Порог обновления: как изменятся цены и автопарк такси в Петербурге
Проблемы с обновлением автомобилей в таксопарках начались ещё в первые пандемийные годы на фоне разрыва логистических цепочек поставок. В 2022—м ситуацию серьёзно усугубил уход многих иностранных производителей. Из-за чего цены на новые машины взлетели в Петербурге только в прошлом году на 30—50%, а продажи в городе рухнули более чем в два раза по сравнению с 2021 годом. Серьёзно подорожали и запчасти. На фоне таких новых реалий о закрытии бизнеса в этом году в целом по стране задумались 12% владельцев таксопарков. В основном речь идёт о небольших компаниях, в собственности которых находится до 50 машин. Но даже крупные агрегаторы настроены на борьбу за выживание и расписываются в трудностях с покупкой партнёрскими таксопарками автомобилей, многие из которых были приобретены ещё до пандемии, а срок службы у них при интенсивной эксплуатации не превышает два—три года.
Хуже, чем в пандемию
Опрос среди владельцев таксопарков провели эксперты Общественного совета по развитию такси, сообщают «Известия». Всего в нём приняли участие представили 170 российский компаний. По результатам опроса, 12% собственников фирм задумались ликвидировать бизнес в 2023 году из-за убытков. Треть участников рынка признались, что работали в прошлом году себе в минус, но готовы продолжить деятельность за счёт накопленных ранее резервов. Хуже всего пришлось небольшим компаниям, владеющим парками до 50 автомобилей. Половина перевозчиков к концу 2022 года осталась в небольшом плюсе. И только 8% организаций заявили о достаточном росте доходов. Примечательно, что в пандемийные годы (2020 и 2021 год) ликвидировали бизнес не более 10% предприятий такси.
При этом, по результатам опроса, свыше 80% перевозчиков столкнулись с дефицитом и дороговизной запчастей и проблемами с техобслуживанием на фоне ухода Renault, Nissan, BMW, Toyota, Mercedes-Benz и Mazda. Ситуация улучшилась к концу 2022 года, но 70% респондентов всё равно указали на запредельно высокие цены.
Вместе с тем, около 40% участников рынка всё же планируют обновлять автопарк в 2023 году. Около трети респондентов пока готовы лишь наблюдать за ситуацией. Оставшиеся 30% закупать новые автомобили не собираются.
Тревожные настроения
В пресс-службе «Яндекс Такси» ситуацию прокомментировали кратко: проблемы с обновлением таксопарка имеются, «наиболее остро дефицит ощущается в эконом-сегменте, где нужны недорогие, но надёжные и ремонтопригодные модели».
— Мы ведём переговоры со всеми поставщиками автомобилей, чтобы обеспечить таксопаркам приемлемые условия для закупки и обслуживания машин. При посредничестве «Яндекс Такси» в 2022 году парки уже получили несколько тысяч новых автомобилей на выгодных условиях лизинга. В этом году рассчитываем на рост поставок машин в сферу такси, в том числе и благодаря выходу в Россию новых автопроизводителей, — заверили там.
В пресс-службе сервиса «Максим» также признали трудности с покупкой новых машин у партнёрских таксопарков. Там заявили, что уведомлений о прекращении деятельности партнёрских таксопарков в компании пока не получали.
— Мы поддерживаем постоянную связь с партнёрами-перевозчиками и подтверждаем, что они испытывают серьёзные затруднения с обновлением автопарка, не планируют расширение, — заявили, в частности, в пресс-службе.
В компании добавили, что при интенсивной эксплуатации в такси автомобиль живёт два-три года. Многие партнёрские таксопарки укомплектованы автомобилями, купленными до пандемии, в которую начался дефицит и рост цен.
— К концу этого года большинство автомобилей подойдёт к порогу обновления. При текущих ценах на машины и поездки автопарки могут сократиться в разы. В текущих обстоятельствах сложно сказать что-то более определённое. У перевозчиков очень тревожные настроения в связи с состоянием авторынка и новым законом о такси, никто уже не уверен в завтрашнем дне, — констатировали в пресс-службе сервиса «Максим».
Отдадут в лизинг
Как рассказала PR-директор People&People (Ситимобил, Таксовичкоф, Грузовичкоф) Екатерина Зубенина, многие партнёры пока также предпочитают не закрывать бизнес, а сокращать количество собственных автомобилей в парке.
— Сейчас мы видим тенденцию к снижению доли крупных игроков, и на рынке преобладают небольшие и средние таксопарки. Также партнёры стремятся искать для подключения к агрегаторам и расширять сотрудничество с водителями на личных автомобилях, — констатировала она.
По словам Екатерины Зубениной, обновления автопарка в их компаниях всегда происходят планово, и у них пока нет сокращения количества автомобилей, так как на рынке сохраняется существенный запас машин и запчастей.
— Мы развиваем собственную экосистему «Ситипарк», в рамках которой мы планируем приобрести на баланс входящей в структуру агрегатора лизинговой компании более 10 тыс. автомобилей. Около половины авто будет выдана на льготных условиях партнёрам-таксопаркам, которые хотели расширить собственный таксопарк, но не могли себе позволить это из-за высокой стоимости закупки автомобилей, — заверила она.
Себе в убыток?
Как считают эксперты сервиса «Максим», теоретическим выходом из ситуации могло быть стать привлечение в бизнес самозанятых с личными автомобилями, однако и здесь есть свои нюансы.
— Новый закон о такси допускает самозанятых водителей на личных автомобилях к легальной работе, однако предъявляет к ним невыполнимые и избыточные требования. Не решена проблема с дороговизной и недоступностью ОСАГО для такси. В итоге самозанятые просто не смогут получить разрешение и работать. И вот эта ситуация может стать фатальной для легального рынка такси и агрегаторов, — считают там.
На условиях анонимности участники страхового рынка признаются: они сами категорически не хотят связываться с ОСАГО для таксистов. Дело в том, что на рубль прибыли в таких «проектах» приходится 4 рубля убытков из-за ДТП.
— Это заведомо работа на минус. Вилка здесь по ценам существенная: от 20 до 80 тыс. рублей для физического лица. Всё зависит от состояния автомобиля, его «истории», берёт ли человек дополнительные пакеты услуг: страхование жилья, здоровья и т. д. Но оформление только ОСАГО на машину-такси для частника — это для нас просто выкидывание денег на ветер, — делится один из собеседников.
Начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков рассказывает, что с учётом поправочных коэффициентов стоимость ОСАГО для такси может составлять от 30 до 70 тыс.
— И тут надо понимать, что даже таких размеров страховой премии недостаточно, чтобы покрывать выплаты за ДТП, которые происходят с участием такси. То есть, проблема дороговизны и недоступности ОСАГО — прямое следствие манеры вождения таксистов. Частые ускорения в плотном потоке, резкие перестроения, неаккуратное маневрирование в ограниченном пространстве — всё это приводит к тому, что в среднем каждый таксист ежегодно становится виновником как минимум в одном ДТП, — поясняет Евгений Попков.
Дороже, но хуже?
Примечательно, что на вопрос, вырастет ли на фоне всех этих перипетий стоимость поездок в такси, агрегаторы "Яндекс Такси" и "Максим" не ответили.
— В период пандемии в 2020 году средний чек на такси немного снизился, так как многие соблюдали самоизоляцию и реже выходили из дома, поэтому в 2021 году средняя стоимость поездок поднялась на 26%. Мы применяем динамическое ценообразование. Поэтому в нашем в сервисе нет резкого роста цен на поездки или снижения спроса на такси за последние месяцы, — прокомментировала Екатерина Зубенина.
Эксперты полагают, что повышение цен неминуемо произойдёт, особенно на пиковом спросе. При этом само качество обслуживания может ухудшиться.
Как прогнозирует руководитель общественной организации автомобилистов «СПБ. АВТО» Святослав Данилов, цены могут вырасти на 10—15%.
— Дорожает абсолютно всё, а не только новые машины: запчасти, техобслуживание и т. д. В этих условиях увеличение стоимости поездок просто неизбежно. Конечно, никто в два-три раза цены в Петербурге не поднимет, это крупный город, где найдутся у всех конкуренты, так что в этом плане дефицит не грозит. Другой вопрос, на что пойдут эти деньги. На закупку тех же «китайцев», которые всё больше наводняют наш рынок, на более качественный уход за имеющимися автомобилями, или? — задаётся вопросом он.
По его словам, продление срока службы за «пределами» эксплуатации в два-три года не отразится на безопасности поездок для пассажиров, но только при должном уходе, заправке качественным топливом, своевременной замене запчастей.
С таким мнением отчасти согласен руководитель клуба «А24» Денис Шубин. По его словам, при вождении без ДТП с конструктивом машины за такой срок ничего принципиально опасного случиться не должно.
— То есть, грубо говоря, кузов у автомобиля напополам не развалится, но зато может оторваться колесо, что тоже обернётся аварией. Здесь вопрос в другом. Если таксистам будет не на что жить, не станут ли они экономить на текущем ремонте? Боюсь, что станут. А вот это уже и может обернуться потенциально аварийной ситуацией, — рассуждает он.
По словам Дениса Шубина, реально оценить вырастут ли цены на поездки, пассажиры теперь не смогут. Дело в том, что агрегаторы пересчитывают стоимость… десятки раз в час в зависимости от спроса на конкретном направлении, погодных условий, событий в городе, наличия машин в той или иной локации и т. д.