Общество
17:1116 января 2018

«Блаблакар» по-питерски: аристократы, хитрецы и хлебосолы на дороге

Поймать попутный КамАЗ можно было и в советское время – и тысячи студентов именно так добирались на море. Сейчас всё проще: давно есть сервисы для поиска попутчиков. Опасно ли это? Удобно ли? И что изменилось в этом сообществе за последний год?
Фото: globallookpress.com/Studiocanal Film

Довлатовская аристократка и её истории

Самый популярный сервис для поиска водителей и пассажиров – конечно, BlaBlaCar. Коренной петербуржец Алексей, счастливый обладатель собственного авто, вступил в ряды «блаблакаровских» водителей ещё пять лет назад, когда сервис только появился. С тех пор он совершил больше двадцати поездок разной степени дальности и встретил множество попутчиков различной степени приятности: от максимальной до отрицательной.

Фото: globallookpress.com/Semen Likhodeev
Фото: globallookpress.com/Semen Likhodeev

- Однажды вёз я девушку 60 лет, – вспоминает Алексей, – вроде бы, директор Эрмитажного театра. Очень была активная, бодрая девушка: назвать такую «бабушкой» язык не поворачивается. Рассказывала, что ещё на прошлой неделе гоняла в Москву на своём авто, а тут машина поломалась – и пришлось ей ехать на «Блаблакаре». И вот рассказывает эта дама: «В 90е года иду я в гостиницу «Астория», а мне и говорят:

- Экскьюз ми, только для иностранцев.

- Парле Франсе? – спрашиваю.

- Пардон! – тут же отвечают.

А я ему:

- Пшёл нах***, халдей!»

В общем, от этой девушки была в шоке вся машина. Сразу вспомнили Довлатова. Такая барышня – даже если ругается, то ругается как аристократка.

Голодный пассажир в поисках счастья

Впрочем, не каждый раз в попутчики попадаются заслуженные петербургские аристократы. Сеть изобилует историями о безответственных водителях – но случается, что и пассажиры ведут себя странно. Такой негативный «осадочек» остался, к примеру, у Алексея от парнишки из Донецка. Тот захотел присоединиться к водителю в поездке из Питера в Крым как раз в начале войны на Донбассе.

Фото: личный архив Алексея
Фото: личный архив Алексея

- Он решил надавить на жалость, показал украинский паспорт – вот, говорит, я из Донбасса. Попытал счастья в Питере, счастья не нашёл, и теперь еду к своей девушке в Ялту. Но заплатить могу только половину – полторы тысячи вместо трёх, – вспоминает водитель, – Я пожалел его, взял на борт.

После этого, по словам Алексея, жалеть пришлось уже себя:

- На еду у него денег не было – пришлось в дороге его кормить, с Питера до Ялты. А когда я привёз его в Ялту, оказалось, что с этой девушкой он знаком три дня, и то – по переписке в интернете. Девушка встретила его, посмотрела и сказала: «Понятно, до свиданья». И вот он сел мне на хвост. И мало того, что я его кормил – он ещё меня и жизни учил! Вот, говорит, нельзя в сандалиях с носками ходить, не модно, девкам не нравится. А ты пробовал в горах без носков ходить? В общем, устал я его кормить и отправил обратно в Ялту, а сам поехал в Симферополь. Потратил на него, в итоге, больше денег, чем он мне заплатил.

Упёртость как жизненный принцип

Бывают неприятности с пассажирами и попроще – «нагло-упёрты», как определяет таких попутчиков петербуржец. К счастью, попадаются они нечасто. Среди нескольких десятков пассажиров Алексей вспомнил лишь одну девушку, которая упёрто требовала «точной доставки до места».

Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov

- Мы договорились, что я просто довезу её от Москвы до Питера, но, так как метро уже было закрыто, согласился подвезти до дома. Но она требовала не просто до дома – а прямо к парадной! Едем, обсуждаем, а она упёрто отстаивает свои позиции. Заезжать в эти маленькие плотные дворы на Ваське мне очень не хотелось. Но, в итоге, довёз до парадной.

Пассажиры – кормильцы и компаньоны

В жизни и «послужном списке» Алексея, впрочем, гораздо больше было хороших попутчиков. С некоторыми потом складывались дружеские отношения, с другими поездка до точки назначения и вовсе перетекала в совместный отдых.

- Иногда пишешь: «Хочу поехать, посмотреть места, а по пути кого-нибудь довезти», например, из Москвы в Питер через Псков. И народ, на удивление, соглашается. Почему? Говорят: «Больше никто не едет, а нам надо». Но я же на пять, на двенадцать часов дольше еду! Отвечают: «Ничего, как-нибудь доедем».
Фото: личный архив Алексея
Фото: личный архив Алексея

Именно так, к примеру, Алексей нашёл себе компанию для отдыха в Кабардино-Балкарии несколько лет назад. Подобрал в Москве «парочку», которая ехала отдыхать в те же края – и вместе с ними провёл весь отпуск.

Одним из самых ярких персонажей в «карьере» водителя стал молодой человек из Крыма, хлебосольный настолько, что даже закрадывались странные подозрения.

- Набрал он с собой в дорогу орешков разных, вкусностей, еды, в общем, на всю машину. И всю поездку всех угощал. Вот, говорит, у меня миндаль, попробуйте! А вот колбаска. Мне говорит: «У меня отец в автосервисе работает, можно заехать, машину посмотреть бесплатно, может, починить что». Я удивился, думал, где-то подвох. Но, в итоге, понял, что это просто человек такой.

Случаются порой в дороге неприятности механического толка. По словам водителя из Петербурга, обычно пассажиры помогают. Однажды, к примеру, у него в пути стёрлись колодки, и потребовалось заехать в автосервис. Девушка-попутчица не бросила водителя в дороге, помогла добраться и даже поработала штурманом.

Вопрос здорового сна, или Разговорчики в салоне

Правда, всё-таки не все осознают, что поездка «на водителе» – не то же самое, что на общественном транспорте.

- С водителем нужно разговаривать, чтобы он не уснул, если мы едем долго. Когда ты в дороге с друзьями, они это понимают. И если кто-то хочет спать – он отправляется на заднее сиденье, и вперёд садится тот, кто не спит. А на «Блаблакаре» отношение другое: я, как в самолёте, купил себе билет на правое переднее место, и еду тут. Сплю тут, а до всего остального нет дела, – пожаловался Алексей. – И только когда скажешь: «Всё, садись спать назад, а то я так тоже усну», – только тогда реагируют. В общем, приходится немного «строить» народ.

Проблемы и сложности «Блаблакара»

Бывают и другие «сложности пути».

- Очень тяжело, практически невозможно подбирать людей где-то посреди маршрута, – рассказывает петербуржец. – Однажды, в 2017 году мы угодили в жуткую пробку на платной дороге М4. Там попал в аварию лесовоз: отказали тормоза под горкой, и он снёс двадцать машин. Причём первые две машины просто снёс, а затем загорелся, и уже этот пылающий факел громил всё остальное. Пробка сложилась дикая, мы простояли там 4-5 часов, очень медленно продвигаясь. Жутчайшее было место.
Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/Zamir Usmanov

А однажды сам Алексей «опоздал» в поездку на два дня – заболел, и выезд пришлось отложить. В итоге, двое попутчиков отказались сразу, и только один дождался выздоровления водителя и поехал вместе с ним.

За последний год, по словам петербуржца, в сообществе попутчиков серьёзно упал уровень ответственности. Часто к назначенному времени приходят совсем не те попутчики, да и не те водители, что были заявлены. Причём со стороны пассажиров такие «подставы» происходят иногда из-за банальной лени:

- Бывает, написала девочка, а пришёл мальчик, или наоборот. Объясняют это просто: «У моей девушки есть аккаунт, она была залогинена на компьютере, она и написала. А еду я». Я говорю, что это очень нехорошо, это создаёт ощущение «подставы». А другие водители могут просто не взять на борт, потому что пришёл другой человек. Кто тебя знает, может, ты уголовник и от преследования уходишь?..
Фото: globallookpress.com/Dmitry Chasovitin
Фото: globallookpress.com/Dmitry Chasovitin

До сих пор не исчезла привычка просить «передать посылочку с водителем». Но Алексей категорически отказывается – кто знает, что там, в посылочке?

В последнее время всё чаще пассажиры отказываются от поездок или просто не берут трубку. А бывает, в последний момент заявляют интересные подробности.

- Один парень решил меня «развести», – вспоминает Алексей свою последнюю поездку в Ставропольский край через Москву, которую он осуществил в декабре. – Говорит: «Забери меня по пути, 20 км от Москвы». Другие ребята тоже попросили подобрать их по дороге, в Зайцево. Я в Зайцево их и забрал. А этот пассажир уже перед самым выездом из Москвы сообщил подробности: «Проезжаешь по М4 20 км от Москвы, потом сворачиваешь направо и едешь ещё 40 км в сторону». И это «по пути». Сообщил он мне это в надежде, что я поеду 40 км из-за тех двух тысяч, на которые мы договорились. А 40 км по пробкам – это два часа добираться, два часа выбираться…

В общем, хитрый пассажир остался без водителя.

Маршрутка вместо «Мерседеса», Абрек вместо Алины и другие неприятные неожиданности

Конечно, «подставы» бывают и со стороны водителей. Сам Алексей обнаружил, что всё больше появляется сейчас «хитрых предпринимателей», которые регистрируются как обычные водители, а возят по двадцать человек в маршрутках.

- Такое людям очень не нравится, – делится Алексей.

Фото: личный архив Алексея
Фото: личный архив Алексея

Петербуржцы, которые обращаются к сервису «Блаблакар», предпочитают ездить в легковушках, по 3-4 человека, и поездка на маршрутке вместо личного авто обычно очень расстраивает. Вот и Дмитрий, довольно неискушённый пассажир, в первую же свою поездку «нарвался» на предпринимателей.

Подозрения закрались сразу, когда вместо мужчины, на которого был зарегистрирован аккаунт, ему перезвонила женщина – и уточнила подробности типичным «голосом диспетчера». Тем не менее, Дима с супругой всё же отправился на место встречи. И там «нарвался» на разбитый микроавтобус, «под завязку» набитый удивлёнными пассажирами.

Иногда случается, что вместо красавицы «Алины» или «Тани», на которую зарегистрирован аккаунт, на месте тебя встречает, по словам Алексея, «какой-нибудь Абрек». Как этого избежать? Поможет разве что высокий рейтинг водителя и собственная внимательность.

Фото: личный архив Алексея
Фото: личный архив Алексея

Среди других «неприятностей от водителей» Алексей назвал резкое повышение цены. Иногда, если на место явились лишь трое из пяти записавшихся пассажиров, водитель может заявить: повезу только по полной стоимости за пять человек, делите на троих. Или же, если вы проболтаетесь, что у вас срочные дела, нечестный автолюбитель может просто поднять на месте стоимость в пять раз. Подобных историй и в сети, и в жизни – океан. Чаще всего люди отказываются от таких поездок. Но иногда выхода просто нет – и приходится ехать втридорога.

Впрочем, не все так нечестны. У Алексея, к примеру, есть история о крайне честном пассажире, который сразу признался, что денег у него нет – но они должны «упасть на карточку» где-то в середине поездки.

- Деньги ему всю поездку не приходили, и он очень нервничал, переживал, – вспоминает Алексей. – В итоге, они пришли только к конце поездки, он тут же побежал к банкомату, снял всю сумму и заплатил. Но переживал очень сильно.

Картины мира, разбитые на счастье

У самого Алексея позитивных моментов было больше. Однажды, в сентябре 2017 года он, к примеру, сломал картину мира 19-летней девушке, которую подвозил на отдых.

- Собралось из Питера четыре человека: трое до Ростова, и одна девушка до Крыма. Я уже подустал, говорю: «Я обещал довезти тебя до Феодосии, а тебе надо в Судак. Давай заедем на Утриш, у меня там друзья, я отдохну, переночуем, а завтра довезу тебя прямо до Судака, до гостиницы. Только, говорю, там народ голышом загорает.

Девушка на изменение маршрута согласилась, но в обычаи острова не поверила.

Симеиз. Фото: личный архив Алексея
Симеиз. Фото: личный архив Алексея
– «Ну-ну, рассказывай мне» – говорит. Сходим с катера, она видит там голого мальчика и закрывает глаза с криком: «Голый мужик!» Смотрит в другую сторону – а там «Голая тётка!» В общем, воспитание у девочки было достаточно суровое. Но мы, в итоге, оказались на дне рождения – музыканты, песни, она взбодрилась. Но всё спрашивала – а как им не стыдно голышом ходить?

А вот другой петербуржец, тоже Алексей, но без авто, однажды ехал из Петербурга на отдых с водителями-белорусами. И в этой поездке уже он надломил картину мира своим попутчикам.

Фото: личный архив Алексея
Фото: личный архив Алексея
- Мы поспорили, кто из нас сможет сломать яблоко ровно пополам. Они мучались-мучались – и ничего у них не вышло. А я разломил. После этого мои белорусы не могли успокоиться до конца поездки, – вспоминает молодой человек.

Никто и никогда не оградит вас от негативного опыта – ни в поездках, ни в жизни. Но если быть внимательным, осторожным и честным, можно пережить океан позитива.

ОтпускТранспорт Путешествия
Новости партнеров