Возьмут за счётчик: чего ждать от идеи передавать долги россиян за ЖКУ коллекторам?

Хитросплетение новелл
Сейчас запрет на передачу долгов населения по ЖКУ коллекторам или третьим лицам официально закреплён в пункте 18 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. С инициативой переписать эту норму выступила председатель совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Лина Ткаченко.
В организации пеняют на то, что из-за «кассовых разрывов» по вине неплательщиков УК, ТСЖ, ЖСК не могут полноценно функционировать. Между тем, как считают в АКОН, долги россиян продолжают расти. «Коммерсант» приводит данные, согласно которым только за первый квартал 2023 года россияне недоплатили более 900 млрд рублей.
А в октябре 2024-го первый заместитель главы комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Павел Качкаев рассказывал, что задолженность выросла на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,2 трлн рублей.
Поясним, приводить конкретные цифры чиновники и участники рынка не любят не из-за того, что хотят что-то скрыть, а потому что ситуация постоянно «меняется». По традиции летом платёжная дисциплина у населения ниже, так как многие уезжают на дачи или путешествуют по стране. Для Петербурга этот показатель составлял примерно 96 и 98% соответственно.
Между тем, в июне 2025-го в Госдуму внесли законопроект, согласно которому право взыскивать долги за воду, электричество и газ предложили передать ресурсоснабжающим организациям (РСО). У них такая возможность и так есть, но только если с населением заключены так называемые прямые договоры.
А в конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий требовать деньги с жильцов без долгих судебных разбирательств на основании подписи нотариуса.
Разбираемся в этом хитросплетении, как всё в Северной столице происходит сейчас, сработает ли «ноу-хау» по привлечению теперь коллекторов и нужно ли оно в принципе Северной столице.
Контрольные цифры?
Как рассказывает председатель СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин, в Петербурге ТСЖ, ЖСК, УК, как правило, обращаются в суды, когда жилец не платит 6 месяцев и больше. После 90-го (3 месяца) дня просрочки начинает взиматься повышенный размер пени. Ещё три месяца даётся на раскачку.
Как уточняет юрист в сфере ЖКХ Кирилл Захарян, пени начисляются с 31 дня просрочки. Тогда они составляют 1/300 ставки ЦБ. С 90-го это 1/130. По его словам, каких-то сроков на подачу истцами в суд формально не существует, но у населения есть период в 30 дней, когда ещё формально наказание рублём не проводится.
Напомним также, что сейчас квартплату надо вносить до 10-го числа каждого месяца за предыдущий. Но есть свои нюансы. ТСЖ, ЖСК, УК на общем собрании собственников и с их согласия могут принять решение о других «крайних» числах. С 1 марта 2026 «контрольным» станет 15-го число. А жильцы и представители УК, ТСЖ, ЖСК больше не смогут решать этот вопрос самостоятельно.
По словам Евгения Пургина, сейчас сам судебный процесс может идти и год, и полтора.
Другое дело, что есть и упрощённый механизм. Так, в этом случае ТСЖ, ЖСК, УК обращается к мировому судье с просьбой вынести судебный приказ о взыскании. Судья должен работать в том округе, где зарегистрирован жилец. Но такой приказ может быть вынесен исключительно в отношении задолженности, не превышающей 500 тыс. рублей. В ином случае должно быть полноценное разбирательство в районном суде по месту жительства ответчика.
Не панацея, но выбивать будут эффективнее?
Как убеждён Евгений Пургин, привлечение к взиманию денег коллекторов «кассовых разрывов» проблему не решит. Она сама отнюдь не нова, но все профессионалы в сфере ЖКХ понимают одну простую вещь.
— Коллекторы перечисляют деньги не по щелчку пальца, а когда на их счетах накапливается определённая сумма. То есть, есть риск, что к моменту расчёта с РСО или необходимых трат на текущий ремонт, средств всё равно не будет. Хотя очевидно и то, коллекторы или эти третьи лица будут «выбивать» долги более интенсивно, — отмечает он.

Собеседники обращают внимание и на то, что есть также риски утечки не только персональных данных россиян, но и сведений, какими объектами недвижимости они владеют.
Как считает Евгений Пургин, не сработает схема с коллекторами и с приказом мирового судьи на сумму до 500 тыс. Дело в том, что при таком сценарии истец не может потребовать компенсировать себе судебные расходы на те же доказательства, что человек не платил и по каким причинам. А вот деньги за судебную пошлину внести придётся. Такой бизнес вряд ли будет интересен коллекторам.
— Проблема со взысканием задолженности, конечно, и для России, и для Петербурга актуальна. Если мы говорим, что в месяц 96% населения платят, а 4% — нет, то за 2 месяца, это уже 8%, а через 10 месяцев — 40%. А через два года и все 100%, — поясняет Евгений Пургин.
Прямые и не очень расчёты?
Как отмечают собеседники 78.ru, те же РСО на самом-то деле с третьими лицами по сбору долгов уже давно работают и весьма эффективно, хотя формально это и запрещено.
— По факту в таких компаниях очень часто трудятся люди, которых напрямую коллекторами не называют, но они следят за тем, какова платёжная дисциплина у клиентов, и если проблемы возникают, то как-то пытаются «решить проблему», — поясняет Кирилл Захарян.
По словам Евгения Пургина, речь может идти о подряде юридических фирм, либо создании подразделений в структуре РСО. Вот поэтому опытные собственники «квадратов» как раз и не хотят жить по принципу «прямых расчётов».
Как рассказывает председатель ТСЖ «Автовская 15/3» Марат Акмуллин, в их доме таких договоров… нет ни у кого.
— Группа активистов в составе примерно 5 человек сейчас пытается продавить этот вопрос на заочном собрании собственников. Из 240 владельцев «квадратов» проголосовало 160, возможно, итогом будет 170—180. Пока 152 «против», и только вот эти 5 активистов «за». Возможно, в итоге это будет 10 человек. С РСО напрямую с населением без меня, мне как управленцу легче, но я понимаю, что это лишняя головная боль жильцам, — делится он.

По словам Марата Акмуллина, здесь важно понимать следующие принципиальные вещи. Если есть эти прямые договора с РСО, то человек платит за конкретно потреблённый им ресурс, но и разбирается с компанией по всем своим недоплатам, переплатам, спорным моментам напрямую. А она, в свою очередь, и подаёт на конкретного собственника в суд.
— Если же прямых договоров нет, а человек не заплатил в общей квитанции за воду по каким-то своим соображениям, то он не внёс просто часть платежа, а не рассчитался за конкретно потреблённый этот водный ресурс. То есть мы видим, за что он задолжал, но требовать ничего не можем, пока сумма не станет значительной в целом по «бумажке», — разъясняет он.
Злостный неплательщик на Infinity
Как глава ТСЖ Марат Акмуллин инициативу с коллекторами готов только поддержать, но не понимает, как сейчас её реализовать на практике.
— Дело в том, что не платят как раз, в основном, богатые люди, а не бабушки. Вот, например, есть жилец, разъезжающий на Infinity. А при ближайшем рассмотрении выясняется, что автомобиль не его. Человек управляет авто по доверенности, выданной как раз некой бабушкой в Псковской области. А ещё у него в квартире прописаны двое несовершеннолетних детей. Его вообще нельзя выселить, и что ему эти коллекторы? — приводит пример он.
Как констатирует Марат Акмуллин, конечно, есть совсем злостные неплательщики по убеждениям, с которыми и работают через суд. Но таких людей мало. В основном горожане предпочитают иметь переходящий долг в 20—45 тыс. и гасить его частями, когда есть деньги, а потом снова не платить. Эксперт задаётся вопросом: и как в этом случае быть коллекторам, каждый день и каждую минуту всё перепроверять? Но для этого нужен большой штат персонала.