В Петербурге установлено три серьёзных работы Михаила Шемякина, и у каждой из них — своя непростая история. Так, на территории Петропавловской крепости, перед корпусом бывшей гауптвахты находится памятник Петру I, знаменитый своими необычными пропорциями. Этот монумент, установленный в 1991 году, создал Михаил Шемякин.
Пётр I всегда был для художника и скульптора знаковой фигурой. В одном из интервью «78» Михаил Шемякин назвал государя «crazy императором». Художник считал знаковым такое «изобретение» царя как Всепьянейший собор, удивлялся тому, как Пётр мог владеть 14 профессиями и уделять одновременно внимание как важнейшим государственным делам, так и карнавальным костюмам для придворных.
Долгое время Шемякин лишь рисовал своего любимого государя, однако в начале 90-х решился увековечить его образ в бронзе. Именно этот памятник, как ни странно, можно считать наиболее «портретно схожим» — ведь лицо скульптор создавал, используя посмертную восковую маску императора, запечатлевшую реальные черты его лица.
Правда, пропорции тела совершенно искажены: маленькая голова покоится на очень широких плечах, а сами параметры корпуса значительно больше реальных. Этот момент вызвал (и будет продолжать вызывать) немало споров и конфликтов. Но именно так художник решил подчеркнуть значимость фигуры первого императора в истории России.
Памятник Петру был отлит в бронзе в Нью-Йорке и подарен Санкт-Петербургу в 1991 году.
Другой знаменитый монумент авторства Шемякина, известный всем петербуржцам — «Метафизические сфинксы», он же — памятник жертвам политических репрессий. Два удивительных двуликих сфинкса установлены на берегу Невы, напротив «Крестов». Сфинксы Шемякина — новое «прочтение» известного памятника с Университетской набережной. Правда, выглядят они совсем по-другому, и смысл несут иной.
К жилой, повседневной части Северной столицы монументы обращены своими «живыми» половинами — красивыми женскими лицами. А вот к печально известной тюрьме, где томилось немало политических заключённых, обращена «мёртвая» часть сфинксов.
Третий шемякинский монумент в нашем городе — памятник архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Этот монумент Шемякин создал вместе с архитектором Вячеславом Бухаевым. Памятник увековечил такие знаковые фигуры, как Доменико Трезини, Карло и Франческо Расстрелли и Жан-Батист Леблон. Скульптура появилась в Петербурге в 1995 году, однако в 2000 произошло несчастье. На памятник напали вандалы, выломав из гранитной арки множество металлических элементов.
Монументы Шемякина можно найти не только в Северной столице. Так, одна из самых известных композиций — «Дети — жертвы пороков взрослых» — была установлена в 2001 году в Москве. Ещё одна скульптура Петра Великого авторства Михаила Шемякина установлена в Лондоне, а в Венеции, перед Дворцом Дожей, в течение полугода стоял его памятник Джакомо Казанове.
Художник знаменит, конечно, в первую очередь своими удивительными живописными полотнами, а также литографиями, иллюстрациями, жикле (авторскими принтами), ювелирными изделиями и даже книгами. Талант Шемякина исключительно обширен — в самых разных формах он рассказывает об удивительном окружающем мире через призму гофмановских сказок и гоголевских персонажей.
Помимо прочего, Михаил Шемякин занимался постановкой балетов, опер и мюзиклов, устраивал карнавалы и удивительные представления. Художник преподаёт в академии Штиглица, а лучшие студенты, в которых современный классик видит потенциал, отправляются в его дом во Франции — учиться и оттачивать мастерство.
В 2002 году в Северной столице открылся образовательный центр Михаила Шемякина, где выставляются также его лучшие ученики. Однако всемирная слава, как и признание в собственной стране, пришли к художнику далеко не сразу. Напротив, полвека назад за нестандартный взгляд на искусство Михаил подвергался гонениям — и даже лежа в психиатрической клинике.
Своё детство Михаил Шемякин провёл вместе с отцом-военным в ГДР, а когда ему было 14 лет, семья будущей знаменитости перебралась в Ленинград. Талантливый подросток поступил в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, однако уже через четыре года был из неё исключён — «за любовь к Ван Гогу» и весьма необычную для советского художника творческую позицию.
С 18 лет Шемякину довелось поработать на самых разных работах — от почтальона до такелажника в Эрмитаже. Последнее своё рабочее место, где приходилось трудиться за копейки, художник особенно ценил: в свободное время ему разрешали копировать великих художников в главном музее города.
В 1962 году открылась первая персональная выставка Шемякина, а ещё через пять лет он основал группу художников «Петербург». Интересно, что история группы началась с выставки 1964 года, которая была арестована советскими властями.
Как рассказывал журналистам сам художник, впервые его арестовали в 16 лет. А уже в 17 отправили в психиатрическую клинику им. Осипова на принудительное лечение. Ничего зазорного в этом факте своей биографии Шемякин не видит — на его месте, на койке в «жёлтом доме» побывали многие великие деятели искусства.
В конце концов, в 1971 году художника вынудили эмигрировать из СССР. Шемякин вспоминает, что из страны его выдворили с одним чемоданом и 50 долларами в кармане. Ни одну из работ, написанных до эмиграции, взять с собой ему не разрешили. Так Шемякин оказался во Франции.
Потом были Париж, Нью-Йорк, Лондон, известные музеи, собственная мастерская в США, дом во Франции — но, несмотря ни на что, в итоге художник вернулся в Россию. Сейчас он живёт на две страны: Россию и Францию, однако Петербург по-прежнему считает своей родиной.
Близкая дружба Шемякина с Высоцким серьёзно повлияла как на творчество поэта и барда, так и на работы самого художника. А познакомились две знаковые фигуры русской культуры, как ни странно, в Париже. Случилось это в 70-х, когда Шемякин уже покинул СССР и жил во Франции, а Высоцкий глубоко окунулся в отношения с француженкой Мариной Влади.
Посредником при знакомстве двух великих людей стал третий — знаменитый балетный танцовщик Михаил Барышников. Именно он представил художника поэту, и наоборот. С тех пор Шемякин и Высоцкий стали очень близки.
Художник прекрасно осознавал масштабы таланта своего друга — и решил увековечить его творения. Михаил Шемякин записал семь пластинок с песнями Высоцкого. Как рассказывал сам художник журналистам, бард очень ответственно отнёсся к этой записи — каждую песню друзья перезаписывали по 5-6 раз.
Кроме того, своему товарищу Высоцкий посвятил 12 песен. Среди них, например, песня «Французские бесы», в которой поэт откровенно рассказывает о безудержном кутеже на парижской земле. Именно Шемякина Высоцкий имел в виду, когда писал эти строки:
А друг мой — гений всех времен,
Безумец и повеса,
Когда бывал в сознанье он —
Седлал хромого беса.
Картины Шемякина также вдохновляли поэта на творчество. Так, во Франции художник создал знаменитый цикл фотографий, а затем и литографий «Чрево Парижа», запечатлевший мясников знаменитого парижского рынка за работой. Эти творения Шемякина вдохновили поэта на стихотворение «Тушеноши».
Именно Высоцкий заронил в голову своего друга идею создать скульптуру Петра I. При жизни поэта Шемякин отказывался от этой идеи — считал, что у него не получится. Однако уже через много лет после его смерти художник всё же решился на столь серьёзную работу.
Михаил Шемякин посвятил Высоцкому книгу, которую украсил собственными иллюстрациями. Рисунков к книге он написал ни много, ни мало — 42, по числу лет, прожитых Высоцким.