Еще недавно подобные конфликты, в основном, фигурировали в разделе международных новостей, и особенно часто упоминались американские школы. Но в последнее время и у нас явно что-то пошло не так. 19 января в Улан-Удэ ученик 9-го класса бросил в кабинет русского и литературы бутылку с зажигательной смесью, а затем напал на учителя и школьников с топором. После этого попытался покончить жизнь самоубийством. Всего в результате инцидента травмы получили семь человек, включая нападавшего и педагога. Двое из них находятся в тяжелом состоянии.
Всего четырьмя днями ранее аналогичный случай произошел в Перми. Тогда в нападении участвовали старшеклассник и бывший ученик. В их арсенал входили нож и нунчаки. Они ворвались в класс и атаковали четвероклассников. Всего пострадали 15 человек. Учительница, пытавшаяся спасти детей, получила 17 ножевых ранений. В настоящий момент она перенесла операцию и недавно пришла в сознание.
Настолько масштабных ЧП в российских школах не было со времен Беслана. Но серьезные основания для тревоги появились намного раньше. Только в Москве и Подмосковье за последние несколько месяцев произошло несколько тревожных инцидентов в учебных заведениях. В ноябре в Высоковске конфликт восьмиклассников на территории школы завершился ударом ножа в шею. Также в ноябре в Москве 18-летний студент колледжа убил преподавателя ОБЖ, а затем покончил с собой. В сентябре в Ивантеевке девятиклассник во время урока ударил учительницу информатики кухонным топориком, а затем начал стрелять из пневматики в одноклассников. Пострадали четыре человека.
Пока полицейские ведут расследование нападений на школы Перми и Улан-Удэ, а высокопоставленные чиновники, депутаты Госдумы и эксперты ищут ответ на вопрос «Что делать?», в Смольном успели разобраться в ситуации по горячим следам.
- Перед нами совершенно четкий факт: всё произошло оттого, что в здание образовательного учреждения попал некий предмет, который не должен быть там, - цитирует «Интерфакс» главу комитета по образованию Жанну Воробьеву.
Ее рецепт – установить во всех петербургских школах металлодетекторы. Они уже есть в 156 школах из примерно семисот и использовались во время ЕГЭ. В ближайшее время нагрузка на данные аппараты может возрасти. Идею поддержал вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов.
— Все ситуации произошли, когда дети могли пронести с собой эти предметы, которыми наносили увечья своим друзьям и коллегам. Конечно, у нас тоже должны быть металлодетекторы, рамки, которые не могли бы позволить проносить в школу опасные предметы, —согласился чиновник.
Одновременно в Петербурге внедряется «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга». Она предполагает установку турникетов с карточками и оперативное смс-информирование родителей. Первый контракт на внедрение новой системы безопасности был заключен в 2016 году. В эксперименте приняли участие 23 школы Петроградского района. Особое внимание она привлекла после прошлогоднего теракта в метро.
Чтобы пройти турникет, школьник должен использовать карточку. Родители смогут оперативно узнать, во сколько ребенок вошел в школу и во сколько вышел. Даже без смс – информация поступает на специальный сайт «Петербургское образование» с персональным доступом. Там же находится и электронный дневник. На карточку можно зачислить деньги, на которые дети покупают еду в столовой. А родители опять же смогут проконтролировать, были ли финансы истрачены на горячее или десерты.
По итогам эксперимента планировалось сделать выводы о дальнейшей судьбе проекта. Кажется, они уже сделаны. Первый контракт с «Росохрана телеком» заключили на 20 млн, но срок его действия растянулся на два с лишним года. Однако в Смольном не стали ждать окончания этого срока и в самом конце прошлого года провели новый конкурс. На этот раз на 28 млн, он будет действовать в течение 2018 года. Систему установят в ста школах Приморского и Выборгского районов.
Кажется, петербургские чиновники упустили одну важную вещь. В системах безопасности металлодетекторы уже не являются панацеей. Почему в американских школах стреляют, а в наших режут? В США либеральное оружейное законодательство, у нас огнестрельное оружие куда менее доступно. Поэтому дети взяли то, что нашли на кухне. Если повсюду на входе поставить металлодектекторы и проверять школьников, как в аэропорту, то они могут перейти на керамические ножи или другой продукт современных технологий. Они не такие прочные, но несколько лет назад злоумышленник именно с таким орудием в соседней Карелии напал на судью прямо в здании суда. Успешно пройдя через металлодетектор.
Есть и еще один важный аспект. И в Перми, и в Улан-Удэ сотрудники школы давно знали нападавших. Один состоял в соцсети в группе «колумбайнеров», которые называют себя подражателями двух американских подростков. В 1999 году те устроили стрельбу в школе «Колумбайн» в Колорадо, жертвами стали 13 человек. Другой состоял в группе российской молодежной субкультуры АУЕ. Участники таких сообществ пытаются подражать нравам и понятиям из уголовного мира. И именно в Бурятии за последнее время было несколько крупных инцидентов, когда всплывало название данной субкультуры. Например, в том же Улан-Удэ 12-летнего подростка регулярно избивали 13-14-летние члены «банды», требуя «взноса в общак».
Корень назревших проблем стоит искать в головах. А значит и их решение находится там же. Технологии – это хорошо, но они явно не гарантируют ничего. Если нападение произойдет перед входом в школу или на спортплощадке во время урока физкультуры, то что это изменит принципиально?