Семь лет подряд я играл Есенина в Ермоловском театре. В 1995 году я впервые вышел на сцену в роли Сергея Есенина. И все цветы, которые мне тогда дарили, я возлагал к памятнику Есенину на Никитской. Это просто благодарность, дань потрясающим людям, которые останутся в веках.
Для меня очень важно, что мне посчастливилось и судьба подарила мне возможность прикоснуться к этим гениальным людям, этим образам – Есенину, Высоцкому. Владимир Высоцкий – человек, которого я слушаю с детства. Я продолжаю признание в любви этим людям в спектаклях.
У меня есть спектакль «Хулиган. Исповедь», которому исполнится 10 лет в следующем году. Я проехал с ним всю Америку, Канаду, Европу, в России сколько городов объездил. И я продолжаю читать Есенина. Я смотрю, как реагирует молодёжь. Когда читаешь стихи – заражаешь их любовью к Есенину, они начинают перечитывать.
Есенин стал в тренде, как говорят. Молодёжи нравится слушать, очень много скачиваний на Ютюбе, как я читаю «Чёрного человека». Людям нравится, они начинают копировать. И это прекрасно! Если я провоцирую на то, что люди начинают читать классику – это здорово!
После спектакля «Пушкин» люди говорят, что да, спектакль идёт долго, он большой, но образ живого поэта не отпускает. И потом начинаешь перечитывать стихи, понимаешь, что это писал не памятник, а живой человек, который страдал, любил, который погиб на дуэли. И ты чувствуешь гибель Пушкина как личную утрату. Это провоцирует тебя относиться к поэту с душой. И это очень важно.
Я придумал масштабный проект – спектакль «Высоцкий. Рождение легенды». Это огромная «пластинка», вокруг которой сидит оркестр и набрасывает на неё мифы, легенды и воспоминания о Высоцком.
Вот маленький Высоцкий, вот коммуналка, мама, папа – всё начинает возникать на этой огромной пластинке, все его песни начинают превращаться в реальные истории. И мы видим масштаб этого большого поэта – не барда, а именно поэта. Сколько о нём сочиняли при жизни – и всё это вместе рождает огромную легенду.
Этот спектакль мы 25 января сыграем в Кремле. Высоцкий как-то сказал: «Пожалуйста, включите свет в зале, у нас не такой концерт, как в Кремле. Меня туда ещё не пускают». Я за это зацепился, думаю – а мы сыграем! И Высоцкий будет звучать в Кремле, и будут песни и стихи Высоцкого именно в Кремле. И свет мы выключать не будем. Это будет хорошее световое шоу, Высоцкий, Высоцкий – и ничего кроме Высоцкого!
В регионах люди не могут платить большие деньги за детские спектакли. Там потолок – 100-200 рублей! Вы в кинотеатр пойдёте с ребёнком – больше заплатите: попкорн, кока-кола, Dolby, 3D, билеты, и у вас уйдёт тысяча рублей.
А ведь детские театры – это самая доступная среда для семейного досуга. Поэтому мне очень важно уделять им внимание. Я, как представитель взрослого театра, у которого есть довольно серьёзный детский репертуар, вступился за детский театр. У нас по-прежнему есть взрослый репертуар, но детским-то театрам чем жить? При таких ценах на билеты – 100-200 рублей – какие зарплаты у артистов ТЮЗа? А у них семьи. Они мужчины, им нужно содержать семью! Чем жить артистам ТЮЗа?
Соответственно, и отношение к профессии такое: учился-учился, а вышел артист ТЮЗа. Сколько несчастных судеб! Поэтому помогать им надо больше, чем взрослым театрам.
Обращаться нужно к региональным властям. Мы недавно были в Казани, там встречались с представителями детских, кукольных театров. Они высказали свои боль и отчаяние. Например, есть кукольный театр в Набережных Челнах. Они говорят: у нас молодые артисты, которых просто не удержишь в городе. Они едут куда-то в центр, потом оседают там, чтобы не возвращаться обратно.
Социальный пакет очень низкий, им нужно брать ипотеку, а с чего, с каких средств? А вот если бы им местные власти сразу давали квартиру, или ипотеку на выгодных условиях – это совершенно другое дело! Тогда это стало бы престижно. Во всяком случае, не стыдно. Самое страшное – это когда стыдно быть артистом. Нужно поднимать престиж! Ведь артисты ТЮЗов – это те люди, которые идут первыми. Мы, взрослые театры, идём вторыми.
Они работают с нашими детьми, они создают то самое ощущение магии искусства, когда ребёнок, посмотрев спектакль, начинает мечтать. Не обязательно он потом идёт в театр, но у него совершенно другое впечатление от жизни. Ребёнок, полюбивший театр, потом вырастает в интересную, высокообразованную, грамотную личность. Именно детский театр занимается борьбой за поколение.
Мы все живём в государстве. И за государственные деньги, которые выделяются, ты, безусловно, должен отчитываться. Другое дело – хотелось бы, чтобы эти деньги приходили вовремя. Вот это – основная боль и проблема.
Бывает так, что государство выделяет средства – прекрасно, спасибо большое! А потом ты сидишь и ждёшь эти деньги. Есть проект «Театр детям» – это партийный проект «Единой России», который я представляю. Я являюсь председателем общественного совета этого проекта. В этом году мы смогли «пробить» 220 миллионов рублей всем детским театрам. А детских театров у нас 198. Вы представляете?
Сначала сумма обрадовала. А потом, когда мы начнём распределять, каждому театру достанется 1 млн 300 тысяч. На эти деньги можно сделать косметический ремонт. А реальную реконструкцию, по нашим ценам, даже в провинции – ну, нереально! Даже постановку на малой сцене нереально. Современные дети хотят видеть яркую картинку. Их уже совратили в кино, современные блокбастеры, компьютерные игры – они многое видят, им нужно подавать зрелища! А миллион триста – это слёзы.
Я за то, чтобы этот проект продолжался. Были обсуждения, что это разовая акция. Я, честно говоря, не сдержался, был очень эмоционален. Вы с ума сошли – делать разовую акцию, 220 миллионов на все ТЮЗы! Детям нужно помогать в сто раз больше! Выделять в сто раз больше денег! И дать возможность сделать капитальные ремонты в этих театрах. Потому что это то, куда идёт зритель в регионах. Куда ещё им податься? Конечно, ТЮЗ или кукольный театр, свой, местный.
Мы работаем, помогаем, как можем. Главное – быть эмоционально заинтересованным. Что-то в этой жизни нужно делать полезное. Я вырос в театре, театр – это моя жизнь, я занимаюсь им круглосуточно. А что касается детской темы – кто, если не мы? В любом проекте все средства массовой информации спрашивают: кто будет на пресс-конференции? И ты даешь себя на растерзание, потому что придут, если будет Безруков. Бросаешь себя на амбразуру, потому что нужно привлечь внимание к проблеме.
Цензуры у нас нет. Все спектакли идут. «Нуреев», о котором так много говорили – в декабре премьера. У нас столько свободы – в Америке столько свободы нет! Сейчас гремят все эти сексуальные скандалы… Да вся мировая классика построена на сексуальных домогательствах! У нас в русской литературе всегда есть любовный треугольник. В принципе, Анна Каренина в какой-то момент могла претендовать на право подать на Вронского в суд за сексуальные домогательства – поначалу. А потом он ей понравился, и получился роман.
Во всей мировой литературе есть любовные треугольники, всегда есть третий, который претендует и домогается. Это сложно. Но, глядя на все эти скандалы, понимаешь – свобода у нас есть.
Главное – должен быть внутренний цензор. Для чего ты ставишь спектакль? Для чего снимаешь кино? Что ты хочешь сказать? Если хочешь рассказать о проблеме, которая тебя волнует, и ты кричишь об этом – это одно. Если ты эпатируешь публику – это другой разговор. Где та грань? Художник так видит, в чём его вина?
Художественное произведение сложно разобрать. Это искусство. Другое дело, что иногда бывает скандал ради скандала и эпатажа.
Любить нужно не себя в искусстве, а искусство в себе. Поэтому любой спектакль я ставлю, чтобы разобраться в проблеме.
Полный вариант интервью с Сергеем Безруковым – в нашем видео: