Фанаты «Шерлока» и «Доктора Кто», а также все, кому пришёлся по душе нашумевший сверхпопулярный сериал «Видоизменённый углерод», по достоинству оценят другую работу режиссёров Ника Харрана и Хетти Макдональда — сериал «Фортитьюд».
«Фортитьюд» — британский сериал о мистических событиях в Норвегии, снятый, как ни странно, в удивительных нордических декорациях Исландии. Над его созданием трудились шесть режиссёров, среди которых были и создатели названных киношедевров, а также Ричард Лэкстон, снимавший один из самых необычных детективных сериалов последних лет — «Детективное агентство Дирка Джентли», и Сэм Миллер, принимавший участие в создании сериала «Лютер». Более того, одну из ключевых ролей в «Фортитьюде» сыграл Кристофер Экклстон — девятый Доктор из «Доктора Кто». Да, тот самый, что запомнился зрителям восклицанием «Фантастика!»
Британские сериалы покорили в последние годы самые широкие круги мировых зрителей, и в этом нет никакой особой загадки. Как считает петербургский кинокритик Василий Степанов, в первую очередь это объясняется их высочайшим качеством. На котором британские телевизионщики экономить не привыкли.
— Британское телевидение зависит только от того, сколько у него подписчиков, — объясняет Василий Степанов. — За него платят люди, так исторически сложилось. На BBC, например, постоянно и маниакально мониторят, что смотрит аудитория, что ей нравится — потому что они от этого очень зависят.
Сериалы, которые производит британское телевидение — не случайно сложившийся красивый паззл и даже не плод какой-то «национальной специфики», а результат «большой и целенаправленной работы на зрителя», которая проводилась многие десятилетия, считает критик.
И «Фортитьюд» — один из подобных киношедевров, появившихся благодаря огромной кропотливо проделанной работе целой армии профессионалов. События сериала разворачиваются в вымышленном городе Фортитьюд, расположенном в Норвегии, «на краю света», где вечером легко можно увидеть северное сияние, а вот солнце днём отсутствует определённую часть года.
Главная достопримечательность города — ледник, который планируется сделать «арктическим курортом». Но некоторые находки в леднике легко могут этому помешать. А вместе с тем — сломать хрупкую жизнь идеального городка.
Впрочем, быстро замечаешь, что не всё в городе такое, каким кажется на первый взгляд. Вспарыванием чужих грудных клеток «развлекаются» не только белые медведи, шахтёры не прочь подзаработать продажей уникальных ископаемых находок, а официантки рассказывают на досуге страшные сказки о местных чудовищах — и, кажется, всерьёз.
Но почему британский сериал повествует о событиях в норвежском городе? На земле, где люди на зиму, по словам героя Кристофера Экклстона, «уходят в спячку, как медведи»? Где законом запрещено умирать, а во время прогулки легко можно стать ужином медведя, позабыв дома ружьё? По словам кинокритика, британцы весьма неровно дышат к скандинавской природе и культуре.
— Британцы очень любят шведские, норвежские, датские сериалы, да и вообще всю скандинавскую культуру, — рассказывает Василий Степанов. — Они довольно часто пытаются по-своему переделывать скандинавские сериалы, берут за основу их сюжеты. И такие сериалы очень хорошо идут на британском телевидении.
Возможно, дело в уникальности скандинавских сериалов — не похожих ни на что.
Скандинавские сериалы — знаковое явление в мировой культуре, считает Наталия Скороход, кандидат искусствоведения, сценарист и петербургский критик.
— Вдруг просыпается страна или область и начинает производить шедевры в том или ином жанре, — описывает подобные явления Наталия. — Франция спала всю эпоху Возрождения, и вдруг проснулась — и появилась эпоха Просвещения (после Классицизма, конечно). После Второй мировой войны возникает итальянский неореализм, в конце ‘50х-'60е годы возникает французская Новая волна, а в 2010е годы возникают скандинавские сериалы. И это уже своего рода мем.
Почему же скандинавские сериалы — это явление с большой буквы? Детективный сериал «Мост», например, рассказывает об удивительной жуткой находке, сделанной полицией на мосту между Данией и Швецией: здесь ровно посредине между странами обнаруживается распиленное надвое женское тело. Из-за этого расследованием преступления приходится заниматься детективам сразу двух стран. И столкновение двух разных миров производит удивительный эффект.
«Убийство» — детище совместной работы Дании, Швеции и Норвегии. В этом детективе, как и в сериале «Мост», главной героиней также является женщина-детектив: Сара Лунд работает в полиции Копенгагена. Сара собирается уехать в Швецию и устроить там личную жизнь, но неожиданно свалившееся сложное и запутанное дело ломает все её планы.
Так в чём же особенность скандинавских сериалов?
— При создании сериала «Мост» были соблюдены все законы жанра. Это долгоиграющий детектив, а детектив, по своей природе — это мелодрама, — рассказывает Наталия Скороход. — Там обязательно есть злодей, есть спаситель и жертвы. Но здесь этот мелодраматизм приподнят как жанр до лирики. Каждая серия «Моста» начинается с пронзительной, почти что истерической музыкальной темы. Я бы назвала её «лирической истерикой». И она задает тон, атмосферу всему происходящему действию.
И этот жанровый приём, считает критик, находит отклик у зрителей по всему миру, вне зависимости от культурного контекста. «Лирическая истерия», тема надломленности и внутренней травмы понятна зрителям и в Швеции, и в Австралии, и в России.
Кроме того, скандинавы, как никто, умеют работать с «опасной материей тела».
— Надо отдать скандинавам справедливость — это получается у них значительно лучше, чем у американцев, и даже лучше, чем у англичан. Потому что у англичан это выходит несколько отстранённо, а у американцев — ужасно физиологично и грубо, — считает критик. — А здесь (в сериале «Мост» — прим. ред.) это распиленное надвое тело поднимается до символа.
Главная героиня «Моста», детектив из Швеции Сага Норен — совершенно нетривиальный персонаж, своего рода скандинавский Шерлок в юбке. Точнее, в кожаных брюках и с очень необычным восприятием окружающей реальности. Как и Шерлок, Сага явно выделяется из социума и, судя по всему, обладает специфическим отклонением — синдромом Аспергера в лёгкой форме. Её поведение, домашние привычки и взгляд на мир поражают не меньше, чем сложное и пугающее дело, которым она занимается. И это, конечно, неспроста.
— Для сериала нужен герой, который бы чем-то удивил и привлёк тебя. Чтобы смотреть его несколько лет и ждать его очередного появления, — рассказывает Василий Степанов. — Такие герои, как Доктор Хаус или Декстер, — условно сумасшедшие, необычные люди. Есть также скандинавский сериал «Родина», его героиня очень по-скандинавски странная. Можно сказать, что эту странность скандинавы эксплуатируют. Потому что человек хочет прийти домой и посмотреть на тех, кто имеет смелость или возможность выйти из жизненной рутины. И делать то, что сам человек себе не позволяет.
Но вы совершенно точно можете позволить себе на время сменить собственную жизнь на другую — пожить в Дании, Швеции или даже на краю Арктики, стать участником странных мистических событий и лично разобраться в сложных детективных историях высшего качества.