В 2023 году почти каждая пятая жалоба россиян на коллекторов оказалась обоснованной. Об этом рассказали в ФССП. Число таких обращений растет из-за доказанных нарушений со стороны банков и микрофинансовых организаций. Только за последний год их стало больше на 35 и 45% соответственно. Что по закону могут делать профессиональные взыскатели долгов и куда жаловаться, если они нарушают наши права? Об этом в эфире «Полезного утра» на телеканале 78 рассказала Елена Феоктистова, директор центра финансовой культуры.
Коллектор — это специалист по возврату просроченной задолженности. Коллекторские агентства — это организации, которые на профессиональной основе занимаются возвратом долгов.
К услугам коллекторов и организацией прибегают разного рода кредиторы, если человек по каким-то причинам вы не возвращает средства или не вовремя вносит обязательные платежи.
Как правило, коллекторы и соответствующие фирмы работают с долгами граждан. Это может быть просрочка по кредиту, по кредитным картам, по микрозаймам МФО.
Коллектор может действовать как агент по поручению кредитора и просто напоминать, что пришло время вернуть заем. Также он может перекупить ваш долг. В таком случае коллектор будет пытаться взыскать просроченную задолженность уже в свою пользу.
Несмотря на дурную славу, которая возникла у коллекторов благодаря недобросовестным представителям профессии, возможностей для взаимодействия с должником у коллекторов мало. Они могут встречаться с должником лично, звонить ему по телефону, отправлять голосовые сообщения в социальные сети и писать на почту — как обычную, так и электронную. Права и обязанности коллекторов прописаны в законе «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» (N 230-ФЗ от 3 июля 2016 года).
«В законе прописано время взаимодействия с вами. С 8 утра до 10 вечера в будни и с 9 утра до 8 вечера в выходные дни. Более того, коллектор не имеет права являться и вообще напоминать о себе через звонки более одного раза в день, двух раз в неделю, восьми раз в месяц», — обращает внимание Елена Феоктистова.
Изменения в закон, связанный с взысканием долгов через коллекторские агентства, вносят существенные коррективы в работу коллекторов. В частности, все компании, связанные с принудительным взысканием долгов, теперь должны изменить наименование.
«У них должна быть в названии фраза "профессиональная коллекторская организация". То есть здесь уже можно будет говорить о том, что, ребят, если вы называетесь как-то странно, то я с вами могу не общаться. Более того, они обязаны позвонить и представиться, назвать название компании, если у сотрудника есть идентификационный код – назвать этот код. Если нет, то фамилию, имя, отчество и должность полностью. И далее уже назвать всю сумму долга и что конкретно требуется от должника», — пояснила юрист.
Задача коллектора — в первую очередь, вернуть денежные средства, но так, чтобы и вам это было комфортно, и, соответственно, кредитору тоже. Но иногда сборщики долгов начинают перегибать палку. По закону коллекторы не могут оказывать на должника психологическое давление, оскорблять его во время общения и совершать другие действия, унижающие честь и достоинство. Раскрытие персональных данных человека тоже под запретом, за это предусмотрена административная ответственность.
Просрочка по займу не снимает с человека обязательств к его погашению. Если долг все же образовался, заемщику стоит объяснить коллектору причины просрочки. Игнорировать звонки и письма взыскателей не стоит, поскольку это приведет к судебному разбирательству и принудительному взысканию задолженности судебными приставами.
Если же пойти на диалог с коллектором, можно составить приемлемый для всех график погашения займа или другой вариант решения проблемы.
Первое, что надо помнить при разговоре с коллекторами, легальных взыскателей бояться не стоит. Они не станут запугивать должника, чтобы он погасил кредит любой ценой, а лишь описывают возможные перспективы и вместе с вами ищут способ решить вопрос с долгами.
«Я всегда говорю клиентам: пожалуйста, не бойтесь общаться с коллекторами, наоборот, как раз отсутствие взаимного общения и приводит к нежелательным последствиям. Вы стараетесь вместе найти вариант решения вопроса. "Денег нет, извините, с работы уволили". Решением, как вариант, может быть составление графика платежей. Задача коллектора сделать так, чтобы вы из проблемного должника стали адекватным, который будет выплачивать долг. Соответственно, коллектор будет в процессе разговора выявлять, в каком вам графике будет удобно гасить, и естественно, это все будет юридически оформляться», — пояснила юрист.
Но несколько правил общения с коллекторами соблюдать все же стоит. При разговоре с взыскателем следует обязательно попросить его представиться: назвать свою фамилию, название агентства и контакты. Если он откажется, можно смело заканчивать разговор.
Если заемщик долгое время не отдает долг, коллекторы имеют право обращаться в суд. Как правило, в результате рассмотрения подобных дел судья встает на сторону кредиторов и коллектора. После этого судебные приставы могут снимать средства со счетов должника, а также провести блокировку его карт.
За последнее время произошло довольно много изменений в работе коллекторов. В первую очередь, они коснулись организации деятельности коллекторского агентства.
«То есть сейчас более четкие правила зафиксированы. Во-первых, определили, кто имеет право это делать — профессиональные коллекторские организации, банки и микрофинансовые организации, а раньше мог и любой человек, который, условно, назвал себя коллектором, заключать договоры с банками и физлицами и при этом нигде вроде как особо не состоять, в структуре. Сейчас это уже будет считаться нарушением. То есть человек, который вам звонит, он должен быть сотрудником соответствующей организации. Эта организация должна находиться в реестре службы судебных приставов, вступать в национальную ассоциацию коллекторских агентств и выполнять требования по закону», — обращает внимание директор центра финансовой культуры.
Кроме того, законодательно введено понятие «автоматированный интеллектуальный взыскатель». Это роботы, которые звонят и сообщают, что человек задолжал кредитору и ему пора платить.
«Он тоже считается представителем коллектороского агентства и на него тоже распространяются ограничения взаимодействия с человеком — можно звонить не более одного раза в день, двух раз в неделю, не более 8 раз в месяц. Раньше это попадало под понятие «иные способы взаимодействия» и получалось, что и робот названивает, и потом живой человек названивает. И от этого, естественно, люди устают», — поясняет специалист.
Информация о долгах может быть передана в организацию, где работает должник. Однако это произойдет, только если дело дошло до суда.
«Место работы у нас, как правило, указывается в заявлении, когда мы берем кредит. И когда коллекторское агентство является новым кредитором — по договору цессии приобрело ваш долг и, соответственно, уже выступает как новый кредитор, если они выиграли дело в суде, получили исполнительный лист, они вправе направить работодателю этот исполнительный лист для принудительного взыскания. Все зависит именно от взаимодействия и юридического направления. Они не могут просто так названивать родственникам, друзьям и так далее, потому что это тоже может быть расценено как психологическое давление», — предупреждает Елена Феоктистова.
Не каждый должник до конца осознает, что при передаче права взыскания долгов коллектору проценты по кредиту продолжают расти как и раньше. Условия договора остаются прежними, если меняется кредитор.
«Сумма долга будет автоматически меняться. Если есть просрочка платежа, то соответственно неустойка будет капать и, конечно, судебные расходы тоже будут установлены. И это фактически будет увеличивать ваш долг. То есть не надо думать, что они где-то что-то придумали. Все было изначально в договоре, и они просто это все посчитали и вменили в полном объеме человеку, нарушившему обязательства», — предупреждает юрист.
Иногда взыскатели действуют недобросовестно и нарушают закон. Перед тем, как обращаться к контролирующим органам с жалобой на излишнюю назойливость или угрозы, следует понять, легально ли работает коллектор.
«У вас есть право писать в службу судебных приставов, потому что все коллекторские агентства обязаны вставать в реестр. Можете писать, например, в Роскомнадзор, потому что коллекторские агентства обязаны регистрироваться как операторы персональных данных и, соответственно, если они разглашают персональные данные, это тоже повод для жалобы и за это их наказывают. Также надо обращаться в национальную ассоциацию коллекторских агентств (НАПКА), если будут выявлены нарушения — звонки чаще, чем установлено, угрозы жизни, чести, оскорблять они не имеют никакого права ни в коем случае, никакого психологического давления», — указала специалист.
Доказать, что коллектор нарушил права, довольно просто. Если речь идет о назойливых звонках, достаточно контролирующим деятельность коллекторов органам представить распечатку звонков с номерами телефонов.
«Если у людей установлена запись звонков, а на многих телефонах сейчас она автоматическая, то тогда самим фактом разговора можно доказать. Зачастую достаточно просто выписки с телефонного счета, что звонили не один раз, а три раза. И это уже существенное нарушение», — пояснила гостья программы.
Служба судебных приставов имеет право привлекать коллекторские организации к ответственности и вводить ограничения по взаимодействию: например, запрещать им писать или звонить должнику в течение года, использовать какие-то иные способы для взаимодействия — только через письма.
«Звонить нельзя, встречаться нельзя, потому, что вы нарушили, уважаемые господа, правила работы с должниками. И если организация не устраняет эти нарушения, то в дальнейшем это может уже привести к исключению из реестра. Тогда они не смогут далее выполнять свои функции», — делится информацией юрист.