Петербуржцы онлайн: тренды интернет-торговли в эпоху пандемии
Плюс триллион товарооборота за год
В условиях пандемии в онлайн-сферу пытаются перейти даже те виды бизнеса, которые, казалось бы, никак не совместимы с интернетом: например, сети салонов красоты открывают свои интернет-курсы, а фитнес-инструкторы всё чаще ведут уроки по сети. В ситуации, когда выходить из дома не рекомендуется в принципе, а ходить по магазинам – дело опасное, онлайн-торговля развивается просто невероятными темпами.
Ещё год назад эксперты «Яндекс.Маркета» указывали на чрезвычайно быстрый рост интереса жителей нашей страны к покупкам в интернете. По данным «Яндекса», в 2019 году оборот онлайн-рынка в России составлял более одного триллиона рублей в год. При этом, онлайн покупалось 5% всех товаров в стране.
Из-за пандемии в 2020 году торговля в интернете совершила ещё более резкий скачок. Как рассказали журналистам эксперты «Яндекс.Маркета» в ноябре, осенью 2020 г. годовой оборот онлайн-рынка превысил уже два триллиона и составил 9% всего товарооборота в стране.
– Режим самоизоляции очень сильно повлиял на рынок онлайн-торговли, – отметила Полина Упитис, PR-директор «Яндекс.Маркета». – Очень многие люди, которые покупали раньше онлайн нечасто, стали делать это регулярно. Вместо того, чтобы, например, покупать только товары для дома, они стали покупать также продукты питания, товары для детей на регулярной основе. А те, кто не пробовал раньше покупать онлайн и сделал свою первую покупку весной, мы видим, что они стали возвращаться за покупками осенью – потому что поняли, что это удобно, безопасно, что товары доставят к двери, что там широкий ассортимент. Поэтому, конечно, в этом году онлайн-торговля совершила колоссальный скачок вперёд, рынок очень серьёзно вырос. Я думаю, что в конце этого года мы увидим колоссальные цифры роста, более 40%.
И это не удивительно, ведь впереди новогодние праздники – и если уж люди не смогут повеселиться на корпоративах, то отказывать себе в подарках причин нет (помимо, конечно, упавшего благосостояния – но это совсем другой вопрос).
Покупки по сети: от мала до велика
Количество людей в возрасте от 16 до 55 лет, совершающих покупки онлайн, за последние три года в России утроилось. Количество онлайн-покупателей составляет, по данным «Яндекс.Маркета», на данный момент уже 51,2 миллиона человек. Из них два миллиона – дети и подростки до 16 лет, совершающие покупки в интернете самостоятельно.
В Северо-Западном Федеральном округе онлайн-магазинами пользуется 47% населения в возрасте от 16 до 55 лет. Конкретно в Санкт-Петербурге и Ленобласти, по данным аналитиков «Яндекса», рынок онлайн-торговли вырос за год ещё больше, чем в целом по России – на 54% (тогда как по России рост составил 45%).
Как отметили эксперты, это объясняется тем, что в нашем городе и области хорошо развита логистическая структура и немало популярных местных интернет-магазинов. Кроме того, петербуржцы давно привыкли к покупкам онлайн. Как рассказали специалисты «Яндекс.Маркета», 31% петербуржцев среди тех, кто покупает онлайн, свою первую покупку совершили более 6 лет назад. Ещё 28% покупают в интернете уже 4-5 лет, а 17% и вовсе совершили первую покупку более 10 лет тому назад. А вот «новичков» меньше всего: только 6% из петербуржцев, покупающих товары в интернете, сделали это впервые год назад и меньше.
Но тут речь идёт о тех, кто покупает онлайн в принципе. Много ли таких людей среди петербуржцев? Как показывают исследования «Яндекс.Маркета», проведённые совместно с исследовательским агентством GfK, 68% жителей Петербурга в возрастной категории от 16 до 55 лет совершают покупки в интернете.
Тенденции 2020: лечиться онлайн, не ездить в метро
На что же во время пандемии и режима самоизоляции спрос в нашем городе вырос особенно сильно? Если говорить о торговле онлайн, то здесь есть как вполне понятные, так и довольно неожиданные тенденции. Полина Упитис рассказала о результатах исследования онлайн-покупок в 2020 году, проведённого сервисом «Яндекс.Аналитика»:
– Мы делали анализ по лекарственным препаратам и видели, что был всплеск спроса на лекарства, росли противовирусные средства и средства от простуды. В принципе, по всем нашим сервисам с каждой волной серьёзно рос спрос на антисептики, средства защиты, маски и всё, что касается ограничений, которые накладывал Роспотребнадзор в связи с масочным и перчаточным режимом.
Нужно отметить, что только в начале апреля 2020 года президент подписал закон, разрешающий онлайн-продажу безрецептурных лекарств – ранее любые таблетки можно было законно приобрести только в оффлайн-аптеках. Правда, не каждая аптека может сейчас вот так запросто завести интернет-магазин. Согласно требованиям, прописанным в законе, желающей открыть онлайн-продажу аптеке необходимо получить специальное разрешение, а для этого она должна работать не менее года и иметь не менее десяти «реальных» точек продаж. Такое разрешение имеют на сегодня 240 аптек.
Помимо этого, весной наблюдался резкий всплеск покупок онлайн различных средств передвижения: велосипедов, самокатов, моноколёс и т.п. То есть той «спортивной техники», с помощью которой можно передвигаться самостоятельно одному, не прибегая к общественному транспорту или такси.
– Люди решили, что они теперь не хотят садиться в общественный транспорт, хотят ездить самостоятельно, – считает Полина Упитис.
Товары для киберспорта – не только киберспортсменам
О другой любопытной тенденции, вызванной пандемией, рассказал Кирилл Шпара, руководитель отдела маркетинговых исследований «Яндекс.Маркета»:
– Наблюдался интересный тренд: росли покупки как вещей, связанных с «обычным» спортом, так и с киберспортом.
Причём различные аксессуары для спорта покупали не только ради поддержания тонуса на самоизоляции, но и для банального удобства: к примеру, спортивная одежда удобна в качестве домашней. Такая же «двойная история» происходила и с товарами для киберспорта.
– С одной стороны, люди активно закупались, потому что у них было больше времени и возможностей побыть дома, они активнее играли, а с другой стороны, например, кресла для киберспорта росли (в онлайн-продаже), потому что они очень удобные, и люди, которые работали на самоизоляции, активно их приобретали для работы из дома, – отметил Кирилл Шпара. – Очень многие вещи получили двойное рождение и стали популярны для новой целевой группы.
Весной 2020 г. также наблюдался всплеск популярности доставки товаров на дом с помощью курьера: если ещё в январе 58% петербуржцев предпочитали самовывоз, то в апреле сами за товарами ездили лишь 27% горожан, а 73% заказывали всё с доставкой. Правда, после апрельского пика популярность курьерской доставки немного упала: в мае она составила уже 70%, в июне – 66%, и, наконец, в октябре снизилась до 59%. Тем не менее, у курьеров сейчас по-прежнему намного больше работы, чем раньше.