Сёмга по цене самолёта: почему в Петербурге дорожает рыба и что дальше будет с ценами?

11 окт, 11:10
Светлана Коваленко
Под Петербургом может появиться крупный форелевый комплекс. Но пока цены на рыбу и морепродукты продолжают шокировать не только рестораторов, но и горожан. 78.ru разбирался, почему эти товары оказались в жёстком дефиците и достигли ли цены потолка.
Коллаж 78.ru: unsplash.com, Rober Solsona/globallookpress.com

Резкое подорожание продуктов питания петербуржцы прочувствовали на себе ещё в марте. С тех пор цены на какие-то товары, в основном, овощи и фрукты, стабилизировались. Но стоимость рыбной продукции продолжает свой стремительный взлёт, о чём с болью говорят уже даже московские рестораторы, жалующиеся на то, что «лосось россиянам обрубили». В Петербурге участники рынка и эксперты печально шутят: «та же сёмга за килограмм теперь идёт по цене авиабилетов» и готовятся, в основном, к пессимистичным сценариям. 78.ru выяснял, почему так произошло и чего ждать от новой осенней путины.

Тренд на импортозамещение

О том, что бывший руководитель ГК «Пионер» и владелец девелоперской компании Formula City Юрий Грудин намерен поучаствовать в проекте по созданию комплекса по выращиванию форели в Ленинградской области, написали федеральные СМИ. Объект, вложения в которые могут составить до 1,7 млрд рублей, расположится на Ладожском озере в Приозерском районе.

Совместно с компанией ООО «Ру2», в которой и были куплены 50% акций, предполагается организовать переработку продукции, а продавать её хотят под собственным брендом.

Как рассказал 78.ru сам Юрий Грудин, запустить комплекс планируется весной следующего года.

— Наше форелевое хозяйство будет реализовать новые технологии и участвовать в создании современных рыбоводных садков, оборудованных автоматической системой кормораздачи. Среди перспективных клиентов — крупный ритейл, предприятия по переработке рыбы, представители малого и среднего бизнеса, — пояснил он.
Фото: Ronny Hartmann/globallookpress.com

Как добавил Юрий Грудин, «Ру2» — это опытный эксперт в аквакультуре, и его предложение совпало с желанием диверсифицировать направления бизнеса. В этом году снизились поставки рыбы из-за рубежа, а спрос на этот вид продукции только растёт.

— Но я вижу не только возможность получения прибыли, но и важный тренд на импортозамещение, развитие экономического потенциала Ленинградской области. Наш инвестиционный проект предполагает строительство производства с проектной мощностью 5000 тонн рыбы в год, что позволит почти вдвое увеличить объём выращиваемой форели в области (для справки — в 2021 году в Ленобласти выращено 12,6 тыс. тонн рыбы). Поэтому мы рассматриваем привлечение как средств государственного субсидирования, так и банковских кредитов для развития проекта. В ближайшие три-четыре года планируем вывести предприятие на заявленные мощности и годовой оборот объемом 3,5 млрд рублей, — пояснил Юрий Грудин.

Лосось обрубили, сёмга заканчивается

Примечательно, что на резкое снижение зарубежных поставок и рекордное подорожание рыбы по сравнению с весной недавно обратили внимание и москвичи. Так, как рассказал омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов, стоимость выросла в настоящее время в 2,5 раза и продолжает увеличиваться. Его поддержал генеральный директор АНО «Институт развития национальной системы региональных продуктов и защищённых географических наименований» Владимир Баканов. Он назвал примерно те же цифры и подчеркнул, что, если не наладить собственное производство, то ценник и дальше будет только всё больше шокировать россиян.

— Лосось нам обрубили, — эмоционально констатировал Сергей Миронов.

В Петербурге «успокаивают»: лосось ещё есть, но сёмга скоро может закончиться, а цена за её килограмм уже сопоставима с авиабилетами по определённым направлениям.

Так, совладелец «Теремка» Виталий Свидовский отмечает, что в его сети сёмгу последний раз удалось закупить по оптовой цене 2400 рублей за 1 кг.

— Но мы и не являемся элитными заведениями общепита. В таком сегменте цены ещё выше. Потому пока что в своих рецептах мы часто вынуждены заменять теперь сёмгу форелью, — посетовал он.
Фото: vk.com teremok
Фото: vk.com/teremok

Совладельцу «РеалЪ» Александру Мышинскому повезло меньше. В их сети слабосолёную сёмгу последний раз закупали в апреле по оптовой цене до 2500 рублей за килограмм. Теперь осталась только форель и лосось примерно за 2000 рублей за кг.

— Но теперь такой товар покупают исключительно на акциях, когда цена значительно ниже стандартной. Хотя раньше рыба «акционной» не была, — разводит руками он.

Основатель управляющей компании Evdokimov group Владислав Евдокимов (ресторанная группа «Паруса») вспоминает, что в их заведениях из-за подорожания сёмги пришлось отказаться от суши. Качественную замену ей в этом блюде найти не удалось, а цена с весны действительно скакнула вдвое.

— Причём летом в том же Сочи сёмга стоила дешевле, чем в Петербурге. Почему так вышло, я не знаю, — признался он.

Лишь доля шутки

Здесь стоит отметить, что цены для оптовиков, естественно, отличаются от тех, что покупатели видят на полках. Так, если взять данные на сайте ритейлера «Лента», то есть, например, предложения о 150 граммовом куске сёмги слабой соли стоимостью 477 рублей по акции и о 503 рублях по стандартной цене. Таким образом, не трудно подсчитать, что 1 кг такого товара обойдется в 3180 и в 3353 рублей соответственно. Икру лососевую «Сделано в Море» в баночке на 95 грамм в сети предлагают приобрести со скидками за 500 рублей. Стандартная цена на товар составляет 526 рублей. Таким образом, её килограмм обойдется в сумму свыше 5000 рублей при максимальной стоимости. Запомним эти цифры, так как после них шутка о сравнении расценок на сёмгу и авиабилеты…перестает быть таковой.

Так, как рассказали в сервисе для планирования путешествий OneTwoTrip, сейчас улететь из Петербурга в Калининград возможно минимально за 1150 рублей, в Казань — от 1200, Пермь — от 1500, Москву — от 1600, Архангельск — от 1900 и Уфу — 2400 рублей.

— Если рассматривать перелёты со средней стоимостью около 5000 рублей, то выбор направлений довольно широкий. За эту сумму можно взять билет из Петербурга в популярные города: Сочи, Екатеринбург, Минеральные Воды, Мурманск или Самару, — добавили там.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

В пресс-службе Туту.ру отметили, что слетать туда – обратно, например, в Москву или Архангельск можно за 3936 и 4999 рублей соответственно. Одиночный билет в Калугу обойдется в 3410 рублей, в Калининград — 3521, в Казань — 3879, в Махачкалу — 4954, в Нижний Новгород — 4447 рублей.

В Aviasales можно найти варианты перелёта из Петербурга в Сочи на октябрь за 2615 рублей.

Снежный ком факторов

На вопрос, почему рыба так стремительно дорожает и становится всё более дефицитной, участники рынка и эксперты называют целый комплекс факторов. Логистические цепочки поставок оказались капитально разорваны ещё в первый пандемийный год, а теперь после февральских событий на фоне геополитических реалий многие страны (например, Дания, Норвегия, поставлявшие раньше как раз атлантический лосось) категорически отказываются иметь дела с Россией, хотя формально рыбная продукция под санкции не подпадает.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков поясняет, что в марте РФ наблюдалась монетарная инфляция. То есть, рубль упал, а цены поползли вверх. Теперь эксперт считает, что надо говорить об инфляции структурной, при которой национальная валюта укрепляется, а стоимость товаров всё равно растёт.

— И этот тренд, скорее всего, будет, продолжаться. При этом увеличение дефицита в какой-либо продукции на 5% ведет к росту цен на 40%. Да, они и дальше будут расти, хотя, надеюсь, пиковых мартовских значений не повторят, — отметил Иван Федяков.
Фото: Rober Solsona globallookpress.com
Фото: Rober Solsona/globallookpress.com

По его словам, что касается рыбы, до настоящего времени всё было устроено следующим образом: в России 80% добывалось на Дальнем Востоке, а 70% потреблялось в центральной части страны.

— То есть, говоря простым языком, рыбная продукция Дальнего Востока до россиян не доходила, а шла в Азию. А для нас рыбу закупали в Европе, в той же Норвегии и Дании. Теперь такие поставки, естественно, закрыты. Почему не могли привезти рыбу с Дальнего Востока, хотя объёмы её вылова покрыли бы все отечественные потребности? Потому что РЖД не справляется с перевозками. Из Дальнего Востока в Москву товарные поезда едут почти месяц с учётом загрузок и перегрузок, сортировок вагонов на станциях. Это не пассажирские составы. Надо уже что-то делать, чтобы товарные поезда ездили хоть чуть быстрее, чем идти пешком. Плюс, в своё время были пущены под нож рефрижераторы. Теперь их надо строить заново десятками тысяч. А это невозможно сделать за полгода или даже год. Это дорогие вагоны со сложным оборудованием, — констатировал аналитик.

«Квоты под киль»

Иван Федяков добавил, что есть и третий аспект. Так, раньше рыбакам было выгодно поставлять продукцию исключительно на экспорт, потому как государство рассматривало их как получателей сверхприбылей и облагало соответствующими обременениями. Существовала и так называемая система «квоты под киль». При ней, за право ловить рыбу рыбаков обязывали строить новые современные суда.

— С одной стороны, это был хороший тренд, так как он создавал заказы для отечественного производства. А с другой стороны, он закладывал дополнительные затраты для рыбаков, — пояснил эксперт.

Иван Федяков подчеркнул, что система «квот под киль» до сих пор существует, её никто не отменил, несмотря на все новые реалии.

— А как теперь строить суда, где 80% оборудования было импортным, никто не знает. Это может привезти к тому, что контракты на производство судов будут сорваны, а сами рыбаки начнут массово банкротиться. Я не говорю, что рыбы в России в принципе теперь не будет, но она будет дорогая, более низкого качества и в меньших объёмах, — заключил он.
Фото: Matthias Bein globallookpress.com
Фото: Matthias Bein/globallookpress.com

С тем, что систему квот надо принципиально перестаивать, согласен и Сергей Миронов.

— У нас есть наша отечественная качественная рыба: нерка, кижуч, чавыча. Но она вся действительно уходит в Азию. Много рыбы до сих пор идёт в Японию, хотя на свою рыбную продукцию россияне имеют полное право. Квоты надо выстроить так, чтобы как-то обязать рыбаков поставлять часть улова в обязательном порядке на отечественный рынок. Но об этом никто не хочет думать, — отмечает он.

«Не соответствуют нашим требованиям»

С тем, что рыба и морепродукты будут только дорожать, согласны многие участники рынка. Но окончательно тренды станут понятны, когда осенью пойдет новая путина после последней, которая была в августе.

— Что дальше будет с ценами, зависит от того, сможет ли снова поставлять продукцию Чили. На эту страну тоже приходилась значительная доля поставок до февраля. И вот с того момента они и прекратились. Если поставки возобновятся, то стоимость может в октябре пойти вниз. Если такого не случится, то дальнейшего роста отпускных цен не избежать. Они могут увеличиться до 2,6 — 3 тысяч рублей для оптовиков. Также добавлю, что в августе мы пытались закупить ту же семгу, но она оказалась тогда неподходящего для нас качества, — рассуждает Виталий Свидовский.

Как отмечает Александр Мышинский, в последнюю закупку оптовики предложили заплатить за банку красной икры весом 90 грамм 600 рублей, тогда как до этого цена составляла 511 рублей, и это еще не времена перед Новым годом. По его словам, проекты импортозамещения в сфере искусственного разведения рыбы можно только поприветствовать, но пока такие попытки вряд ли можно назвать удачными. Так, сеть предлагала в аренду поставщикам рыбы свои помещения, но 2все три захода с этой кампанией оказались неудачными».

— Пытались мы и взаимодействовать с аквафермами напрямую, но те предлагают в основном, чтобы мы сами вывозили рыбу. А это не соответствует нашим требованиям, — констатировал он.

Запрос есть, культуры нет

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва вспоминает данные официальной статистики за 2021 год. Согласно им, в российских малоимущих семьях потреблялось около 14 кг рыбы в год на человека, в обеспеченных семьях этот показатель составлял около 30 кг, в семьях со средним доходом — 21,7. В допандемийном 2019 году в среднем съедали примерно 22 кг.

— То есть, есть незначительное снижение, но оно не критично. Примечательно, что наличие детей сказывалось на показателе незначительно. Но чем их больше в семье, тем потребление меньше. Рыба востребована у любителей ЗОЖ, женщин, пенсионеров. При этом в тяжелых 90-ых прошлого века оно упало до 9,9 кг. Согласно же последним рекомендациям Минздрава РФ, показатель нормы составляет 22 кг, и мы в него в принципе вписываемся и нельзя сказать, что рыбы мы не едим, — рассуждает Елена Пономарёва и добавляет, что в норматив также закладываются консервы и пресервы.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

При этом, по ее словам, курицы и мяса (свинины) россияне съедают в 3 раза больше, чем рекомендует Минздрав.

— В популярности куриного мяса, индейки, свою значительную роль сыграла и агрессивная рекламная политика производителей, постоянно напоминающих о полезности продукции и ее низкой цене. В рыбной отрасли таким пиаром не занимаются, — отмечает она.

По мнению Елены Пономарёвой, в отношении рыбы ситуацию можно охарактеризовать так: есть большой потенциал на ее употребление, но нет рыбной культуры. Многие не хотят покупать такой товар и потому, что ее надо чистить и разделывать. Есть и большие претензии к качеству рыбной продукции, особенно, в низком ценовом сегменте (путассу, минтай). Но это не значит, что все живут только дорогой семгой и форелью.

Другое по теме