О том, что компания People & People, управляющая «Таксовичкоф» и «Ситимобил», собирается запустить в России и Петербурге, в том числе, сервис LuuLuu, позволяющий пассажирам и водителям такси самим договариваться о стоимости поездки, стало известно в середине ноября. Предполагается, что это но-хау заработает Северной столице до конца 2022 года. А на днях агрегатор такси «Яндекс Go» уже отчитался о том, что теперь их клиенты смогут, в том числе в городе на Неве, отправиться в поездку с попутчиком, что позволит разделить затраты поровну. В компании заверяют: есть уже и первые горожане, кто такой возможностью воспользовался. Между тем, с 2019 года сервис «Максим» уже экспериментировал с тем, что цены на поездки предлагали, правда, не пассажиры, а водители. В итоге от такого механизма отказались. Эксперты отмечают, что схема People & People в чем-то напоминает принципы работы агрегатора InDrive, а «Яндекс Go» в чем-то схожа с Bla Bla Car, хоть та и работает в основном на междугородних направлениях.
78.ru разбирался, выиграют ли петербуржцы от таких новых форматов и какие могут быть риски.
Как пояснили в пресс-службе «Таксовичкоф», новый сервис LuuLuu позволит пассажирам и водителям назначать в приложении свою цену на поездку без учёта мнения классических служб такси или агрегаторов.
— Такие сервисы позволяют быть гибкими при ценообразовании поездок, где можно не учитывать повышенные коэффициенты во время непогоды или пробок, или наоборот немного переплатить, чтобы уехать быстрее, — добавили там.
Примечательно, что возможность именно повышать стоимость поездки, чтобы машину подали быстрее, сейчас есть, например, у сервиса «Максим». Зато в ноябре этого года в компании решили отключить услугу по предложению пассажирам цен от водителей, чтобы клиент мог выбрать подходящий вариант.
— Доля таких сделок в общем объёме поездок была мала, а их цена в итоге несильно отличалась от первоначальной. Пользователи предпочли автоматическую систему ценообразования, а когда надо ускорить поиск автомобиля, просто увеличивают цену в приложении. Сейчас она настроена таким образом, что при использовании надбавок к стоимости расширяется и радиус поиска водителей, — пояснили в пресс-службе «Максим».
В «Яндекс Go» искать попутчиков начал с 28 ноября специальный алгоритм через опцию «Вместе». При такой схеме водитель будет выполнять сразу два заказа, а затраты пассажиров, которых может быть только два, должны снизиться. Впрочем, для тарифа «Эконом» у этого агрегатора предусмотрена специальная оговорка.
— Новая опция может появляться в тарифе «Эконом», только когда количество желающих уехать на такси значительно больше, чем свободных машин. Так выше вероятность найти другого человека для совместной поездки, — цитировали пресс-службу федеральные СМИ.
Как рассказали 78.ru в пресс-службе «Яндекс Go», первые поездки с попутчиками в Северной столице уже состоялись. Привести конкретные примеры по маршрутам и стоимости там не смогли, но добавили, что «в целом эта опция предназначена для регулярных направлений, например, работа — дом.
Опрошенные 78.ru эксперты считают, что представленные форматы от People & People и «Яндекс Go» нельзя назвать чем-то исключительно эксклюзивным и новаторским. Так, в первом случае используется похожая схема на то, как устроен якутский InDrive (InDriver до ребрендинга в 2022 году). Этот агрегатор был основан ещё в 2012 году и сейчас, согласно данным на сайте организации, работает в 47 странах свыше семи сотен городах по всему миру.
В ситуации с новым продуктом «Яндекс Go» механизм похож на то, как организован междугородный Bla Bla Car, созданный изначально во Франции в 2006 году. Сейчас у этой структуры, согласно данным её сайта, свыше 100 млн клиентов в мире и около 30 млн в России, в частности. Примечательно, что у Bla Bla Car имеется система, при которой после поездки стороны выставляют друг другу оценки. Как рассказывают участники рынка на условиях анонимности, пятибалльные рейтинги для водителей и пассажиров есть и в «Яндекс Go».
По словам заместителя председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александра Холодова, не трудно предположить, что с введением «новых» форматов People & People и «Яндекс Go» просто хотят переманить часть клиентов InDrive и Bla Bla Car.
— Речь идёт о расширении прибыли за счёт близких областей и увеличении доли на рынке в ухудшающихся экономических условиях. Грубо говоря, это как при ресторане открыть продажу бизнес-ланчей, — поясняет он.
Как добавляют эксперты, из-за схожести механизмов проистекают минусы и плюсы предложенных форматов.
Шеф-редактор проекта Quto.ru (портал об автомобилях) Денис Смольянов не верит в то, что они заработают в итоге в Северной столицы. Эксперт при этом задаётся вопросом, если в варианте с People & People пассажиром будет предложена самая низкая цена, и найдётся желающий ехать по такой демпинговой стоимости водитель, то каково может оказать качество этой поездки и в каком состоянии приедет машина?
— Очевидно, что всё может оказаться не в лучшем свете. При этом любая поездка меньше, чем за 500 рублей уже уводит всех в минус. А если это будет 300, 100 рублей? И вообще не совсем понятно, как это всё будет работать. В ситуации, например, с репетитором, например, клиент действительно может назначить свою цену и ждать, когда желающий за такие деньги найдётся. А в ситуации с такси в подавляющем случае человеку всё-таки надо куда-то доехать быстро, и не стоит задача выжидать часами выгодных предложений, — поясняет Денис Смольянов.
Не верит он и в масштабное будущее поездок с попутчиками. По словам эксперта, у Bla Bla Car всё сработало в своё время, потому что так всё в основном «заточено» на междугородние поездки, «а это принципиально совсем другие деньги, чем разъезжать внутри города».
Вспоминают участники рынка и скандальное убийство клиентки Bla Bla Car под новогодние праздники в 2018 году.
Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва подчёркивает: в «Яндекс Go» водителей тщательно проверяют, там есть чёткие гарантии безопасности, но поехать с попутчиком вечером, например, в промзону или из неё, здравомыслящие люди вряд ли захотят.
Как считает Елена Пономарёва, оба формата вполне себе могут «выстрелить» в свете того, что подавляющее большинство россиян сейчас стремятся к жёсткой экономии, но хотят сохранить для себя комфорт, хоть и за меньшие деньги.
— Мы все видим, как теперь люди пересаживаются в том же такси из бизнес, комфорт плюс класса в просто комфорт или даже эконом. Но при этом пока немногие из тех, кто привык к такси, готовы пересаживаться на метро. Если речь идёт о неком аукционе между пассажиром и водителем, то это может даже начать восприниматься клиентом как некая игра: «вот смотрите, я выторговал дешевле самого дешёвого». При этом ещё до пандемии, по нашим исследованиям, около 20% покупателей были ориентированы исключительно на скидки у тех же ритейлеров. Сейчас эта категория явно стремительно растёт, — отмечает она.
Елена Пономарёва согласна с Денисом Смольяновым, что может встать вопрос о качестве таких дешёвых поездок и их безопасности в плане ДТП, в которые таксисты в городе и так попадают с завидным постоянством. Так, например, в мае этого года прямо в центре Петербурга на Невском проспекте такси въехало в пешеходов.