Курам не до смеха: что происходит с ценами на куриные яйца спустя год?

12 нояб, 10:11
Светлана Коваленко
Перед Новым годом куриные яйца традиционно дорожали. Этот год не станет исключением, рассказывают участники рынка, ведь для этого есть целый комплекс причин. Другое дело, что с ноября пошлого года куриные яйца дорожали галопирующими темпами. При этом в последние месяцы стоимость скорректировалась, но всё-таки не вернулась к прежнему уровню. Это породило новый необычный тренд.
Коллаж 78.ru: pngegg.com, ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов, Soeren Stache/globallookpress.com, flaticon.com/torskaya

«Продолжаем брать на себя»?

Уведомления о повышении стоимости своей продукции ретейлерам и оптовикам разослал, как стало известно 78.ru, такой крупный производитель куриных яиц как «Роскар». Документ имеется в распоряжении редакции.

В «письме счастья» компания ссылается на ситуацию на рынке в четвёртом квартале 2024 по сравнению с первым. Так, кормовая пшеница выросла в цене на 36,5%, подсолнечное масло — на 22,1%, подсолнечный шпрот на 15%, «иные составляющие комбикорма» — от 10 до 60%. Электроэнергия подорожала на 23,5%, газ — на 11,2%.

При этом ещё и возрастает обслуживание кредитов из-за ключевой ставки ЦБ. Курс евро вырос на 10%, что привело к соответствующему росту стоимости оборудования, запасных частей, комплектующих, импортного сырья для производства комбикорма (витамины и т.д). Стоимость возросла на 7%, перечисляется в документе.

— В связи с этим мы вынуждены произвести индексацию цен на производимую нашей компанией продукцию. Обращаем Ваше внимание на то, что большую часть возросших затрат мы продолжаем брать на себя, не закладывая их в новые цены, — заверяют в «Роскаре».
Фото: Matthias Bein/globallookpress.com

Впрочем, в письме не указывается три принципиальных момента: с какой даты производитель хочет поднять цены, на какие конкретно виды продукции (он производит и куриное мясо) и насколько.

Будут аж по 200?

Факт получения писем от «Роскара» подтвердили несколько участников рынка.

Как рассказал совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, производитель хочет поднять цены примерно на 10—12%. Но так в принципе всегда и было во время предновогоднего бума.

По данным Александра Мышинского, оптовые цены на десяток яиц категории С1 выросли с 75 до 80 рублей. В рознице в Петербурге ими торгуют в среднем по 85. С2 можно найти по стоимости до 51 рубля. Но это те яйца, которые торговцы закупают на бирже, а не получают по долгосрочным контрактам от производителей.

— При этом у определённой части населения растёт спрос на отборные яйца категории СВ. Люди видят, что такая продукция стоит в среднем 140 рублей за десяток, а С1 — 85. Уже нет принципиальной разницы, шок от подорожаний прошлого года у многих прошёл. Зато яйца категории СВ обязательно моют, подвергают спецобработке, контролируют на «битость» и т. д. То есть, здесь намного больше шансов купить качественную продукцию, которую можно долго хранить, — рассказывает Александр Мышинский.

По его словам, в их сети уже давно не связываются с категорией С2, так как на неё практически нет спроса. Но очень большие продажи, например, для «Семишагофф» делает категории С3.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая продажа продуктов питания) Антон Вересов также подтверждает: письма от «Роскара» он видел.

— У них мы закупали отборное яйцо по 11,5 рублей за штуку. По какой цене будет теперь, я не знаю. Более того, на нас сейчас вышел ещё один поставщик дорогой продукции. Он предлагает цену уже в 14 рублей. Это означает, что такая продукция в десятке шут в магазине будет от 200 рублей. Но ещё раз особо подчеркну: это дорогие отборные и крупные яйца, — отмечает Антон Вересов.

«Это история не про нас»

На условиях анонимности собеседники рассказывают, что сообщения о повышении цен на ряд продукции на те же 10—12% разослала и АО «Птицефабрика Синявинская».

В компании клянутся: это история не про них. Никакого повышения цен в последнее время нет, более того, в ноябре производитель даже дал скидку своим клиентам в 5%.

— У нас были варианты, когда мы рассматривали повышение цен накануне сезона высокого спроса. Например, мы обсуждали такие перспективы для «Пятёрочки». Но в итоге по факту ничего подобного не случилось. Эта информация не соответствует действительности. Не повышаем мы цены и по долгосрочным контрактам, где такая опция теоретически может быть предусмотрена. Так что никакого повышения цен у нас точно нет, — резюмировали в компании.

Что это за высокий сезон для куриных яиц

Как подчёркивают все опрошенные участники рынка: куриные яйца в конце года всегда дорожали. Рост стоимости составлял примерно 10—12%. В январе цены уже снижались.

Яичный бум и ажиотажный рост спроса подогревали три ключевых момента.

Во-первых, с седины октября яйца массово скупали производители майонеза, чтобы, собственно успеть сделать такую продукцию к новогодним праздникам и поставить её в сети, рассказывает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Затем в дело включались представители HoReCa, готовящиеся к старту в декабре новогодних корпоративов. Ну, а, собственно в последний месяц года яйцами затоваривались уже рядовые россияне. А, как известно, спрос рождает предложение и рост цен.

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов полностью согласен с перечисленным ежегодным сценарием развития событий.

— Проблема заключается в том, что куриц нельзя заставить нести больше или меньше яиц в какой-то конкретный месяц. В ноябре их производят столько же, сколько и в январе. Но спрос в первый месяц года резко падает, потому что все уже запаслись. Отсюда снижаются и цены, — констатирует Иван Кузнецов.

Как уточняет Антон Вересов, с HoReCa не всё так просто. В общепите вынуждены закупать как раз дорогую отборную продукцию. Просто потому, что у многих заведений нет цеха… для помывки яиц. Если общепит закупит продукцию категории С2 или С3, то у Роспотребнадзора могут возникнуть серьёзные претензии, выливающиеся в крупные штрафы.

По иному ситуация обстоит с гостиницами. У них помывочные цеха в основном имеются. Отельеры закупают как раз продукцию С1, С2. Так, в средней по петербургским меркам гостинице пять звёзд в месяц может уходить до 20 тыс. яиц. То есть, на счету каждый лишний добавленный рубль. Категория С3 используется в столовых жёсткого эконом класса.

Как добавляет Михаил Лачугин, последний вариант — это не выдумка яичной кампании 2023—2024. Такие яйца были всегда. Другое дело, что они раньше шли на производство тех же кондитерских и хлебобулочных изделий, готовой пищи или её компонентов и т. д. До рядовых россиян такие яйца раньше практически не доходили.

Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Редакция 78.ru направил запрос в «Роскар». На момент публикации ответы предоставлены не были. Редакция готова опубликовать позицию компании, если ответы будут предоставлены.

Другое по теме