Фото только наполовину заполненных полок с куриными яйцами выложил 8 ноября telegram-канал «ПродуктМедиа». Авторы сообщения отмечали, впрочем, что такая ситуация характерна только для сети «Пятёрочка» (входит в Х5 Retail Group), хотя и добавляли: с весны 2023-го цены даже там успели серьёзно подрасти (собственная торговая марка «Красная цена» торговалась тогда по 39,88 рублей за десяток, теперь «почти по 100 рублей на всё»).
Между тем, собеседники 78.ru рассказывают, что аналогичную картину с полупустыми полками можно встретить, например, и в «Магнитах». А в закупках цены подскочили в среднем с 60 до 112—120 рублей.
Среди причин возможного дефицита и увеличения стоимости куриных яиц, как минимум на 10%, участники рынка называют возросшую нагрузку на крупных производителей, которая возникла из-за ухода с него небольших компаний, вынужденных закрыться на фоне очередных вспышек птичьего гриппа.
Как рассказал совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, ещё три месяца назад в опте можно было найти цены в пределах 60 рублей за «десяток» категории С-1, если речь не шла о дорогих брендах. Теперь этот показатель колеблется в пределах 112—120 рублей, хотя ещё пару недель назад средний ценник был около 90 рублей.
— Некоторые крупные производители при этом даже выкатили уже и 140 рублей, хотя это и отдельные компании. Но если ничего не будет сделано чиновниками, как в случае с куриным мясом, то вот эти 140 рублей мы и рискуем получить в целом по рынку, — подчеркнул он.
Напомним, мясо курицы несколько раз стремительно дорожало только в этом году. В ситуацию вмешалась ФАС. После чего ряд крупных производителей, таких как, «Черкизово», «ГАП Ресурс» и «Приосколье» уведомили ведомство в середине октября о намерении скорректировать отпускные цены.
По словам генерального директора OOO «Проф Фудс» Антона Вересова, в целом за последнее время куриные яйца выросли в цене на 10%. То есть, если в опте 1 штука стоила примерно 8 рублей, то теперь это 8 рублей 80 копеек.
— Вроде бы, в целом, рост незначительный. А по факту для «десятка»получается, что пока что цены растут, — констатировал он.
Как пояснил Антон Вересов, увеличение стоимости продукции можно объяснить возросшей в два-три раза нагрузкой на ведущих крупных производителей, таких как, например, «Оредеж», «Праксис ОВО».
Так происходит потому, что из-за вновь участившихся вспышек птичьего гриппа вынуждены уходить в простой или вовсе закрываться небольшие компании, имевшиеся всё-таки свою долю рынка.
Кроме того, заболевание ударило и по тому немногочисленному поголовью несушек, которые способны производить так называемые «яйца-эмбрионы», то есть, из которых вырастают последующие поколения.
Сюда по традиции наслоились набившие всем оскомину просевший летом и осенью курс рубля, подорожавшая логистика, возросшие затраты на ремонт и обслуживание импортного оборудования, вакцины и т.д.
— В итоге, именно как покупатель, я вижу, что в последнее время на куриные яйца, которых стало меньше на полках, почти нет скидок и акций, — поделился он.
В пресс-службе «Ленты» подчеркивают: в их компании сейчас работают с 10 поставщиками, цены там варьируются в пределах от 67 рублей 99 копеек за 10 штук до 261 рубля 99 копеек за три десятка.
Собеседники на условиях анонимности настаивают на своём: круг производителей сокращается, а даже самые маститые из них в рамках линии СМТ для сокращения затрат стали предлагать не брендированную продукцию, а так называемые яйца no-name или/и новых нераскрученных марок.
Кроме того, некоторые производители, якобы, тонко намекают, что даже для оптовиков скидки будут лишь по старым клиентам, а новичков ждут уже совсем другие расценки.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин опирается на собственный недавний опыт посещения различных продуктовых сетей.
По его словам, у тех ретейлеров, кто не позиционирует себя как эконом-класс, проблем с куриными яйцами нет, но и стоят они «в районе сотки». Товара нет именно у дискаунтеров.
— В EUROSPAR ценник, например, начинается от 99 рублей. Яйца есть в «Перекрёстке». А вот в «Семишагоффе» такой продукции на момент нашего визита в принципе не было. Уточню, что мы побывали в точках на Петроградской стороне, на Среднем проспекте Васильевского острова. Нет и в «Пятёрочке». Нет во многих магазинах и самых дешёвых яиц категории С-2, даже в «Перекрёстке», — пояснил Михаил Лачугин.
По его словам, понять политику птицефабрик по ценам теоретически несложно.
— По такой же логике действовала компания Tetra Pak, когда возникли сложности с поставками упаковки. Крупным игрокам она пообещала продолжить сотрудничество, а маленьких клиентов отправила в самостоятельный путь, — вспомнил эксперт.
Как констатировал Михаил Лачугин, в отдалённой перспективе ситуация с теми же имеющимися вспышками птичьего гриппа, нехваткой эмбрионального яйца, кормами и т.д. должна наладиться. Но это вряд ли произойдёт до конца декабря 2023 года.