Без рассрочки с переплатами: почему ЦБ отказывает россиянам в «сплитах» и «плати частями»

16 фев, 16:02
Лилия Батршина
Центробанк России решил серьёзно взяться за регулирование сервисов рассрочки на потребительские товары — к ним относятся популярные «Яндекс.Сплит», «Долями», «Плати частями» и другие. Исчезнет ли рассрочка после этого решения и какие ещё последствия у него могут быть, разбирался 78.ru вместе с экономистами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/cookie_studio, Maksim Konstantinov/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Рассрочка волнует Центробанк

Центробанк рассматривает возможность ввести регулирование сервисов, которые предоставляют рассрочку при покупке товаров, — это так называемые BNPL-сервисы, что расшифровывается как «покупай сейчас, плати потом» (buy now, pay later). При использовании таких сервисов покупатель для получения товара вносит определённую сервисом сумму (допустим, 25%), а остаток выплачивает частями в течение следующих месяцев. Товар он при этом получает сразу после внесения первого платежа.

Рассрочка бывает разная — платная и бесплатная, и регулирование для них, по задумке ЦБ, тоже будет различаться.

— Мы рассматриваем две модели. Платная рассрочка, которая, по сути, является потребкредитом, и регулирование здесь не должно отличаться от регулирования в потребительском кредитовании, иначе возникает арбитраж. Предоставлять такую рассрочку должны профессиональные кредиторы. Вторая модель — бесплатная рассрочка. Здесь мы обсуждаем возможность предоставления такой услуги специализированными операторами рассрочки. В таком случае для них будут установлены требования, обеспечивающие защиту прав потребителей. И рассматривается создание специального реестра таких операторов, — рассказали в регуляторе.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Идея эта не новая: BNPL-рынок беспокоил Центробанк ещё в 2021 году, когда только-только начал формироваться. Первый сервис, «Долями», запустил «Тинькофф Банк», а на сегодняшний день услугу рассрочки предоставляют «Яндекс» («Сплит»), «Совкомбанк» («Халва частями»), Сбербанк («Плати частями») и другие организации. Уже тогда, три года назад, Банк России заявлял, что главная проблема рассрочки — отсутствие кредитного договора, которое ухудшает положение потребителей. Год спустя, в 202-м, ЦБ заявил о намерении ввести регулирование этого сегмента, в конце 2023 года аналогичное поручение дал президент.

Теперь разговоры о регулировании перешли в практическую плоскость: Центробанк заявил, что обсуждает с рынком разные варианты этого процесса. И рынок от его предложений не в восторге.

Рассрочка обходит правила… и идёт в БКИ

Фактически у ЦБ три предложения: перевод платной рассрочки в разряд потребительских кредитов, создание реестра операторов бесплатной рассрочки и введение лимита для неё в районе 60—80 тыс. рублей при одной покупке. Больше всего нареканий у рынка вызывает именно перевод платной рассрочки «под эгиду» потребкредитования, поскольку это сразу сократит преимущества сервисов и усложнит процесс покупки.

— С точки зрения гражданско-правовых отношений, рассрочка BNPL оформляется, как правило, договором поручения, где буфером между продавцом и покупателем выступает провайдер. Договор поручения регулируется девятью статьями ГК РФ, в отличие от договора займа (кредита), которому посвящён отдельный федеральный закон. В нём есть жесткие требования к кредитору по оформлению займа. Плюс за время существования закона накопилась обширная практика регуляции отношений по кредитным договорам, чего не скажешь о договоре поручения, в котором можно предусмотреть довольно свободные условия, — пояснила в беседе с 78.ru эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар.

Она отметила, что подобные рассрочки фактически являются обходом правил потребительского кредитования: с ними не действуют ограничения в стоимости займа, размере санкций за его невозврат, кроме того, долг может быть уступлен неограниченному кругу лиц. Возможны дополнительные комиссии и существенные изменения условий рассрочки в будущем. Всё это невыгодно покупателю, но об этих нюансах мало кто задумывается, привлечённый возможностью купить дорогой товар «в один клик». Если же сервисы перейдут на стандарт работы потребительского кредитования, о такой простоте можно будет забыть.

Фото: freepik.com zinkevych
Фото: freepik.com/zinkevych

Есть и ещё одно требование ЦБ, которое крайне беспокоит рынок: это необходимость передавать информацию о платных рассрочках в бюро кредитных историй (БКИ). БКИ — это организации, которые обладают всеми данными о кредитах граждан России, таким образом, банки могут отслеживать платёжеспособность заёмщика, а ЦБ — общую закредитованность населения. Сегодня рассрочки в БКИ не учитываются, и для ЦБ они остаются в «серой зоне». BNPL-сервисы не хотят работать с БКИ и предлагают создать для этого отдельную структуру.

— Для сервисов BNPL сотрудничество с БКИ на текущий момент не самое простое: надо заключать договор, ставить отдельное ПО и отправлять согласно требованиям самого бюро огромное количество данных (а значит возрастут трудозатраты подобных сервисов и суммы, потраченные на автоматизацию процессов). К тому же за нарушения передачи этих данных КоАП РФ предусматривает штрафы. Кроме того, жёстко встает вопрос верификации пользователей. На маркетплейсе человек может назваться какими угодно ФИО, и тогда нужно регулярно запрашивать подтверждение, что снизит удобство для пользователей. А суть прибыльности бизнес-модели BNPL — во многом в её простоте, — отметила Евгения Боднар.

Чем меньше регулирования, тем больше можно заработать в моменте, и зачем что-то делать, если можно этого не делать, объяснила логику сервисов эксперт. Однако Центробанк пока на уговоры не поддаётся и жёстко стоит на своей позиции: нет необходимости создавать параллельную структуру, когда есть действующая, проверенная и рабочая.

— Понятно его (Центробанка. — Прим. ред.) желание контролировать сегмент BNPL и желание делать это через уже имеющийся инструмент кредитной истории. В ней все данные о загруженности долгами находятся в одном месте — в макроразрезе это позволяет чётко контролировать закредитованность населения, — резюмировала Евгения Боднар.

Неожиданно на стороне сервисов рассрочки выступили банки: так, 14 февраля Ассоциация банков России заявила, что предложенный ЦБ подход является самым жёстким в мире и эта жёсткость неоправданна. Также в ассоциации поддержали создание параллельной БКИ структуры для регулирования рассрочки.

— Формально ЦБ прав, но банки и продавцов тоже можно понять: новации ЦБ снизят и продажи в ретейле, и доходы банков. До некоторой степени повторяется история, которая имела место со льготной ипотекой: победит не тот, кто прав, а чей админресурс окажется мощнее. Шансы ЦБ выглядят предпочтительнее, но лёгкой победы, скорее всего, не будет: придётся искать компромисс, — поделился с 78.ru мнением независимый экономист Дмитрий Адамидов.
Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

При этом на создание реестра бесплатной рассрочки и даже на ограничение максимальной суммы покупки игроки BNPL-рынка согласны — всё равно предложенная ЦБ сумма с лихвой перекрывает средний чек таких покупок: по их данным, он составляет всего лишь 6 тыс. рублей. Однако и здесь потенциальным покупателям нужно быть осторожными: как известно, бесплатный сыр просто так не валяется — рядом обязательно оказывается мышеловка.

— Беспроцентные рассрочки являются во многом маркетинговым ходом. Риски для кредиторов здесь выше, а прибыль номинально низкая или даже нулевая. Но так не бывает. Заёмщики часто не выдерживают жёсткие условия льготных рассрочек и при любом нарушении сталкиваются с гораздо более высокими процентными ставками, штрафами, комиссиями, чем при стандартном банковском кредитовании, — предупредил в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.

Зачем Центробанк «режет» рассрочку

Представители BNPL-сервисов в целом считают инициативу Центробанка избыточной не только потому, что она слишком жёсткая, но и потому, что доля у таких сервисов пока совсем небольшая — к концу 2024 года ждут, что они займут всего лишь 1,8% от всего рынка электронной торговли. Получается, отказаться от этих сервисов проще, чем «морочиться» с БКИ? Вовсе нет: хотя сейчас доля невелика, она растёт бурными темпами — и именно поэтому данная сфера привлекла внимание Центробанка.

На самом деле введение ограничений на рассрочку хорошо укладывается в последовательность тех шагов, которые сегодня делает регулятор, отметил Дмитрий Десятниченко. Перед Центробанком стоит сложная задача — привести инфляцию к концу 2024 года к целевому значению в 4% и стабилизировать курс национальной валюты. Для этого он со второй половины 2023 года последовательно ужесточает денежно-кредитную политику: поднимает ключевую ставку (на сегодня она 16%), ужесточает параметры макропруденциального регулирования, то есть фактически «зарезает» выдачу кредитов и «сушит» розничный спрос.

— Сам спрос при этом рос во многом за счёт наращивания кредиторской задолженности покупателей в условиях, когда процентная ставка по кредитным финансовым ресурсам оказалась ниже, чем темпы роста цен на многие товары массового спроса. Покупать в кредит было выгоднее, чем копить. Как итог — инфляция и весьма опасные объёмы задолженности граждан кредитным учреждениям. К середине 2023 года в стране было более 11 млн человек, имеющих три и более кредита, около 10 млн — с двумя кредитами, при общем количестве заёмщиков более 42 млн, — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Экономика интенсивно растёт и из-за этого «перегревается», цены на инфляционных ожиданиях взлетают в небеса. Центробанк пытается «задушить» эти ожидания и снизить покупательские аппетиты, примером тому — окончание массовой льготной ипотеки и ужесточение условий для выдачи обычной, которые уже привели к падению спроса и торможению цен на жильё. Но, конечно, рынок просто так от кредитов отказаться не может — вместо этого он начал их «маскировать» под рассрочки.

— Повышение ключевой ставки начало способствовать замедлению темпов роста кредиторской задолженности в рознице. Но при этом как ответ на ограничения со стороны ЦБ заметно активизировались различные сервисы рассрочки, которые предлагают приобретать необходимый товар или услуги без заключения стандартного кредитного договора. То есть появилась возможность продолжать потребление в кредит, а усилия ЦБ по сдерживанию этого ставшего уже опасным как для экономики в целом, так и для самих заёмщиков процесса стали заметно менее эффективными, — отметил эксперт.

В этих условиях внимание ЦБ к сервисам рассрочки выглядит логичной реакцией — особенно учитывая то, что из-за технической простоты оформления покупатели психологически расположены к ним больше, чем к обычным кредитам.

— Это создаёт у заёмщиков опасную иллюзию простоты получения требуемой суммы здесь и сейчас, иллюзию получения «лёгких денег», что обуславливает высокие показатели динамики спроса на данный продукт. Также эти сервисы активно рекламируются, популяризируются. В целом это способствует дальнейшему ухудшению ситуации с ростом кредитной нагрузки на граждан в экономике, способствует росту инфляции и устойчивости инфляционных ожиданий. ЦБ, очевидно, не готов допускать дальнейший рост закредитованности граждан через слабо контролируемый им механизм рассрочек, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.

Покупатели останутся в выигрыше

Цели Центробанка понятны: он борется за общую устойчивость экономики, урезая возможности отдельных её участников. Чем же эта «битва за всеобщее благо» может обернуться для обычного покупателя? Как ни странно, по мнению Дмитрия Десятниченко, — позитивом.

Сервисы пугают увеличением финансовой нагрузки на свои операции и на продавцов, им вторит Ассоциация банков России — по словам её представителей, введение регулирования BNPL-сервисов ударит по мелкому и среднему бизнесу. Для потребителя это должно бы привести к неприятным последствиям — например, к повышению стоимости товаров, которые можно купить в рассрочку, и к увеличению платы за неё, ведь новые затраты, по законам капитализма, требуется окупить. Однако на самом деле это не так.

Фото: freepik.com nensuria
Фото: freepik.com/nensuria

Основные риски, как указал Дмитрий Десятниченко, — в том, что регулирование будет сдерживать спрос на покупки за счёт кредитных ресурсов и в результате продавцы зафиксируют снижение общего объёма спроса на продукцию. И тут вступает в силу парадоксальный экономический закон: падает спрос — снижаются цены.

— Ввиду этого можно ожидать также замедление темпов роста цен на товары, приобретаемые в кредит или рассрочку. В выигрыше при этом будут покупатели, способные приобретать такие товары за счёт собственных средств, — констатировал эксперт.

То есть Центробанк добьётся своего: благодаря падению спроса из-за трудностей покупок в кредит продавцы будут вынуждены понизить или, во всяком случае, не повышать цены, и это приведёт к торможению инфляции. С одной стороны, многие люди не смогут позволить себе в моменте дорогие товары — это минус. С другой стороны, снова появится резон копить на дорогие вещи и покупать их единомоментно — и это для покупателя плюс.

Пока Центробанк только «бодается» с представителями сервисов рассрочек, обсуждая условия регулирования, окончательные же предложения он собирается представить к 1 июля. Тогда и будет понятно: оставят нам возможность покупать слона по частям или же придётся брать его целиком, но потом.