АН-148 «Саратовских авиалиний», потерпевший катастрофу в Подмосковье, не должен был вообще подниматься в небо. Об этом знали владельцы авиакомпании и пилоты. Это знание могло бы спасти 71 жизнь. Почему знали и молчали — на этот вопрос ответит следствие. Редакция 78.ru тоже попыталась разобраться в причинах трагедии.
— Эксплуатант АО «Саратовские авиалинии» не способен безопасно выполнять коммерческие воздушные перевозки в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и условиями, указанными в эксплуатационных сертификациях, — значится в выводе комиссии Росавиации, которая еще в июле прошлого года проводила внеплановую проверку перевозчика (документ имеется в распоряжении редакции).
Многостраничный текст можно условно разделить на две части — комплиментарную и уничижительную. И если в первой эксперты описывают состояние финансовых дел авиакомпании (тут все хорошо — долгов почти нет, выручка хорошая, есть прибыль), то во второй — все гораздо хуже.
Из 82 сотрудников, среди которых пилоты, командиры воздушных судов, бортинженеры, 22 просто не имели никакого права приближаться к самолетам. Их летные свидетельства были просрочены, причем у многих на несколько лет. Восемь командиров воздушных судов не продлевали свои лицензии с 2014 года, в аналогичной ситуации находились четыре вторых пилота и 10 бортинженеров.
В отчете о проверке можно встретить и другие вопиющие факты. В частности, смена пилота не может продолжаться больше 12 часов, но у сотрудников авиакомпании они достигали 22 часов.
Кроме того, согласно нормативам, если в смену пилоту приходится выполнять несколько рейсов, то ему необходимо проходить медицинское освидетельствование не реже, чем раз в 6 часов. Члены экипажей «Саратовских Авиалиний» могли летать и вовсе без дополнительных осмотров. В табель учета рабочего времени не включались часы, отведенные на подготовку бортов к полетам.
Так экономились деньги — людям попросту недоплачивали. Проблемы возникали и с оплатой отпусков пилотов. И все это — на фоне удивительно стабильных финансовых показателей.
Эти выводы и позволили госрегулятору вынести решение о неспособности «Саратовских авиалиний» осуществлять безопасные перевозки. Комиссия рекомендовала ввести ограничения на деятельность компании. Крайним сроком устранения всех недостатков было установлено 18 января 2018 года. АН-148 с бортовым номером RA-61704 упал в Московской области 11 февраля.
Личность владельца компании «Саратовские авиалинии» вызывает массу вопросов и ассоциаций. Аркадий Евстафьев — предприниматель из 90-х, вхожий в самые высокие кабинеты. Именно Евстафьев сопровождал Анатолия Чубайса, когда тот в 1996 году выносил из Белого Дома пресловутую «коробку из под ксерокса».
В те годы Аркадий Евстафьев был советником и пресс-секретарем Чубайса. До этого учился в Высшей школе КГБ СССР, в Академии МИД, уже после «дела о коробке» занимался бизнесом и политикой.
Евстафьев также пытался стать депутатом, но не преуспел. С последнего значимого поста — генерального директора компании «Мосэнерго» — уволился после скандала. В 2005 году после крупнейшей аварии на электросетях столицы президент Владимир Путин обвинил руководство компании в «цинизме и очевидной профессиональной непригодности». Аркадий Вячеславович предпочел не дожидаться оргвыводов.
По предварительным данным источника 78.ru, второй пилот Сергей Гамбарян, находившийся 11 февраля в кабине самолета, проходил обучение в компании «ЧелАвиа». Название этого центра уже всплывало в документах следователей, в частности, в материалах уголовного дела, возбужденного по факту авиакатастрофы в Казани.
В 2013 году в результате падения «Боинга» погибли 50 человек. Тогда удалось выяснить — один из пилотов попросту купил свой летный сертификат, а вот реальных навыков приобрести не смог. Как потом признавались коллеги и руководители авиакомпании «Татарстан», командир воздушного судна в реальной жизни ни разу не заходил на второй круг — как-то обходилось без этого.
Погибший в Подмосковье Сергей Гамбарян — выпускник того же центра. Он считался опытным пилотом. Однако что у него было с документами и реальным налетом сейчас разобраться сложно.
Последние секунды в кабине падающего лайнера. До боли типичная ситуация. Все уже всё понимают, но до последнего верят в чудо. В распоряжении 78.ru есть расшифровка речевого самописца. До столкновения с землей – меньше минуты.
Как стало известно 78.ru, на борту АН-148 действительно развивалась нештатная ситуация: датчики скоростей начали показывать разные значения. По предварительным данным, произошло это из-за банальной ошибки: второй пилот забыл включить подогрев соответствующего датчика. А потом, когда точка невозврата была пройдена, просто запаниковал и увел самолет вниз вместо того, чтобы попытаться набрать высоту.
Впрочем, окончательные ответы дадут специалисты Межгосударственного авиационного комитета, которые обычно с выводами не спешат.
Сейчас ясно лишь одно: трагедии в Подмосковье в принципе могло бы не произойти, ведь «Саратовским авиалиниям» вообще запретили летать.