На дно: почему рестораны на воде не приживаются в Петербурге?
Скандально известный горожанам дебаркадер «Серебряный кит» пошёл ко дну в прямом смысле этого слова. Особенно хорошо о нём осведомлены жители Невского района, воевавшие с плавобъектом годами.
«Серебряному киту», построенному в начале 2000-х годов за 300 000 долларов, не удалось прижиться сначала в Москве, затем та же участь постигла его в Северной столице, где ему не суждено было превратиться ни в казино, ни в заведение общепита.
До этого печальная судьба постигла легендарный ресторан «Кронверк», где снимались сцены из фильма «Золотая мина» с участием Любови Полищук и Олега Даля.
Затем из города уплыл «Забава-бар», долгое время угрозы витали над «Летучим голландцем», где теперь располагается ресторан «Магадан».
Между тем, общепит на воде есть во многих европейских и азиатских мегаполисах, расположенных на воде: Амстердаме, Стокгольме, Лондоне, Гонконге.
78.ru опросил участников рынка и экспертов, почему мало кто хочет связываться с таким бизнесом в Северной столице и есть ли у горожан потенциальный интерес к плавучим ресторанам.
Единицы ресторанов на плаву
По данным «Яндекс. Карты», в Петербурге сейчас насчитывается три плавучих ресторана. Это «Чайка» на Мартыновской набережной на Крестовском острове, здесь же по соседству есть «Летучий голландец» и «Акварель» у Тучкова моста. Участники рынка припоминают ещё фрегат «Благодать» на Петровской набережной.
При этом, как отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Леонид Гарбар, всего в городе насчитывается под 10 000 объектов общепита, так что «количество плавучих ресторанов ничтожно мало».
— Если говорить конкретно о «Серебряном ките», то, наверное, для горожан хорошо, что он затонул. Это был не самый удачный с эстетической точки зрения объект. Если же рассуждать о «Кронверке», то это большая потеря. Но их нельзя ни в коем случае сравнивать и ставить в один ряд, — отметил Леонид Гарбар.
Ряд городских порталов об общепите зачисляет в список ресторанов на плаву и теплоходы, где во время плавания предлагается еда и напитки. В итоге в перечне оказывается уже около двух десятков объектов.
Генеральный директор ГК «Астра Марин» (одноимённый теплоход) Андрей Кузнецов с таким подходом категорически не согласен.
— У чиновников здесь есть совершено разные подходы. Официально в городском законодательстве запрета на дебаркадеры нет. Но по факту он есть. Теоретически всё надо согласовывать в центре с КГИОП, но сделать это практически невозможно. Нас пока не трогают, поэтому мы и живы до сих пор, — констатировал он.
Здесь важно разъяснить, что в 2007 году в городе появился запрет на аренду участков набережных под круглогодичное размещение плавательных средств. В 2012-м добавилась оговорка: так же нельзя занимать акватории в объединённой охранной зоне. А это практически весь центр и «золотые» пригороды, типа Петергофа.
На условиях анонимности собеседники поясняют: такая позиция сформировалась в Смольном под яростным напором традиционно мощных градозащитников, сражающихся «за каждый миллиметр наследия ЮНЕСКО».
Общепит на воде: желателен или нет?
Архитектор, совладелец ООО «Архитектурная мастерская „Б2“» Феликс Буянов подчёркивает: тот же «Кронверк» был гораздо более изящной конструкцией и «вполне подходил центру города».
— «Серебряный кит» я бы назвал экспериментальным сооружением, который бы при правильной эксплуатации вполне бы мог стать если не достопримечательностью Невского района, то, по крайней мере, любопытным местом. Но, увы, звёзды не сошлись. Нужны ли плавучие рестораны Петербургу? Наверное, не в центре. А вот на отдалении от него, в пригородах в небольшом количестве такой общепит вполне имеет право на существование, — подчеркнул Феликс Буянов.
По словам Андрея Кузнецова, без учёта существующих геополитических условий, спрос на отдых на воде и сопутствующие услуги плавучих ресторанов традиционно был высоким. Но если говорить о складывающейся сейчас ситуации, то туристов мало, а платежеспособность петербуржцев, как и большинства россиян, падает. В то же время единичные «качественные» проекты могли бы «выстрелить» даже сейчас.
— А как часто теперь вы сами бываете хотя бы в обычных ресторанах? — задаёт риторический вопрос Леонид Гарбар.
Нет культуры для ресторанов на плаву
Основатель управляющей компании Evdokimov group Владислав Евдокимов готов привести и более неожиданные причины, почему концепция ресторанов на плаву не работает для Петербурга. Так, по его мнению, в морской столице …нет развитой морской культуры, попытки её создать в городе только ещё начали предприниматься.
— В том же Амстердаме она непрерывно формировалась столетиями. Там, например, широко развит яхтенный спорт среди населения. А у нас это могут позволить себе только очень обеспеченные люди. Спросите у горожанина, не занятого в морской отрасли, какие есть фестивали на эту тему? Вряд ли кто-то что-то с ходу ответит. Потому нет у нас и массовых практик создания отелей на воде, как это широко распространено за рубежом. При этом те же реки и каналы воспринимаются в лучшем случае как средства транспортной логистики для водных трамвайчиков, а не место для ресторанов, — поясняет Владислав Евдокимов.
Он также пеняет на особенности «недружелюбного» петербургского климата.
— Сколько солнечных дней в той же Испании и у нас? А людей у нас тянет к воде, в основном, в хорошую погоду, чем не может похвастаться полгода примерно Северная столица, — констатирует он.
Директор по развитию новых направлений ресторанной группы Big Family Наталья Митчина отмечает, что плавучие рестораны Петербургу нужны, они отражают культуру города. Другой вопрос, что в городском законодательстве Северной столицы нет понимания по многим важным вопросам. Например, при создании таких объектов встаёт вопрос с повышенной санитарной и пожарной безопасностью. При этом сейчас чиновники идут на встречу бизнесу и упрощают режим согласований, например, тех же летних кафе.
Узнать, почему утонул «Серебряный кит» можно из этого материала редакции.