Общество
13:0021 августа 2018

Карпулинг: полезный сервис или ширма для «бомбил»?

Российские власти намерены «закрутить гайки» сервисам совместных поездок, таким как BlaBlaCar и «Яндекс.Попутка». Традиционные перевозчики стали терять из-за них миллионы рублей и объявили карпулинг ширмой для нелегальных перевозчиков.
Фото: pxhere.com

В рабочей группе при Минтрансе рассматривают законопроект по регулированию так называемых сервисов совместных поездок (карпулинг), пишет «КоммерсантЪ». Документ фактически вводит госрегулирование в этой сфере и накладывает на участников процесса различные ограничения.

Во-первых, предлагается ввести аккредитацию карпулинговых сервисов с возможностью её отзыва за нарушения. Во-вторых, прописываются требования для водителей и их автотранспорта. Например, водитель не может быть иностранцем. Если он часто подвозит попутчиков, ему придется проходить медосмотр. Машины должны быть зарегистрированы на территории РФ и иметь на борту ГЛОНАСС. В-третьих, вводятся различные требования к финансовым расчётам водителей и пассажиров. Например, предлагается перевести их в безналичную форму. За нарушения этих требований устанавливаются штрафы.

Дешевле такси и поезда

Карпулинг начал появляться ещё в 1990-х годах, но современные сервисы сформировались после того, как всеобщее распространение получили смартфоны. В России крупнейшие из них — это французский BlaBlaCar и отечественный «Яндекс.Поездки».

С помощью этих сервисов водители подвозят пассажиров, которым с ними по пути. При этом затраты на топливо делятся на всех участников поездки. Для пассажиров это, как правило, выходит дешевле, чем поездка на общественном транспорте или на такси. Например, по данным BlaBlaCar, средняя стоимость поездки из Петербурга в Москву с помощью сервиса составляет 900 рублей. А рекомендованная стоимость проезда одного километра равна 1 рублю 20 копейкам.

Фото: vk.com/blablacar_ru
Фото: vk.com/blablacar_ru

Адепты карпулинга указывают не только на экономичность такого способа передвижения. Как известно, частные машины большую часть времени возят одного-двух пассажиров. В карпулинге же средняя заполняемость автомобиля составляет 2,8 человека. То есть теоретически это ведет к снижению интенсивности движения на дорогах.

Администрация сервисов карпулинга мониторит взаимодействие пассажиров и водителей и в случае обнаружения злоупотреблений может блокировать их аккаунты.

В итоге карпулинг переживает в России взрыв популярности. Ежегодно число пользователей увеличивается в полтора раза.

Вне закона

Противники карпулинга считают, что эти сервисы позволяют вести бизнес нелегальным перевозчикам. За последние три года отток пассажиров с автовокзалов и от легальных перевозчиков к «попутчикам» составил порядка 20%, подсчитали в НП «Единая Транспортная Система «Российские Автобусные Линии». Организация представляла свою презентацию в Минтрансе в мае этого года.

— Данные перевозки происходят без необходимых лицензий и другой разрешительной документации, также как сама услуга перевозки осуществляется без государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или создания в установленном порядке юридического лица, что является незаконным предпринимательством, — говорилось в ней.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Также в НП подсчитали, что при расчётах «попутчиков» государство недополучает 4 млрд рублей налоговых поступлений в год.

Скептики также указывают на вопросы транспортной безопасности — уровень водителей и состояние транспортных средств никто специально не контролирует.

Кто проследит?

Председатель НП таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков оценивает деятельность карпулинга как незаконное получение дохода.

— По сути, люди, снижая свои расходы, получают некую коммерческую выгоду. Если мы говорим о получении прямой или косвенной выгоды, то значит мы говорим о коммерческих перевозках, — объясняет он.
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

Представитель Федерации автовладельцев России по Петербургу и Ленобласти Дмитрий Можегов считает, что подвозить попутчика — это право и личное дело водителя.

— Мало ли кого я везу, мало ли какие у меня жизненные ситуации, — говорит он.

Член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов считает, что, если «гайки закрутят», то карпулинг просто уйдет в тень.

— Обычные граждане и те, кто под них маскируется, никакой аккредитации проходить не будут, зачем им это нужно? Как доказать что кто-то кому-то какую-то услугу оказал? На рынке такси и то порядок навести не могут, а тут замучаются проверять, — считает эксперт.
Транспорт ЗаконопроектыАвтомобили
Новости партнеров