Прямой эфир

Какие новые модели авто и по каким ценам ждать в 2023 году петербуржцам?

Светлана Коваленко
23 декабря 2022, 11:48
По итогам 2022 года новые автомобили подорожали в России на 30-50%. При этом дилеры наконец-то осваивают параллельный импорт и теперь привозят модели, которых раньше не было. 78.ru разбирался, что будет с рынком и ценами в 2023 году.
Коллаж 78.ru: unsplash.com, pixabay.com, Bulkin Sergey/globallookpress.com

Весна 2022 года ознаменовалась для российских автолюбителей шоковым ростом цен на новые машины. Их стоимость стремительно росла вплоть до середины лета и только по осени наметилась некая стабилизация. Из-за дефицита машин в принципе по всему миру, а не только санкций, а также снижения доходов и ухода крупных брендов продажи резко упали. Так, если, по данным «АВТОСТАТа», за 2021 год в РФ было продано 1,5 млн автомобилей, то за 11 месяцев 2022-го этот показатель упал чуть менее, чем в три раза — до 570 тыс. В Петербурге продажи снизились чуть больше, чем в два раза: с 105, 7 тыс. до 37,9 тыс. При этом в допандемийные времена россияне приобретали в среднем по 2 млн новых автомобилей в год.

На фоне всех этих явлений некоторые компании наконец-то занялись параллельным импортом и повезли в Россию модели, которые раньше в принципе представлены не были. При этом резко оживились и частники — те, кого в далекие теперь 90-е годы и начале «нулевых» называли «перегонщиками», «авточелночниками». Они предлагают машины чуть дешевле официального рынка. Эксперты утешать не спешат: параллельный импорт пока не в состоянии закрыть всю потребность в новых автомобилях, дефицит в следующем году будет только усиливаться, а перекупщики в итоге могут значительно усилить свои позиции.

В процентах и денежном эквиваленте

Как рассказал 78.ru руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов, согласно данным их экспертов, в целом с 1 января 2022 года рост цен на новые автомобили оценивается в пределах от 30 до 50%. Наибольший скачок произошел в марте—апреле, он продолжился летом, и ситуация стабилизировалась в начале осени. С тех пор пока цены не растут. Так, например, самая любимая россиянами Lada Granta с начала года подорожала на 13% и приблизилась в цене к 700 тыс. рублей. Внедорожник Niva Travel теперь прибавил в стоимости 23% и перешагнул психологическую планку в 1 млн рублей. Наиболее популярная иномарка Toyota RAV4 также выросла в цене на 23% (2,7 млн руб), но в денежном эквиваленте речь идет о прибавке … уже в полмиллиона рублей. Наибольший рост среди марок, входящих в топы, у Lada Largus. Её стоимость увеличилась почти на 60% и также перешагнула за отметку в 1 млн рублей.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

С такими оценками согласилось большинство опрошенных участников рынка. Как констатировал шеф-редактор проекта Quto.ru (портал об автомобилях) Денис Смольянов, цены в России на новые автомобили теперь стали одними из самых высоких в мире.

В ручном режиме

По словам Азата Тимерханова, сейчас наметился тренд, когда компании и дилерские центры начали заниматься параллельным импортом и везут даже те машины, которые не были до сих пор представлены в России. Так, как рассказала «Автостату» директор по развитию «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова, компания ввозит в РФ Mercedes-Benz EQE 350, Mercedes-Benz EQV, Mazda 6 Atenza, Mazda CX-4, Toyota Avalon и др. Всего доступно к покупке 2500 машин. АГ«АВИЛОН» доставила в Россию электрокар Volkswagen ID.6 и седан Volkswagen Bora.

Денис Смольянов подтвердил, что такой тренд у автодилеров по осени этого года наметился. Но речь в основном идёт об индивидуальных заказах машины за границей под конкретного клиента. Сами сделки при этом зачастую проводятся в ручном режиме. В свою очередь, сделки заключаются с физическими лицами, а не юридическими. Возможны здесь и «серые схемы» с перекупщиками.

— Говорить, что это полноценный параллельный импорт, конечно, нельзя. Речь идёт о штуках, десятках штук, сотнях, в лучшем случае. Но это не тысячи и не десятки и сотни тысяч, как это было в случае с автогигантами. И, конечно, это не может решить проблему дефицита автомобилей, которая сохранится и в 2023 году, — подчеркнул эксперт.

С этим мнением полностью согласен генеральный директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов. По его словам, до пандемии россияне в среднем в год приобретали около 2 млн новых автомобилей.

— Да, заказы есть. Но это штучный товар, при этом всегда встаёт вопрос о постгарантийном обслуживании. Какие-то дилерские центры готовы организовать такой договор, кто-то нет. Но это, безусловно, очень важный теперь момент, — подчеркнул он.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Отметим, что к этому вопросу мы ещё вернёмся.

Директор по коммуникациям ГК «Автодом» Анна Уткина придерживается противоположной позиции. По её словам, острой нехватки автомобилей сегодня не наблюдается. Зафиксирован недостаток предложений по отдельным моделям и комплектациям, но найти авто с необходимыми характеристиками возможно.

На условиях анонимности участники рынка задаются вопросом: «А где могут делать автомобили, поставляемые по параллельному импорту?».

— Дело в том, что у автогигантов, таких, как Mercedes и BMW есть фабрики по всему миру: от Мексики до Южной Африки. Имеются у концернов предприятия и … в Китае. Вот и может выйти так, что немецкий по логике Mercedes окажется…made in Поднебесная, — делятся собеседники.

А кто гаранты?

Примечательно, что наряду с работой над параллельным импортом дилерами, начали предлагать свои частные услуги те, кто готов привезти машину клиенту из-за границы. В 90-е годы и «нулевые» таких предпринимателей называли «перегонщики», «авточелночники». Машины возили, в основном, из Финляндии. Но теперь этот путь по всем понятным причинам закрыт. Есть две схемы: потенциальному клиенту делается предложение от частного лица заказать автомобиль в заграничном магазине с предоплатой в 10—15%. После чего исполнитель доставляет автомобиль в РФ, растамаживает его и передаёт заказчику, а тот уже вносит полную сумму. Согласно второму варианту машину предлагается приобрести, когда она уже доставлена в Россию, с внесением полной стоимости сразу. Расценки предлагаются на 15—20% ниже, чем у официальных дилеров.

— Этот тренд не от хорошей жизни будет только набирать обороты в 2023 году. Но здесь опять же, есть два момента. Человек может решить для себя чуть-чуть сэкономить, а в итоге рискует потерять всю сумму. Вдруг машина окажется с дефектами, а выяснится это потом? Частники точно гарантией в большинстве случаев не станут. Опять же с исполнителем может что-то случится по дороге, и чья это будет вина? Поэтому вариант с предоплатой я бы точно никому не рекомендовал, — рассуждает Игорь Седов.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Денис Смольянов не считает, что «авточелноки» захватят рынок. По его словам, так продаются, в основном, автомобили с пробегом.

— Это, собственно, автомобильный секонд- хэнд. А секонд-хэнд никогда не был массовым явлением на любом рынке. Проблема с гарантией по машинам по параллельному импорту даже у официальных дилеров заключается в другом. Раньше её давал импортёр, автогигант. И теперь, представьте себе, что будет, если машина сломается в другом городе, другой стране? — пояснил он свою мысль.

Игорь Седов с замечаниями согласен. По его словам, покупатель вправе потребовать гарантию непосредственно у продавца. Тот обязан её дать. Но действовать такая гарантия будет только там, где территориально базируется продавец.

Дальше уже не куда?

Как полагают участники рынка, в следующем году, скорее всего, рост цен на новые автомобили продолжится, но это будет происходить хотя бы не такими галопирующими темпами, как это было в 2022-м.

— Полагаю, что в первом квартале 2023-го стоимость увеличится на 10-15%. Просто потому, что цены у нас растут всегда. Из объективных причин к их увеличению мы видим проседания рубля по отношению к евро и доллару, наметившиеся в последние дни. Как этот тренд будет развиваться дальше, здравомыслящие люди прогнозировать не берутся в условиях имеющихся всех уровней неопределённостей, — констатирует Азат Тимерханов.

На снижение курса рубля под конец 2022 года обращает внимание и Денис Смольянов.

— Понятно, что по здравой логике, машинам дорожать у нас уже некуда. Но если она стоила 20 тыс. условных единиц по летнему курсу, то и по зимнему ее оценят в такую сумму. Но деньги уже будут разные, — поясняет он.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

По мнению Игоря Седова, в 2023 году могут набрать и силу перекупщики. Они станут скупать машины и затаривать ими склады, чтобы потом продать подороже. Это также не будет способствовать снижению дефицита. Разъяснил он и смысл шутки, гуляющей в социальных сетях о том, что теперь надо покупать сразу две новые машины: на одной ездить, а вторую пустить на запчасти. По словам Игоря Седова, богатые люди и раньше часто почему-то одновременно покупали по 2 — 3 одинаковых автомобиля.