Экономика
09:1620 апреля 2022

Без авокадо, креветок и импортных вин: как ресторанный бизнес Петербурга переживает кризис

Общепит вновь в крайне сложной ситуации: поставщики задирают цены до небес, а доходы посетителей не растут. Импортный алкоголь и многие зарубежные продукты просто исчезли. Как рестораторы выходят из положения и что ждёт петербургский общепит?

Фото: pexels.com

Рекордсмены по росту цен среди продуктов

Рост цен на продукты за последние полтора месяца серьёзно ударил по общепиту — причём по всем сегментам этого бизнеса, от бюджетных кафе до дорогих ресторанов. Заведения Петербурга по-разному отреагировали на этот вызов: малый бизнес был вынужден поднять цены, некоторые крупные сети постарались сохранить стоимость блюд на прежнем уровне в ущерб доходу, но не у всех это получилось. Мы побеседовали с представителями самых разных петербургских сетей и отдельных заведений общепита, чтобы выяснить градус напряжённости.

Виталий Свидовский, генеральный директор и совладелец группы компаний «Теремок», определил ситуацию с продуктами на петербургском рынке как весьма сложную:

— Рост цен за месяц с небольшим составил от 20 до 60%. Но есть, конечно, рекордсмены: это красная рыба, сахар, которые подорожали в два раза. Подсолнечное масло подорожало на 60-80%, при том, что его Россия производит в полном объёме. Это серьёзный вызов для отрасли. Все понимают, что мы не можем перекладывать это на розничные цены — тогда покупатели от нас просто отвернутся.

Какой же поддержки рестораторы хотят от власти? Виталий Свидовский рассказал, что для крупного бизнеса, который представляет «Теремок», важно снижение НДС до нуля:

— Для МСП (малого и среднего предпринимательства — прим. авт.) есть обнулённый НДС, и ещё в два раза снижены налоги для заработной платы, а у нас такого нет. Конечно, мы сейчас испытываем серьёзные проблемы с рентабельностью, с доходностью, это для нас довольно критично.
Поэтому надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос будет решён для нас положительно, и мы получим ещё дополнительные гранты либо субсидирование на развитие сетей национальной русской кухни с российскими компаниями. Потому что это, конечно, вызов и, самое главное, — возможность для российских предпринимателей показать себя после ухода части иностранных компаний с рынка.

Александр Батушанский также отметил, что НДС — «избыточный налог» для данной сферы. Ресторанный бизнес также надеется на снижение отчислений в фонды, связанные с зарплатами.

— В остальном мы особо не ждём поддержки от власти сейчас, потому что особо не понятно, что попросить. Мы всегда ждём поддержки, когда вводят какие-то ограничения. Если нас закрывают или ограничивают во времени, мы ждём, что нам компенсируют выручку. Если никаких ограничений, аналогичных пандемии, от власти не будет, нам никакой дополнительной поддержки не нужно, будем выживать, как можем, — разводит руками управляющий ресторанов Арама Мнацаканова.

Все представители ресторанного бизнеса согласны с тем, что главное — не мешать общепиту. Они также очень ждут снятия последних ковидных ограничений. В остальном рестораторы уповают на импортозамещение и собственную креативность. И очень переживают о покупательской способности петербуржцев — ведь если она серьёзно упадёт, не помогут уже никакие субсидии.

БизнесРестораныЕдаАлкогольСанкцииПродукты
Елена Кобзева
Другое по теме