Точно также машиностроительный завод «Арсенал» перестал поставлять артиллерийские установки на корабли. Теперь этим занимается нижегородский «Буревестник».
При этом рост производства на петербургских предприятиях ОПК сопровождался ещё более бурным скачком долговой нагрузки. К примеру, кредиты и займы «Северной верфи» к концу 2016 года достигли 34 млрд рублей, за пять лет они выросли втрое, в то время как выручка увеличилась лишь на 7%. Завод «Арсенал» также за пять лет втрое увеличил долги, которые достигли 6 млрд рублей. А «Балтийский завод» и Пролетарский завод, выпускающий изделия машиностроения для ВМФ, и вовсе в последние годы неоднократно сталкивались с прямой перспективой банкротства.
Предприятия ОПК вынуждены брать кредиты, так как расчёты с государственным заказчиком происходят на конец года. При этом займы они берут на общих условиях, без льгот и с учётом огромного количества бюрократических процедур, что и приводит к закредитованности.
— В принципе, в закон о промышленной политике в РФ вошёл пункт о создании фондов поддержки промышленности. Но в Петербурге этот фонд мизерный, речь о цифре в районе полумиллиарда. Для машиностроения это ни о чём. Построить пару хлебопекарен можно, но не более. Было бы хорошо этот пункт оживить, в экономике можно находить такие деньги, — считает военный эксперт Александр Пылаев.
Общий объём субсидий промышленным предприятиям Петербурга в 2017 году составил 512 млн рублей. Профильный комитет направил заявку о двукратном увеличении этой суммы в бюджете 2019 года. Но пока это предложение не утвердили. В настоящий момент городское правительство готовит проект бюджета к первому чтению в городском парламенте.
Смольный не только не оказывает существенной поддержки предприятиям ОПК в работе с банками, но и крайне слабо использует промышленный потенциал региона при осуществлении закупок в рамках госзаказа.
На этом фоне симптоматично выглядят проблемы «Кировского завода», который пытался обеспечить город электротранспортом и даже подписал с правительством Петербурга соответствующий меморандум в 2013 году. Сперва было создано совместное производство с украинским вагоностроительным заводом ради выпуска вагонов метро и трамваев. В 2016 году альянс распался, так и не получив заказов. Затем «Кировский завод» объявил о создании совместного предприятия с чешской «Шкодой». Объём инвестиций составил 9 млн евро. Но производство трамваев для нужд города так и не началось.
Обостряются и старые проблемы, которые росли годами — вроде хронической нехватка квалифицированных кадров. И это в Петербурге с его разнообразием образовательных учреждений, некоторые из которых по-прежнему выпускают специалистов в никуда.
— Если говорить о судостроении, то там проблема не стоит остро. Вопросы диверсификации решаются не так сложно, потому что существует и существенная потребность в гражданских судах. Другой вопрос — радиоэлектронный сегмент. Тут сильные проблемы, которые выходят далеко за рамки региона и связаны с темой импортозамещения, — отмечает Пылаев.
По его словам, трансфер технологий — это проблема, которая может быть в значительной мере решена только на федеральном уровне. Впрочем, и для городского уровня работы хватает с избытком.
Только в 2017 году Смольный создал конверсионную комиссия. Она призвана помогать с модернизацией предприятий и диверсификацией производства за счёт мирной продукции. Работа нового органа пока не слишком заметна. Разумеется, Мейксин не замедлил отчитаться о первых успехах.
— Комитет по здравоохранению при поддержке комитета по промышленной политике и инновациям организовал закупки инновационной продукции медицинского назначения. В 2017 году лечебные учреждения закупили такую продукцию у 13 петербургских предприятий на общую сумму 50 млн рублей. Мы оцениваем эту меру как очень эффективную, — заявил чиновник.
Но на фоне масштаба проблемы 50 млн рублей — сумма крайне незначительная. Существует мнение, что с созданием такого органа городского правительство явно затянуло, а его работа должна стать куда более интенсивной. В противном случае город ждёт существенное падение уровня промышленного производства, а также сопутствующие проблемы с наполнением бюджета и обострением ситуации на рынке труда.