«Тонна обаяния» – так отзываются о Федорцове зрители и поклонники. Уже восемь лет актёр трудится в Театре Эстрады имени А. Райкина, а до этого часть своей жизни отдал Театру комедии им. Н. Акимова. Однако вся страна узнала и по-настоящему полюбила его после выхода в свет сериала «Убойная сила» – в нём он сыграл старшего лейтенанта Василия Рогова, персонажа забавного, суматошного и очень милого.
Впрочем, свою первую награду в области киноискусства актёр получил значительно раньше и за совсем другой, эпохальный фильм. В кинокартине «Брат» Алексея Балабанова он сыграл радиорежиссёра Степана. За искреннюю игру он удостоился премии «Лучшая эпизодическая мужская роль» на VIII Международном фестивале актёров кино «Созвездие».
Однако жизнь Андрея Федорцова могла сложиться совсем иначе – причём самых разных возможностей и интересов было у него очень много. В это трудно поверить, но после школы юный ленинградец Андрей отправился прямиком в мореходное училище. Сегодня учебное заведение, где получил свой первый диплом Федорцов, именуется Морским техническим колледжем имени адмирала Д.Н. Сенявина.
Сам Федорцов признавался – никаких особых стремлений в ранней юности у него не было. Но вот в начале восьмидесятых, когда будущий актёр окончил школу, советские ребята грезили морем и флотом. Была в этих мечтах и доля здорового прагматизма – ведь работа на флоте давала возможность побывать за границей, посмотреть мир, да и, в конце концов, «прибарахлиться» джинсами и прочим желанным для молодёжи товаром.
Учёба в мореходке и вероятные перспективы заставили Федорцова выучить английский. Училище он окончил с красным дипломом, после чего устроился на небольшой теплоход «ОМ-372» матросом-мотористом. Работал в Управлении Северо-западного речного пароходства, ходил на Валаам и в Северную Карелию.
Но пришла пора идти в армию – и на призывной пункт Федорцов явился сам, озвучив горячее желание служить. Потом вспоминал, что мог бы поступить в Макаровское училище и стать капитаном дальнего плавания, однако вместо этого отправился на службу в железнодорожные войска.
Служба была тяжёлая – зато этот опыт закалил будущего актёра до конца дней. Кроме того, именно на службе, как это ни парадоксально, Федорцов впервые попробовал себя на сцене. В части ставили самодеятельный спектакль, и одного из актёров-«самородков» пришлось заменять. На его место и встал Федорцов. Что это была за роль – сам он уже не помнит, но спектакль получился на славу: хохотала вся часть.
В армии же Андрей попробовал себя и на другом поприще – организатора мероприятий. Молодой ленинградец устраивал праздники, за что ему неоднократно выписывали премиальные. Закончил службу Федорцов в звании старшего сержанта, командиром минно-подрывного взвода.
Самых разных работ и профессий после возвращения из армии у будущего Васи Рогова было немало. Среди множества увлечений Федорцова была, в том числе, и музыка. Именно музыка стала одним из факторов, заставивших Андрея-школьника учить английский – овладевая языком, он лучше понимал иностранные тексты песен на любимых пластинках.
А после армии увлечение направило его в Ленинградский рок-клуб. Нет, Федорцов не собрал свой рок-бэнд – он ограничился должностью администратора по рекламе. В то же время стала пробиваться и жажда сцены: Андрей стал посещать театральную студию. Правда, всерьёз он сам своё увлечение на тот момент не воспринимал и связывать себя с софитами на всю жизнь не спешил.
Необходимость питаться, впрочем, подтолкнула его к софитам сама. Юноша устроился на работу в Малый драматический театр – правда, далеко не на актёрскую должность. Федорцов несколько лет проработал машинистом сцены, познавая театр с самой что ни на есть изнанки – технической.
Но уже тогда он понимал, что теперь без сцены ему никак. Однажды Андрей прознал, что ведётся набор на курс Льва Додина – прославленного советского и российского режиссёра, заслуженного деятеля искусств и кавалера множества орденов. И прямо в рабочей робе, чуть ли не с отвёрткой наперевес явился к профессору в кабинет. Но Додин к желанию непонятного рабочего учиться актёрскому мастерству не прислушался – и отправил того обратно к своим механизмам.
Работа за кулисами, однако, в скором времени прервалась. Федорцов заболел из-за рыскавших по театру крыс, и с «изнанкой театра» пришлось распрощаться.
Начало девяностых ознаменовалось для молодого Федорцова довольно резкой сменой деятельности. В 1990 году он поступил в фермерскую школу – да не простую, а итальянскую. Два года Андрей обучался премудростям ведения фермерского хозяйства, причём не только на родном Севере. Обучение, помимо прочего, проводилось и в Италии – в городке Пьяченца недалеко от Милана Федорцов проходил практику.
Но с фермерством у петербуржца всё же не сложилось. Окончив обучение в 1992 году и получив профессию «фермер-арендатор», к земле в профессиональном плане он больше не возвращался. Правда, до сих пор любит сажать рассаду на даче – но это, как известно, для души.
После этого Федорцов решил кардинально поменять сферу деятельности – и ушёл в литераторы. С 1992 года он начал выпускать свой собственный литературно-поэтический журнал «Мансарда». Он также был членом редколлегии журнала, а позже – директором одноименного издательства.
Тогда же Андрей решил, что пора окончательно связать жизнь со сценой и кино. В 1992 году он поступил в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (ныне – Санкт-Петербургская театральная академия). Окончив в 1996 году обучение по специальности «актёрское искусство», Федорцов стал, наконец, дипломированным актёром.
Но до получения диплома жилось ему непросто. Федорцов играл в маленьком театре для детей из детдома, а в свободное время продавал книги у библиотеки им. А. А. Блока на Невском. А в 1996 году вдруг открыл зоомагазин, став директором петербургского филиала калужской фирмы «Зоосервис».
С животными, однако, у Федорцова также не вышло «романа длиною в жизнь». К тому моменту он уже появлялся в кино – так, в 1993 году сыграл небольшую роль в фильме «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана. В «Ленфильме», к слову, он стал работать уже в 1991 году.
Впрочем, с 1993 до 1996 года у Федорцова был ощутимый «кинолаг». Следующую роль, опять-таки эпизодическую, он получил только в 1995 году в киноленте «Всё будет хорошо!» того же Дмитрия Астрахана. А после этого – уже в 1997 году, в балабановском «Брате». Тогда же, к слову, актёр был принят в члены Гильдии актёров кино России.
Однако пока с кинокарьерой у Федорцова не очень складывалось, сцена его принимала. Четыре года он играл в Академическом театре комедии им. Н. Акимова. Многие его роли в детских спектаклях запомнились маленьким петербуржцам навсегда – к примеру, роль обаятельного Страшилы в спектаклях «Волшебник изумрудного города» и «Урфин Джус и его деревянные солдаты».
После окончания учёбы в академии Федорцов играл в «Театре на Моховой», причём в совершенно иных амплуа. Так, например, в его «послужном списке» есть роли в «Декамероне» и спектакле по мифам Древней Греции.
В 2010 году актёр поступил на службу в Театр Эстрады имени Райкина – где и играет до сих пор.
С кино у Федорцова долгое время отношения не складывались. После роли в «Брате» ему доставались малочисленные короткие эпизоды. Но чаще всего, приходя в «Ленфильм», актёр слышал заезженное «для вас ничего нет».
И вот однажды, в 2000 году Андрей в очередной раз зашёл на родную петербургскую киностудию. Нет, чуда не произошло – в очередной же раз он услышал отказ. Махнув рукой, актёр отправился отдохнуть на дачу. Однако на середине дороги его остановил звонок девушки из актёрского отдела. Наконец-то случилось – есть роль!
Федорцову предложили встретиться с режиссёрами «Убойной силы» – Виктором Бутурлиным и Евгением Татарским. Кандидатура актёра пришлась создателям «ментовского сериала» по душе, и на следующие шесть лет Андрей Федорцов связал свою жизнь с образом Васи Рогова – искреннего и обаятельного лейтенанта.
На сегодняшний день на счету актёра около семи десятков фильмов и сериалов. Среди них – и комедии вроде фильмов «Гена Бетон» или «Что творят мужчины», и «ментовские» фильмы и сериалы, от той же «Убойной силы» до «Литейного, 4», и такие фильмы, как «Мастер и Маргарита» Бортко или исторический фильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва».
Свой 50-летний юбилей Андрей Федорцов решил отметить на сцене – спектаклем Григория Горина «Феномены». Пьесу ставят в Театре Эстрады уже одиннадцать лет, однако популярность её не падает: как и прежде, спектакль идёт с переаншлагом.
– Это спектакль, где артисты ссорятся с администратором из-за того, что своих друзей некуда посадить – нет места – поделился в интервью с журналистом «78» юбиляр. – «Почему вы не можете посадить замначальника ГУВД?» Нет места! Я даже фотографирую наши плакаты, где написано – «мест нет». У нас даже стульчики все заняты, люди стоят у столбов все три часа.
Сегодня Андрей Федорцов – не только любимый петербуржцами актёр и востребованный телеведущий, но и счастливый семьянин, отец четверых детей. Тем не менее, преданность профессии не позволяет ему уехать в свой день рождения на дачу к семье.
– Все мои дни рождения с самого детства были одинокими, – признался актёр. – Летом все разъезжаются. Поэтому я специально схитрил и сделал спектакль, чтобы все актёры остались – и здесь сегодня будет 50-60 человек. А после спектакля все останутся, отметим.
Секрет хорошего спектакля, по словам Андрея Федорцова, довольно прост. Главное, чтобы присутствовали три важнейшие составляющие:
– Все очень просто. Первое – это драматургия. Горин – это гений по драматурги. Второе – это актерский состав и режиссёр. У нас прекрасный режиссёр Александр Синотов. И третье – мы не халтурим все эти года.
По словам актёра, спектакли, которые идут десятилетие, часто полностью «стираются» и блекнут. Но о «Феноменах» такого сказать нельзя:
– Во многих театрах спектакль, который идёт 5-10 лет, превращается в секонд-хенд, когда декорации плохие, костюмы так себе уже и артисты тоже вялые – знают, где зрители смеются, где нет. А мы здесь всегда как в первый раз, этому меня учили в институте. Поэтому спектакль живой, постоянно меняются декорации, у меня уже костюм поменялся раза четыре – а это вообще-то для театра дорого. Каждый раз у нас есть новая импровизация.
Андрей Федорцов признался, что даже усы для спектакля он «выращивает» специально.
Уже десять лет, с 2008 года Андрей Федорцов совмещает работу актёра с журналистикой. Петербуржец ведёт на НТВ передачу «Главная дорога». Как признался актёр, работа журналиста – интересная и сложная, и ей необходимо учиться отдельно. Федорцов поделился, что было бы неплохо отучиться на факультете журналистики – но на это у него времени нет.
– После съемок на телевидении бывает сложно переключиться, – рассказал актёр. – Еду после НТВ сниматься в кино – и продолжаю смотреть в камеру, хотя в кино я не должен смотреть в камеру, так нужно делать только на ТВ.
Андрей Федорцов сообщил, что каждую неделю появляется в Останкино и встречается с «великими журналистами», у которых старается учиться:
– Задаю им разные вопросы, смотрю, как они работают.
Телеведущий поделился наблюдением – по его мнению, составленному за время работы в автошоу, правоохранители на дорогах сильно изменились, причём в лучшую сторону.
– Сейчас новое поколение ГАИ и новое поколение милиции, они стали немного другими. Мы в Москве снимали сюжет, ехали мимо и увидели «Порше». И милиционер отчитывал водителя за то, что он поехал по встречке, – вспомнил случай со съёмок Федорцов. – Милиция изменилась очень сильно, просто мы всегда показываем плохое, а когда показываем хорошего милиционера, люди в это не верят. В процентном соотношении я сказать не могу, но это так. Взяточники есть везде, даже в театре, это зависит от характера, от воспитания.
Сам актёр ещё с юности увлекается философией – и уверен, что это не просто абстрактные пыльные имена, философия – это «искусство жить». Философия научила Федорцова, к примеру, вести дневники и постоянно записывать в ежедневники дела, которые нужно сделать за день, неделю, год. По словам актёра, это очень помогает упорядочить его жизнь.
– Я каждый год просматриваю свои ежедневники, смотрю, что выполнил, – отметил актёр. – И это хорошо, так легче жить.
Самое важное дело, которое хочет в ближайшее дело осуществить Андрей Федорцов, – создать фотоальбомы с детьми и семьёй. По словам актёра, его страшно пугает перспектива потерять все цифровые носители, на которых хранятся воспоминания об их детстве.
– Мы же всё фотографируем на «Айфон», – пояснил юбиляр, – скидываем на флешки. Но телефон и флешки могут исчезнуть, а это страшно. «Айфоны» – это преступление, нельзя на них фотографировать, нельзя хранить фото в телефоне. Как-то раз мне приснилось, что телефон разбился, всё сгорело, и пяти лет жизни нет – я проснулся в холодном поту. Поэтому надо делать фотографии.
Андрей Федорцов рассказал, что собственно юбилей не имеет для него большого значения.
– Вот в марте выпустим новый спектакль, тогда это будет для меня новый этап, который я хотел бы отметить, – сообщил актёр. – А года для меня – это просто цифры.
По мнению юбиляра, главное в жизни – мечты и цели. И всегда, что бы ни случилось, нужно идти вперёд.