Культура
14:4416 мая 2018

Художник Шемякин: «Карнавалы — единственное, чего не хватает Петербургу»

Российский и американский художник Михаил Шемякин рассказал телеканалу «78» о своём новом сериале о подпольном Петербурге, мультфильме о забытых словах и сборнике загадок.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Второй философский пароход

Художник Михаил Шемякин как-то сказал про себя: «Я имел наглость видеть мир своими глазами». Мастер говорит, что всегда стремился быть свободным человеком, и эта позиция дорого стоила ему в СССР. В самом начале работы художнику было сложно рассчитывать на то, что его картины увидит или оценит широкая публика.

— Конечно, мы писали в стол, но мы не могли иначе. У нас была крепкая группа художников, поэтов и писателей, и мы жили в своём очень интересном мире. Я благодарен судьбе за всё, даже за то, что я отсидел некоторое время в страшном сумасшедшем доме. Это была хорошим воспитанием: остаться человеком среди 86 очень больных людей.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Сейчас художник работает над проектом «Подпольный Петербург». Он будет посвящён андеграундной культуре Северной столицы в 60-е годы.

— Это было необычное время и на сегодняшний день интерес к андеграундной культуре очень большой. Настоящее подполье, нонконформизм, настоящие инакомыслящие были здесь в Петербурге, но их жизнь слабо освещена, и о них мало кто знает. Сейчас мы ищем сценариста для сериала, в котором речь пойдёт о подпольных поэтах или просто людях, олицетворяющих то время, разгуливающих по ночным улицам в цилиндрах и с раскрашенными физиономиями. В то время мы не знали слово «перформанс», мы просто делали интересные съёмки.
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Несмотря на насыщенную и интересную творческую жизнь, художнику пришлось надолго покинуть СССР. За границу он отправился почти без вещей: с 50 долларами в кармане и любимым боксёром. Тем не менее, сам Шемякин называет произошедшее изгнанием-спасением.

— Люди из пятого отдела, которые решили меня спасти от сумасшедшего дома, от лагеря или даже от физического уничтожения, такой вариант тоже рассматривался. Они решили дать мне попробовать себя на Западе, для этого меня выслали. Фактически я был уничтожен для Советского Союза. Позже выяснилось, что решение о высылке принимал Андропов лично. В архивах ЦК обнаружилось письмо-приказ, в котором он предложил очистить духовное пространство СССР от интеллигенции, которая это пространство засоряет. Выслали меня, через два месяца — Бродского, затем Солженицына, Довлатова и прочих. Это было повторение идеи Троцкого. Мы были вторым Философским пароходом.

Охряпка, фалалей и тюни

Несмотря на то, что Шемякин провёл полвека за границей, его очень беспокоит судьба русского языка. Художник считает, что сейчас забывается огромное количество редких слов, и он старается возродить их и вернуть в обиход.

— Сегодня мы теряем русский язык не по дням, а по часам, поэтому я занимаюсь возрождением забытых слов. Первым подобную попытку сделал Александр Исаевич Солженицын. Мало кто знает, что он издал словарь редких, забытых слов, которые, по его мнению, снова могли войти в обиход. Он много лет выписывал из словаря Даля слова, которые могут по значению и по звучанию снова влиться в современную речь. Словарь был сделан интересно, но был обречён на неудачу. Дело в том, что мало кто откроет книгу, напечатанную мелким шрифтом. Сегодня я хочу добиться того же через детское сознание. Мы придумали совместный проект с «Союзмультфильмом» и Первым каналом. Мы будем делать для детей короткие зарисовки, рассчитанные на несколько слов. Поскольку мы специально выберем смешные слова, например, охряпка или фалалей, детям будет легче их запомнить. Через детское сознание мы постараемся возродить и вернуть старые слова.

Ещё одной темой, которая волнует художника, стали загадки. Их сборник, составленный Шемякиным, можно будет уже в этом году. В ноябре в Москве откроется первая за последние 20 с лишним лет большая выставка мастера в России. Там же можно представят и книгу, посвящённую говорам.

Пётр I, Владимир Высоцкий и Александр Солженицын

Наверняка многие помнят памятник Петру I, установленный в Петропавловской крепости. Он удивляет своими пропорциями. Михаил Шемякин говорит, что с этой скульптурой связана странная и сложная история.

— Этот памятник я делал для себя в Нью-Йорке. Тогда ко мне в гости приехал академик Лихачёв. Он был удивлён и потрясён работой и сказал мне, что этот памятник обязательно должен стоять в Ленинграде. Тогда я только рассмеялся, поскольку не верил, что суперсовременную скульптуру художника-изгнанника примут в Советском Союзе. Тогда он с обидой сказал, что я его ещё плохо знаю. На этом мы с ним расстались. Спустя два года мне позвонили из Кремля и заявили, что ЦК решил установить ваш памятник в Ленинграде. За этим стояла громадная работа Лихачёва и моего друга, посла СССР в США Юрия Дубинина.

Как оказалось, своими необычными пропорциями памятник обязан не только желанию скульптора показать действительно высокого человека и его интересу к пропорциям святых на иконах, но и Владимиру Высоцкому.

— Это была идея Владимира Высоцкого. Он как-то спросил, почему я всё время рисую Петра I, но ни разу не попытался его вылепить. На что я ответил, что это сложно, нужно хорошо обдумать, каким его сделать. Тогда он схватил гипсовую копию головы императора, которую в своё время отливал Растрелли, вскочил на стул и сказал, что его нужно сделать высоченным.

Петербург-заповедник и столица карнавалов

Теперь Шемякин снова частый гость в Петербурге. Художник признаётся, что каждый раз, приезжая в Петербург, оглядывается с опаской. Он убеждён, что архитектуру города, особенно его центра, нужно сохранить.

— Центр Петербурга необходимо превратить в заповедник, сделать его неприкосновенным. Возьмите Венецию, если бы она не сохранилась такой, какой была в XV веке, никто не поехал бы в этот пованивающий каналами город. Я надеюсь, что мы опомнимся и поймём, что если мы потеряем архитектуру Петербурга, то и доходы его резко упадут.

Северная столица известна своими праздниками. Михаил Шемякин даже считает, что их слишком много. В тоже время, он убеждён, что городу не помешают яркие события.

Фото: globallookpress.com/  Nikolay Gyngazov
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov
— Мне кажется здесь достаточно праздников, а может быть даже переизбыток, когда бы я не приехал, люди постоянно что-то празднуют. Может быть сделать несколько мощных и солидных событий, которые будут врезаться в память, а не мелочиться. Единственное, мне кажется, что Петербургу не хватает — карнавалов. Это хорошая возможность для дизайнеров продемонстрировать свою работу. Также показать себя смогут и артисты театра «Лицедеи». Это было бы большим и нужным праздником.

Напомним, 4 мая художник отметил юбилей. Михаилу Шемякину исполнилось 75 лет. Мастера поздравил президент России Владимир Путин и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Культура СкульптурыВидео
Новости партнеров